Экономика

«Блэкаут» Крыма: две стороны медали

Блокада Крыма разделила украинское общество на два лагеря. Одни уверены, что реакция официального Киева должна определяться логикой войны и только такими радикальными методами мы сможем победить в противостоянии с российским агрессором, другие же — что от таких действий пострадает и без того ослабевшая украинская экономика.

На этой неделе руководство страны, наконец, представило официальную позицию в вопросе блокады Крыма. Пресс-служба президента Петра Порошенко сообщила о письме правительству, в котором еще в начале ноября Кабмину предлагалось изучить возможность приостановки грузового автомобильного и железнодорожного сообщения с Крымом.

Правительство после почти двухмесячной гражданской блокады на границе с Крымом решило официально пристать на сторону активистов. Премьер-министр Арсений Яценюк также распорядился пересмотреть или аннулировать соглашение, подписанное украинской стороной с Россией относительно энергообеспечения аннексированного Крыма.

Главным фактором, который заставил украинское руководство изменить до сих пор лояльную позицию в отношении Крыма на более жесткую, стал подрыв электрических опор в Херсонской области в минувшие выходные. В результате были выведены из строя две из четырех магистральных линий электропередач, по которым осуществляется энергоснабжение территории Крыма, а также частей Херсонской и Николаевской областей. Позже были повреждены опоры других линий электропередач. К утру воскресенья без света осталось около 1,9 млн. потребителей, а в Крыму было объявлено чрезвычайное положение.

Активисты блокады Крыма, начавшейся еще в сентябре этого года, опровергают свою связь с диверсией, однако считают, что прекращение электроснабжения для Крыма является необходимым шагом. «Наше требование — прекратить поставки электроэнергии на оккупированные территории до тех пор, пока там будут грубо нарушаться права наших граждан», — заявил один из инициаторов блокады Крыма, уполномоченный президента по вопросам крымско-татарского народа Мустафа Джемилев. По его словам, активисты позволят частично снять энергоблокаду Крыма — на 20-25% объемов, необходимых полуострову, но полностью они возобновятся только в случае освобождения девятерых политзаключенных.

Кроме того, накануне Джемилев выразил надежду, что новый договор о поставках электроэнергии в Крым, который украинская и российская стороны должны заключить уже через месяц, будет выгодным для Украины. По его словам, глава правительства Арсений Яценюк уже пообещал согласовать с Меджлисом текст нового соглашения.

«Чтобы не было там аварий, не пострадали больницы, мы все-таки первую очередь 220 МВт подадим. Но главный упор будем делать на новое соглашение, потому что, то соглашение, которое было подписано — оно ущербное. Этот договор должен быть пересмотрен на тех условиях, которые мы говорим», — резюмировал Джемилев.

Профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань считает, что Украине следовало давно ужесточить санкции по отношению к Крыму, а «оккупантам усложнить жизнь». «Когда Крым является оккупированным, когда действуют санкции со стороны США, Европы, выглядит странно, когда со стороны Украины продолжается торговля. Часть мер принята. Про железнодорожное сообщение, например – поезда в Крым не ходят. Но мы знаем, что фуры продолжают ходить», — говорит эксперт.

С ним солидарен и президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Владимир Лановой. «Нельзя так бесхребетно, без чувства собственного достоинства вести международные дела. Ни с Донбассом, ни с Крымом у нас не может быть никакой торговли. Во время войны все пересечения фронта — это контрабанда. Такое решение должно быть, в том числе и со стороны правоохранительных органов», — считает эксперт.

Директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик считает, что те жители Крыма, которые и раньше положительно относились к Украине и поддерживали ее, понимают и осознают необходимость энергетической блокады. «Что касается пророссийски настроенной части крымчан, то, очевидно, радикальная их часть будет еще больше убеждаться в том, что только Россия является защитником их интересов. А та часть жителей полуострова, которая в свое время сделала свой выбор в пользу России, исходя не из идейных, а из материальных соображений (то есть выбрала более высокие зарплаты), сейчас начинает сомневаться в том, что ситуация развивается в правильном направлении. Возникает недовольство именно российской властью», — считает эксперт. По его мнению, такими действиями мы не заберем этих граждан, они не переориентируются на Киев, «но мы посеем снижение уровня доверия к Москве, что также является положительным явлением».

