Экономика

Атомный распил

Вентиляционную трубу над 4-м разрушенным реактором ЧАЭС демонтировали в рекордные сроки и с использованием уникальных плазменных технологий.

Украина сделала очередной шаг к обеспечению собственной радиационной безопасности и защите от новых радиационных угроз всего центрально- и восточноевропейского региона. В канун нового года корпорация «Укртрансбуд» завершила реализацию проекта по демонтажу главного препятствия для строительства нового безопасного конфайнмента над разрушенными энергоблоками Чернобыльской АЭС – вентиляционной трубы ВТ-2. Уникальный для строительной и энергетической отраслей проект стоимостью $11,7 млн. осуществили в рекордные сроки – за 25 дней.

Проблема весом в 350 тонн

Объект «Укрытие-2», известный также как новый безопасный конфайнмент над наиболее опасным с точки зрения радиационной активности 4-м энергоблоком Чернобыльской АЭС возводится по принципу арочной конструкции. Она должна накрыть блок и простоять в незыблемом виде не менее 100 лет. Но прежде, чем начать активную фазу строительства, необходимо было решить «маленькую проблему»: демонтировать вентиляционную трубу ВТ-2, которая была существенно выше самого блока и потому просто физически не поместилась бы под новый саркофаг.

ВТ-2 – это та самая труба, которую видно на всех кадрах поставарийной кинохроники, которая возвышается над блоком на многочисленных фотографиях ЧАЭС и которая является одним из символов Чернобыльской трагедии Раскрашенная в полосатый рисунок конструкция и до, и после аварии служила для отвода из помещений 3-го и 4-го реакторов загрязненного и подачи туда свежего воздуха для обеспечения нормальной работы персонала и техники. Построенная при Советском Союзе на совесть конструкция в принципе могла бы служить и дальше, если бы не необходимость возведения нового конфайнмента.

В 2011 году ВТ-2 была заменена новой трубой, размещенной немного дальше, чем строительная площадка нового саркофага. Но при этом так же хорошо обеспечивающей вентиляцию для третьего энергоблока. Впрочем, до октября 2013 года ее не вводили в эксплуатацию, а потому весь процесс переключения на новую вентиляционную систему, демонтажа ВТ-2, и соответственно, строительства нового безопасного конфайнмента –задерживался.

Впрочем, это не означает, что проектная группа по демонтажу «старой трубы» сидели, сложа руки. В государственном институте «Атомэнергостройпроект» разработали схему, по которой необходимо было разобрать конструкцию ВТ-2. Предстояло решить несколько важных задач. «Во-первых, демонтировать трубу с минимальными затратами человекочасов. Слишком уж большими были предполагаемые дозы радиации, которые можно было получить при плазменном распиле на части ВТ-2, заполненной радиоактивной сажей. Поэтому было принято решение разрабатывать проект, по которому в демонтаже будет задействовано не более 50-55 человек. Во-вторых, нужно было найти огромный по своим размерам и грузоподъемности кран, который бы позволил снимать блоки трубы в минимальное число подходов. Уникальность локации заключалась в том, что труба высотой более 150 м находилась почти в 100 метрах от ближайшей площадки, на которой в принципе можно было разместить какой-либо подъемный механизм. При этом кран со стрелой длиной не менее 210 м должен был иметь возможность поднять как минимум 60 тонн веса (грузовой вагон в полном снаряжении). Общая же грузоподъемность машины должна была составить не менее 1600 тонн», – рассказывает заместитель председателя правления корпорации «Укртрансбуд» Владимир Беломытцев.
Таких кранов в мире всего десяток. «Демаг СС-8800-1» прибыл в Украину из Италии, где выполнял подряд одной из бельгийских компаний. Чтобы доставить части крана в Чернобыль из порта г. Ильичевска, проектной группе пришлось задействовать 92 тяжелых грузовика. «Демаг» должен был перенести 6 блоков весом от 25 до 60 тонн, предварительно отрезанные от конструкции трубы плазменным резаком.

