Правительство надеялось в этом году, путем распродажи остатков инвестиционно привлекательной госсобственности, привлечь в экономику страны крупных иностранных инвесторов. Однако мизерный объем средств, вырученных от приватизации в январе-июле, свидетельствует о том, что приватизационный план 2016 г. не будет выполнен.
Недавно руководство Фонда государственного имущества (ФГИ) сообщило, что планирует до конца этого года выставить на продажу ряд крупных инвестиционно привлекательных объектов. В частности, 51% уставного фонда Запорожского титаново-магниевого комбината, 50% — «Азовмаша», 100% — Украинской энергосберегающей сервисной компании, 20% — Уиндэнерго ЛТД, а также 100% — Украинского банка реконструкции и развития и 100% — Президент-Отеля.
Продажа этих пакетов акций должна быть осуществлена в соответствии с решением Кабинета министров о расширении перечня объектов права государственной собственности, подлежащих приватизации в 2016-2017 годах, принятым в августе этого года. «Правительство увеличило этот перечень, во-первых, за счет включения в него 320 пакетов акций из числа тех, которые ранее не планировалось выставлять на продажу, а, во-вторых, еще 110 из числа тех, которые незадолго до этого были исключены из списка объектов, не подлежащих приватизации вообще», — уточнил председатель ФГИ Игорь Билоус.
Ключевой конкурс
Напомним, что в январе этого года тогдашний министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявлял о том, что было бы целесообразно возобновить процесс большой приватизации в Украине, приостановленный в связи со сменой власти в стране еще в начале 2014 г., с продажи такого сложного и резонансного объекта, как Одесский припортовый завод (ОПЗ). «Я хотел бы продать ОПЗ, чтобы показать отечественной и международной общественности, что процесс приватизации в Украине может быть максимально прозрачным и эффективным, и что нынешней украинской власти можно доверять», — подчеркивал он.
ОПЗ является не просто одним из крупнейших в Украине предприятий, специализирующихся на выпуске азотных удобрений. Во-первых, в силу того, что к числу его производственных мощностей также относится входящий в структуру трубопровода Тольятти–Горловка–Одесса уникальный перевалочный комплекс, завод занимает монопольное положение на рынке СНГ в сфере услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака, а также азотных удобрений. А, во-вторых, на сегодня одно из важнейших звеньев этой транспортной цепи находится на т.з. «временно не контролируемой территории», то есть, в г. Горловка самопровозглашенной Донецкой Народной Республики (ДНР).
Большую часть объемов продукции, транспортируемых аммиакопроводом, обеспечивают производители стран СНГ, доля которых составляет не менее 70%. При этом бОльшую часть этого объема обеспечивает Российская Федерация (РФ), на долю которой приходится примерно 18% общего объема поставок аммиака на мировой рынок.
Поэтому, до тех пор, пока в распоряжении государства оставались бы 1018 км этой магистрали, перевалочный комплекс в составе ОПЗ, а также мощности порта «Южный», сбалансированная расстановка сил среди потребителей этих услуг, а также изрядный доход для казны от транзита, хранения и перегрузки продукции химпрома были бы обеспечены. В случае же продажи ОПЗ вместе с этим комплексом, представляющим собой ключевой элемент данной транспортной цепи, частный инвестор получил бы возможность контролировать абсолютно все ее звенья только в собственных интересах.
На деле же более двух лет назад, после весны 2014 г., в силу того, что с этого времени часть аммиакопровода оказалась на территории ДНР, а основным потребителем услуг перевалочного комплекса оказалось государство-агрессор, статус этого объекта изменился, и его инвестиционная привлекательность оказалась под вопросом. Так, до этого времени одним из главных претендентов на ОПЗ была Group DF, — компания Дмитрия Фирташа, — которая, сконцентрировав в своих руках четыре из шести украинских производителей азотных удобрений, рассчитывала включить этот актив в свою технологическую цепочку.
Кроме того, заинтересованность в ОПЗ давно проявляли представители российского крупного бизнеса. В частности, в конкурсе по продаже ОПЗ в 2009 г., который был признан несостоявшимся, участвовало ООО «Азот-сервис», входящее в состав «Сибур-холдинга». Также в числе претендентов на этот объект могли бы оказаться и подключенные к аммиакопроводу российские «Тольяттиазот» и «Минудобрения».
Однако к настоящему времени, вследствие принятия в Украине ряда определенных нормативных актов, какие бы то ни было возможности участия в отечественной приватизации вообще и ОПЗ в частности для инвесторов, как-либо связанных с РФ, были полностью исключены. А возможности привлечения какого-либо респектабельного западного инвестора, который наверняка не стал бы зависеть в своей бизнес-деятельности от властей непризнанного государства, оказались сведенными к нулю.
