Сбылась давняя мечта отцов-основателей и ключевых владельцев группы Альфа: полностью резидентировать свой бизнес в странах Старого Света и свести к минимуму любое российское влияние на бизнес, будь то политическое, юридическое или даже экономическое.
Сделка между итальянской UniCredit Group и владельцем Альфа-Банка — голландской АВНН — несомненно, создала информационный фон января. Но, как обычно, за множеством аналитических статей и псевдопатриотических стенаний об экспансии российского капитала в Украине, незамеченным остался один простой факт. Сбылась давняя мечта отцов-основателей и ключевых владельцев группы Альфа: полностью резидентировать свой бизнес в странах Старого Света и свести к минимуму любое российское влияние на бизнес, будь то политическое, юридическое или даже экономическое. Поэтому сделка между ABH Holdings S.A. с UniCredit Group — лишь способ евроинтеграции и получения влиятельных покровителей на западе в виде акционеров для отдельно взятого российского бизнеса. А Укрсоцбанк для Альфы — не просто билет в Старую Европу и выход на глобальный финансовый рынок посредством присоединения к одной из крупнейших в мире финансовых корпораций с активами свыше триллиона евро. Эта сделка сформирует новый ландшафт украинского финансового рынка.
История эмиграции
Альфа-Банк уже достаточно давно избрал для себя европейское будущее. Компанией ABH Holdings S.A. с головным офисом в Люксембурге владеют граждане Израиля Михаил Фридман (36,47%) и Герман Хан (23,7%), а также граждане РФ Петр Авен (13,76%), Алексей Кузьмичов (18,12%), Андрей Косогов (4,08%).
Специфика сделки АВВН с UniCredit Group состоит в том, что она была проведена без денег путем обмена активами: итальянцы передают принадлежащие им 99,8% пакета акций в Укрсоцбанке российской «Альфа Групп» через материнскую компанию банковского холдинга — ABH Holdings S.A. (ABHH). В обмен на украинскую «дочку» UniCredit Group получает 9,9% вновь выпущенных акций ABHHoldings. Таким образом, одна из крупнейших европейских финансовых групп становится акционером всех банков «Альфа-Групп». Это означает не только полноценную европейскую «прописку» финансового конгломерата, но и двойную поддержку со стороны акционеров в случае необходимости. Если холдингу ABHH придется поддерживать свои украинские активы деньгами, то UniCredit, как акционер холдинга, также обязан инвестировать деньги. Это лишь повышает гарантии устойчивости всех банков группы Альфа, а не только украинского, поскольку расширяет возможности финансовой поддержки.
Псевдопатриотические стенания о захвате украинского рынка российским капиталом и об уходе европейского — тоже сильно преувеличены. Аналитик банковского сектора группы ICU Михаил Демкив напоминает, что средства от UniCredit Group шли в украинскую экономику не только непосредственно через Укрсоцбанк. Некоторые компании получали прямое кредитное финансирование от «мамы» Укрсоцбанка UniCredit Bank Austria AG. «В определенной степени, UniCredit Group останется в стране — в виде кредитов в украинском банке. Также остаются прямые кредиты группы украинским заемщикам, выданные UniCredit Bank Austria AG. Согласно групповой финансовой отчетности, объем таких кредитов составляет 400 млн евро. Но, очевидно, операционный контроль за банком будут осуществлять уже новые владельцы», — пояснил ситуацию Михаил Демкив.
Ранее акционеры ABHHoldings вели переговоры о возможности приобретения другой украинской «дочки» крупной европейской финансовой группы Raiffeisen — Райффайзен Банка Аваль. Как и Укрсоцбанк, Райффайзен Банк Аваль тоже давно рассматривался как актив на продажу и Альфа начала переговоры с Raiffeisen еще в 2013 году. С австрийцами обсуждался вариант, что Альфа-Групп становится миноритарным акционером группы Raiffeisen, которой впоследствии передаются все банковские активы Альфы.
Но, скорее всего, ситуация для Raiffeisen с его украинской «дочкой» была не столь критична. В то же время итальянцам сделка по продаже украинского актива поможет выровнять собственные показатели. «В результате подписания соглашения и передачи украинского актива в отчетности группы UniCredit за IV квартал 2015 года будет отражена одноразовая статья в размере 200 млн евро. Преимуществом закрытия сделки является сокращение рисковых активов», — говорится в официальном сообщении UniCredit по поводу сделки. Анастасия Туюкова, старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital по банковскому сектору, пояснила: это означает, что компания понесет убыток на указанную сумму, но при этом сделка никак не отразится на адекватности капитала материнского банка, поскольку «приведет к снижению взвешенных на риск активов».
Транзитный вокзал
При кажущейся значительной разнице между несостоявшейся сделкой с Raiffeisen и состоявшейся с UniCredit Group у них совершенно идентичная логика: заполучить для Альфы в акционеры крупную европейскую финансовую корпорацию, а в идеале — сделать ее «мамой» банковских активов группы Альфа. Здесь вполне очевидна политическая подоплека таких инвестиционных операций — дистанцирование от российского влияния и получение мощного европейского покровителя из числа крупнейших финансовых институтов Старого Света.
