Экономика

Асад Лапш: «Ущерб украинскому бизнесу нанесен не войной»

Гендиректор «KUHN-Украина» рассказал, как компания переживает кризисное время, почему не спешит со строительством завода в Украине, почему у нас не наблюдается приток инвесторов и что их отпугивает, а также коснулся проблем с украинскими таможенниками и сложностей с ведением бизнеса в Украине.

У Вас необычная биография. Расскажите о себе.

Я родился в Иордании, но мои предки с Кавказа. Учиться приехал в СССР: выбрал Сельскохозяйственную академию города Нальчик и специальность «механизация сельского хозяйства». Затем работал в Иорданском университете (руководил научно-исследовательскими станциями в долине реки Иордан).

Но уже более пятнадцати лет живу в Украине и даже немного говорю по-украински. Все эти годы я занимал руководящие должности: был генеральным директором таких крупных иностранных компаний, как Agrimatco (Agricultural Materials Company), Euralis Semences, AgroGeneration. А с 2014 г. возглавляю в Украине представительство французского производителя сельскохозяйственной техники – признанного лидера на мировом рынке.

Как давно представительство компании находится в Украине?

«KUHN» скоро исполнится двести лет. Во многих странах мира у нас есть торговые представительства и производства. Когда решался вопрос о расширении торговых представительств, выбрали Украину, поскольку это аграрное государство с масштабными возможностями. Уже с 1990-х годов наша сельскохозяйственная техника продавалась здесь. А в 2006 г. была создана «KUHN-Украина» (как дочернее предприятие), которая на данный момент имеет разветвленную дилерскую сеть.

На сегодня у нас шесть дистрибьюторов по всей Украине. Деятельность компании в Украине поддерживается за счет продаж сельскохозяйственной техники: здесь находится только склад продукции. Сейчас в вашей стране наблюдаются экономические сложности, но мы уверены, что все это временно. К тому же такой долгожитель, как компания «KUHN», строит бизнес-планы не на ближайшие три-пять лет, а на долгосрочную перспективу.

Почему, когда создавался филиал компании «KUHN» в Украине, не рассматривался вопрос о запуске производственных мощностей?

Чтобы построить или приобрести завод в той или иной стране, нужно определенное время. Должны наблюдаться понятные тенденции и быть выразительной статистика, поскольку компания «KUHN» – крупнейший в мире производитель навесной и прицепной техники. Мы производим 3050 различных моделей и модификаций.

Если ставить задачу построить в Украине завод, возникает вопрос: завод каких модификаций, из 3050, что есть в наличии? К тому же любое производство должно быть нацелено не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Тогда непонятно, куда экспортировать нашу продукцию из Украины. Потому что за последние семнадцать лет компания «KUHN» приобрела много заводов в Европе. Кроме того, наша компания выпускает множество продукции, созданной исключительно для украинских аграриев. Украинский рынок весьма перспективен, но он молодой. Возможно, через два-три года мы сможем рассматривать здесь запуск нашего завода. Все зависит от ситуации в Украине и от того, насколько будет благоприятным украинский рынок (законы, налоги, бизнес-климат).

Как я понимаю, на данный момент украинские законы, размеры налогов и другие нюансы не способствуют притоку зарубежных бизнесменов в Украину…

К сожалению. Вы можете спросить об этом у любой иностранной компании, работающей здесь, и ответ будет неутешительным.

Расскажите о тех бизнес-проблемах, с которыми пришлось Вам познакомиться в нашей стране.

С легализацией бизнеса проблем у нас никаких не возникало. Но комфортным здешний бизнес-климат назвать нельзя. Рамки, в которых находится иностранный бизнес в Украине, очень тесные и неудобные. В частности, крайне высокие налоги. И вообще, в вашей стране очень много налогов, что мешает притоку инвестиций и развитию бизнеса извне.

Весьма сложная и запутанная разрешительная база. Если строить завод, нужно иметь массу согласований и документации. Иными словами, открыть завод в Украине в кратчайшие сроки и за минимальную (приемлемую) цену – невозможно. Здесь проблематично построить даже маленький киоск!

Например, для постройки завода нужен проект, который следует согласовывать со множеством организаций (архитектурными бюро, областной и городской администрацией, облэнерго, санэпидемстанциями, пожарными…). Часто их действия и правила между собой не согласованы: что хорошо для пожарных, неприемлемо для санэпидконтроля, а другое не соответствует требованиям облэнерго.

Должен быть один орган, куда подаются документы. В Украине нужно общаться со всеми ведомствами или встречаться отдельно, поскольку они имеют свои внутренние законы, которые часто не синхронизированы с другими министерствами, отделами. Из-за этого возникают проблемы.

Когда инвестор хочет вкладывать деньги в строительство завода, складов – сначала возникают проблемы с разрешительными, а затем с операционными бумагами. К тому же в вашей стране слишком высокие налоги для иностранных инвесторов, если учесть, что украинский рынок совсем молодой. Например, при финансовых вложениях в американский рынок, где покупательная способность и экономический уровень очень высокие, инвестор может рассчитать (распланировать) свою деятельность и готов платить даже больший налог. Поскольку он понимает, что вернет с прибылью проинвестированные деньги. И данный рынок абсолютно предсказуем, в отличие от украинского.

Если говорить о деятельности «KUHN-Украина» за одиннадцать лет, какая результативность?

Итоги нашего пребывания здесь неплохие, но меньше, чем мы планировали. Цель компании «KUHN» – быть лидером на рынке Украины, как минимум в тройке первых. Мы производим много видов сельскохозяйственной техники. В частности, являемся лидерами по посевной технике, по так называемой зеленой линии (заготовка и животноводческие корма) – одни из первых по почвообработке (плуги). Но нам хотелось быть больше и активнее на украинском рынке: особенно на зерновом направлении и опрыскивании.