Работать нужно было быстро. Начало демонтажа 26 октября в климатических условиях Украины не сулило ничего хорошего: как только в страну пришли бы холода, ветра и обильные осадки, работы пришлось бы приостановить, тратя драгоценное время и ресурсы доноров строительства на простой оборудования.

К решению задачи пригласили как западные компании, уже ведущие работы на территории объектов ЧАЭС и зоны отчуждения, так и отечественных подрядчиков. Ценовое предложение и техническое решение от украинской группы оказалось гораздо привлекательнее и финансово выгоднее для международного консорциума, курирующего вопросы строительства «Укрытия-2». Поэтому реализацию проекта осуществлял генподрядчик корпорация «Укртрансбуд», а также ДП «Западно-Украинское монтажное управление ОАО «Южтеплоэнергомонтаж».

Непредвиденные проблемы

«Демонтаж трубы реактора, одна из самых сложных работ, должен начаться в этом месяце (ноябре – авт.) и закончиться до наступления свирепой зимы в Украине, когда температура достигнет -25С. Сегменты трубы весом 55 тонн каждый, полные радиоактивной сажи и пыли, будут отрезаны плазменным резаком, и будут удалены с помощью крана. Подъемы сегментов будут очень беспокойными: если кран промахнется или оператор просчитается, и сегмент попадет в реактор, то новое облако радиоактивной пыли может попасть в атмосферу», – написала в канун начала активной фазы работ британская The Independent. С похожими комментариями выходили в этот период и некоторые другие западные СМИ, пристально следящие за использованием средств европейских налогоплательщиков на, пожалуй, одной из самых опасных строительных площадок современности.   
Однако работа шла планомерно. Рассчитанные до мельчайших деталей украинскими проектировщиками планы по срокам и технике снятия каждого из шести сегментов конструкции трубы неукоснительно выполнялись. Но на предпоследнем этапе вдруг сработала система защиты механизмов и конструкций крана: поднять эту секцию ему было не по силам, поскольку реальный вес  превысил расчетный.

Решение нужно было искать в течение очень короткого времени. «Буквально за ночь, с пятницы на субботу, проектная группа разработала новый проект по разделению шестого сегмента трубы на две части с предварительным отделением решетки от основы ствола. Таким образом, нам пришлось увеличить на один подъем количество манипуляций крана. Естественно, это привело к увеличению расходной части», – рассказывает Александр Плотников, руководитель группы управления проектом, которая непосредственно занималась демонтажем трубы ВТ-2.

По его словам, экстремальность ситуации заключалась в том, что в момент, когда часть конструкции уже была отсоединена от основания трубы, консультанты проекта приняли решение сменить персонал из-за необоснованного объема получаемых им доз радиации. Это внесло дополнительное напряжение в обстановку, поскольку провести полную ротацию в выходной день да еще и в экстренном порядке было не так то просто.

Как сообщил в своем ежегодном докладе генеральный директор Чернобыльской АЭС Игорь Грамоткин, группа была вынуждена начать обратный процесс раскрепления трубы и ее заваривания: «Эта уникальная работа проводилась в тяжелых радиационных условиях… Было принято решение извлекать и поднимать отдельно ствол и обрешетку трубы. Работы продолжались и ночью». Подрядный персонал, с которым много лет работает бок о бок Владимир Каштанов и Виктор Хаврусь Александр Плотников, Сергей Приходько, Андрей Николаенко, Богдан Середа, Константин Дорошенко, Виктор Матвийчук, Петр Мельничук, Юрий Кневец, Максим Довбыш, Алексей Вихарев, по словам Игоря Грамоткина, проявили небывалый героизм и по итогам реализации проекта будут представлены к ведомственным и государственным наградам.

После завершения демонтажа детали конструкции вывезены на захоронение в машзал 3-го энергоблока ЧАЭС. Благодаря реализации проекта консорциум Novarka получит возможность продолжить строительство второго фрагмента саркофага с дальнейшим поднятием и установкой его над разрушенным реактором.

Андрей Сергиенко

kate