Вполне очевидно, что Укрсоцбанк покупался не с точки зрения развития бизнеса, а именно как входной билет в высшую европейскую финансовую лигу. Ведь позиции Альфа-Банка на украинском рынке и так достаточно прочны, банк входит в ТОП-10 крупнейших финансовых учреждений по величине активов.
«Данное соглашение – это, в первую очередь, новые возможности для Альфа Групп, — подтверждает Михаил Демкив. —По нашим оценкам, более 40-50% портфеля Укрсоцбанка — неработающие кредиты. При этом банк сформировал существенные резервы под эти займы, для чего ему понадобилась докапитализация на сумму $0,5 млрд».
Проще говоря, банк для покупки присматривали не особо придирчиво. С проблемными кредитами так или иначе вопрос можно будет решить — Альфа-Банк славится на финансовом рынке одним из самых мощных и эффективных коллекшенов, имеет огромный успешный опыт работы с проблемными заемщиками независимо от их масштабов и покровителей, а на работе с плохими кредитами можно еще и хорошо заработать.
Еще одни признак, указывающий на то, что Укрсоцбанк приобретается Альфой как входной билет в высшую европейскую финансовую лигу — отсутствие чёткой стратегии новых владельцев Укрсоца, а также неясные перспективы интеграции его бизнеса с бизнесом Альфа-Банка.
Это честно признал президент Альфа-Групп Александр Луканов: «На данный момент нет окончательного решения. Есть разные идеи — от создания двух банков с разной специализацией до объединения или реструктуризации двух финансовых учреждений с последующей продажей одного из них. Окончательно можно будет сказать значительно позже. Не исключаю, что решение растянется на несколько лет. Сейчас можно говорить, что в ближайшее время все останется как есть: будут работать два банка», — сказал он.
Слияние и изменение
Сейчас Альфа-Банк Украина и Укрсоцбанк сопоставимы как по масштабам бизнеса, так и по специализации. Согласно данным Национального банка, по состоянию на 1 октября 2015 г., Укрсоцбанк располагал 43,1 млрд. грн. активов, занимая седьмое место в рейтинге банков НБУ. Альфа-Банк Украина на тот же период занимал восьмое место с 41,9 млрд. грн. активов. Оба банка активно работают с населением и с корпоративными клиентами, с сегментом МСБ, обладают хорошей технологической базой и разветвленной филиальной сетью. Динамика прироста депозитных портфелей у обоих банков также сопоставима: Укрсоцбанк за три квартала прошлого года привлек депозитов граждан на общую сумму 12,1 млрд. грн., а Альфа-Банк Украина — на 11,3 млрд. грн.
Эксперты единодушны в том, что сделка между UniCredit Group и ABH Holdings S.A. не только выгодна ее участникам, но и открывает новую страницу с истории банковской системы Украины.
Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий, уверен, что благодаря сделке обе стороны выигрывают: UniCredit Group безболезненно покидает украинский рынок, который ее акционеры считают высокорисковым; в свою очередь ABH Holdings S.A. получает западного партнера и контроль над одним из крупнейших украинских банков. А в перспективе на базе двух банков может быть создано одно из крупнейших на рынке финансовых учреждений.
«Покупка Укрсоцбанка позволит ABHH увеличить активы Альфа-Банка (Украина) практически вдвое (на конец сентября активы украинского Альфа-Банка составляли 42 мрд грн)», — заметила Туюкова. Объединенная структура Альфа-Банка и Укрсоцбанка может занять 4 место на банковском рынке по размеру активов. Ее будут опережать только ПриватБанк и государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк. Луканов заявил, что у акционеров Альфы есть возможность и желание «играть вдолгую», они верят в Украину, поэтому было решение увеличивать долю рынка именно сейчас.
Таким образом, сделка между ABHН и UniСredit создает новый ландшафт банковского рынка Украины: теперь на лидирующих позициях будут два государственных банка, Приват Банк, объединенная группа Альфа-Юникредит и «все остальные». Стоит обратить внимание, что это первый прецедент объединения двух крупных жизнеспособных банков — такого на украинском рынке не было, а до сих пор мы наблюдали лишь так называемую «кладбищенскую консолидацию», когда с рынка выводили неплатежеспособные учреждения.
Сделка между ABHН и UniСredit создает нового лидера в украинской банковской системе среди банков с иностранным капиталом. Учитывая широкую представленность группы UniСredit в ЕС и европейскую прописку группы ABHН, а также высокие маркетинговые компетенции обеих групп, фактически объединение означает амбициозную заявку на статус главного «европейского банка» Украины.
«Эта сделка позволит ABHH создать ведущего игрока в розничном и корпоративном банкинге, имеющего мощную платформу для роста и развития», — заявил глава ABH Holdings Петр Авен.
Объединение интересов двух европейских банковских группы — АВНН и UniСredit — станет не только знаковым событием для сделок слияний и поглощений на украинском банковском рынке, но и создаст дополнительные гарантии для клиентов: «Дочки» западных и российских банков будут докапитализированы материнскими структурами. А у банков с украинским капиталом сегодня очень ограниченные возможности по привлечению денег от акционеров или внешних инвесторов», — заметил аналитик банковского сектора группы ICU Михаил Демкив.