Какие сегодняшние потери в объемах продаж вашей продукции в Украине, если сравнивать с показателями других лет?

Рост присутствует. Но я не делал бы акцент на статистике 2014-2015 годов, по понятным причинам. У всех иностранных компаний, работающих в Украине, за этот период уровень продаж ощутимо упал. Что касается нашей компании, потери составляют 30-50% (в зависимости от вида сельскохозяйственной техники). Конечно, последние три года очень сложные. Надеемся, что в следующем году произойдет перелом в положительную сторону, и продажи снова пойдут вверх.

Многих иностранных бизнесменов беспокоит вопрос растаможивания товаров, которое имеет свои «темные стороны». С какими таможенными проблемами Вы сталкивались?

Основное количество нашей сельскохозяйственной техники идет непосредственно от заводов к дилерам. Именно они являются импортерами. Но некоторую часть импортирует непосредственно «KUHN-Украина». Чтобы облегчить жизнь дистрибьюторам и себе, мы сертифицировали всю нашу продукцию (она соответствует украинским стандартам).

Несколько раз мы сталкивались с проблемой оценки техники. На таможне есть отдел тарифов, который определяет, товар завозится по завышенной или заниженной цене. У нас дважды случались задержки товара, что вылилось для компании в немалые расходы. Пришлось платить перевозчику за простой, поскольку два-три дня заняло предоставление дополнительных справок, подтверждающих стоимость товара. И все потому, что таможенник порой считает, что определенная техника должна стоить дешевле или дороже. Он смотрит по своей базе и видит, что аналогичная сельскохозяйственная техника (других производителей) была завезена по другой цене. Поэтому имеет место недоразумение и, как следствие, затяжной процесс растаможивания.

Вы говорили, что в Украине, по сравнению с другими европейскими странами, достаточно высокий налог на бизнес и инвестиции. Как государство может привлечь в страну инвесторов?

Будем откровенны: даже в течение предыдущих лет (до экономического кризиса и войны на Донбассе) реальных инвестиций в экономику Украины не было. Кроме разве что химической отрасли. Но вместо того, чтобы привлечь инвесторов, Украина ввела дополнительную пошлину. Пошлину можно добавить на роскошь и на товары не первой необходимости. Но на сельскохозяйственную технику (зная, что ее в стране не хватает) – это полный нонсенс! Сельхозпроизводители не в состоянии купить технику, поскольку она уже дорога по своей себестоимости. Плюс перевозки, растаможивание, НДС – все это увеличивает цену. Кроме того, в Украине произошла сильная девальвация национальной валюты. Конечно, в такой ситуации, сельхозпроизводители не станут вкладывать деньги в технику.

Вы сказали, что за 2014-2015 гг. (по сравнению с 2012-2013 гг.) продажи упали на 30-50%. Какие результаты ожидаете до конца текущего года?

По сравнению с 2014 г. собираемся увеличить продажи минимум в два раза. Прошлый год был тоже сложным. Нынешний – начался неплохо. Но нужно учитывать военные действия на Донбассе и то, что мировая цена на урожай сильно снизилась. Тем не менее мы смотрим на украинский рынок как на весьма перспективный и убеждены, что для нашей компании он стратегический. Украина будет одним из крупнейших и основных рынков в Европе, но на это уйдет много времени.

Компания «KUHN» работает с 2006 г. в Украине. Значит, поставки и заказчики были также в Крыму и на востоке страны. Потеря Крыма и военные действия на Донбассе сказались на Вашем бизнесе?

У нас были дистрибьюторы, работавшие в названных регионах. По их словам, некоторые склады, находившиеся на Донбассе и в Крыму, пострадали. Что касается «KUHN-Украина», то мы сейчас не работаем с Крымом, и на Донбасс наша техника не поставляется. Ведь непонятно, как вести оплату и провозить товар через КПП. Но не войной нанесен ущерб украинскому бизнесу как таковому, а последствиями: падением экономики, инфляцией, девальвацией гривни.

До нынешнего кризиса был еще один тяжелый период, в 2008-2009 гг. Как пережила его ваша компания?

То был чисто экономический кризис, а сейчас – политический, военный и экономический. Нынешний кризис гораздо хуже. Тогда тоже была девальвация гривни, но не в таких объемах и размере, как сейчас.

Какие планы и ближайшие перспективы вашей компании?

Мы хотим и будем самым узнаваемым брендом сельскохозяйственной техники в Украине (в нашем сегменте). Мы – единственная иностранная компания, которая имеет свой большой склад запчастей в Украине, работающий семь дней в неделю. Также будем продолжать вкладывать значительные инвестиции в нашу сервисную службу. Чтобы стать лидером продаж и быть узнаваемым брендом в своей нише, нужно много инвестировать в собственный маркетинг. И мы стремимся к этому.

По Вашему мнению, сколько нашей стране нужно инвестиций в год, чтобы приблизиться к уровню европейского технического обеспечения по сельхозтехнике?

Все сельскохозяйственные предприятия Украины постоянно нуждаются в сельхозтехнике. Объем продаж в Украине должен быть €2 млрд в год, в течение пяти-семи лет, чтобы появилась возможность обеспечить техникой все украинские сельхозпредприятия (тракторы, комбайны, навесная и прицепная техника, элеваторное оборудование). На сегодня объем продаж составляет €600-800 млн в год, и даже меньше. Поэтому техника эксплуатируется с максимально большой нагрузкой. Если в европейских странах срок использования сельскохозяйственной техники – семь-девять лет, то в Украине значительно меньше.

Татьяна Омельченко