В силу этих причин на участие в исходном конкурсе по продаже 99,567% уставного фонда ПАО «ОПЗ» по стартовой цене 13,175 млрд. грн., объявленном ФГИ в июне, не претендовал ни один инвестор, и он был признан несостоявшимся. Тем не менее, правительство не отказалось от своих намерений приватизировать этот объект и 19 октября утвердило условия проведения повторного конкурса, согласно которым его стартовая цена была снижена в 2,6 раза, до 5,16 млрд. грн.
Таким образом, вопреки изначальным притязаниям на совершение образцово-показательной сделки и получение беспрецедентной выручки от продажи объекта, до недавнего времени являвшегося одним из самых инвестиционно привлекательных в стране, сейчас Кабмин вынужден просто искать возможность хоть как-то сбыть его с рук. И сам факт того, что в анонсированном формате это событие не произошло, а если и произойдет, то в формате принципиально иного рода, является ключевым для обозначения перспектив приватизационного процесса в Украине вообще.
Нереализованные планы
Тогда же, в январе, Абромавичус также сформулировал и общее видение того, каким образом должен осуществляться процесс приватизации в Украине в течение ближайшего года, а также — того, каким должен быть потенциальный инвестор для объектов группы «Г», то есть тех отечественных предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства и в число которых, в частности, входит и ОПЗ.
Он предложил разделить все объекты, запланированные к продаже в этом году, на 3 группы и сконцентрировать усилия, главным образом, на приватизации объектов группы №1. «В первую группу должны войти примерно 25 наиболее инвестиционно привлекательных компаний, способных вызвать интерес транснациональных корпораций и других крупных иностранных инвесторов. Это объекты портовой инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, химической промышленности и т.д. Во вторую — все неприватизированные или частично приватизированные украинские предприятия, в числе акционеров которых пока иностранные инвесторы отсутствуют», — уточнил он.
В то время экс-министр экономразвития, вероятно, не сомневаясь в том, что распродажа крупных госкомпаний представителям международного бизнеса состоится, рассчитывал, во-первых, на создание таким образом условий для модернизации этих объектов, а, во-вторых, на обеспечение значительных поступлений в бюджет.
В этом и в прошлом году государство планировало получить от продажи госсобственности по 17 млрд. грн. Однако тогда было получено немногим более 150 млн. грн., то есть, план по поступлениям средств от приватизации был выполнен менее чем на 0,1%. В этом году пока что дела обстоят еще хуже, поскольку в течение января-июля в бюджет от приватизации поступило только 58,8 млн. грн.
Вероятно, именно поэтому 31 августа Кабмин увеличил перечень объектов, подлежащих приватизации в прошлом и этом годах, на 430 единиц. В него был включен ряд инвестиционно привлекательных объектов большинства базовых отраслей отечественной экономики, включая энергетику, химическую промышленность, агропромышленный комплекс и транспорт.
Тем не менее, вполне очевидно, что в этом году эффективно продать более-менее значительное число даже тех инвестиционно привлекательных объектов, которые могут заинтересовать солидных инвесторов, ФГИУ уже не успеет. И это означает, что для возобновления большой приватизации в Украине и нынешний, уже третий год подряд, окажется потерянным.
Как полагают эксперты, основным препятствием для возобновления большой приватизации в Украине и привлечения солидных иностранных инвесторов «завтра» является то, каким образом этот процесс совершался «вчера» и каковы его последствия на сегодня. Речь идет, прежде всего, о крайней монополизации почти всех сегментов отечественной экономики, в силу которой любой, так сказать, независимый бизнес оказывается заведомо бесперспективным. А значит, власти следовало сначала, по крайней мере, создать все необходимые условия для демонополизации экономики.
«Суть грядущего приватизационного процесса зависела, прежде всего, от того, какой формат отношений новая власть изначально хотела и могла предложить представителям крупного бизнеса. Так, еще весной 2014 г. она могла сформулировать для него новые правила игры, а он, в свою очередь, мог дать на это свое согласие. Однако сейчас уже вполне очевидно, что консенсус между властью и бизнесом складывался, исходя из взаимного желания к сохранению того положения дел, которое существовало ранее», — поясняет экс-председатель ФГИ Александр Бондарь.
«По сути это значит, что еще более двух с половиной лет назад правительство могло инициировать, а впоследствии довести до конца процесс демонополизации всех отраслей экономики, и тогда на те объекты, которые могут быть выставлены на продажу, появился бы ряд альтернативных претендентов. Поскольку же этого не произошло, приватизация, скорее всего, будет осуществляться по устоявшейся схеме, при которой представители крупного бизнеса просто пополнят свои монополии профильными активами», — заключил эксперт.
Автор Елена Герасимова