Товарная блокада Крыма не привела к значительным потерям для полуострова. Цены на продукты выросли не существенно, приблизительно 10% по сравнению с материковой Украиной. Энергетическая блокада, по мнению экспертов, будет иметь намного более ощутимые последствия, ведь зависимость от украинской энергетической системы для полуострова критическая. Сейчас лишь 30-35% необходимой Крыму электроэнергии могут обеспечить газотурбинные и дизельные электрогенераторы на территории полуострова. По большому счету, не менее 60% электроэнергии больше негде взять, кроме Украины. А до введения в строй первой линии энергомоста через Керченский пролив в декабре 2022 г., которую пообещали пророссийские власти Крыма, еще далеко.

Однако такой инструмент давления на Россию со стороны Украины имеет и свои риски. В Кремле уже дали понять, что может рассмотреть контрмеры в отношении Украины в связи с обесточиванием Крыма.

Замначальника полиции Херсонской области Илья Кива, 23 ноября, сообщил о появление возле административной границы Крыма российских танков и реактивных систем «Град», что, по его мнению, означает готовность оккупантов к проникновению на территорию материковой Украины. «То есть, они усилили свое присутствие… Они (россияне – «i») могут использовать любую ситуацию для продолжения вторжения в Украину», — сказал он. Однако позже Пограничная служба Украины опровергла эту информацию, сообщив, что никакого увеличения численности российских военных на границе нет.

Народный депутат от партии «Самопомич» Алексей Скрыпник не исключил, что «блэкаут» Крыма может иметь эффект бумеранга. «Если Россия нас отключит от параллельной работы с их энергосистемой, нам, как минимум, надо будет вводить веерные отключения в энергосистеме. Что по последствиям существенно хуже Крыма», — пишет он на своей страничке в Facebook.

По словам эксперта по энергетическим вопросам Владимира Сапрыкина, каждый день Украина из-за энергоблокады Крыма теряет 4 млн. грн. Кроме того, Украине грозят штрафные санкции из-за срыва контракта. «В контракте с Россией прописано, все спорные вопросы будут решаться в Московском арбитражном суде. Нужно быстро восстановить подачу электроэнергии», — говорит эксперт.

Кроме того, уже с января могут возникнуть проблемы с дефицитом угля антрацитовых групп, которые поставляются на украинскую территорию из оккупированного Донбасса и непосредственно с России. В частности, министр энергетики РФ Александр Новак уже анонсировал отказ от поставок угля в Украину (за 9 месяцев 2015 года Россия поставила 16 млн. тонн). Дефицит угля в свою очередь приведет к снижению выработки на ТЭС.

По мнению директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, уязвимость украинской энергетической сферы от поставок топлива с территории «ДНР» и «ЛНР», а также РФ является следствием отсутствия системного подхода украинской власти в вопросе энергетической безопасности. «Вместо того, чтобы диверсифицировать поставки угля, Министерство энергетики, к сожалению, сделало ставку на поставки угля и электроэнергии с оккупированных территорий и РФ», — объясняет эксперт. Именно поэтому блокада сейчас может иметь для Украины негативные последствия, подытожил он.

«Сложно определить, кому это выгодно. Если рассматривать внутриполитический контекст в противостоянии Порошенко и Коломойского, это выгодно Коломойскому. Особенно с учетом того, что часть добровольческих батальонов находятся под его протекторатом. Как это ни парадоксально, подобного рода ситуация выгодна и России. В этом случае Украина выглядит как недоговороспособная страна», — заявил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

По его словам, речь идет и о выполнении договора о поставке электроэнергии в Крым, и о репутационных рисках — ведь Россия уже неоднократно обращала внимание на возможные перебои в поставках газа. «Я не исключаю, что наша ненадежность будет использована в качестве аргумента», — резюмировал он.

По мнению директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова, украинское руководство сознательно идет на системное обострение отношений с Россией. «Можно было бы предположить, что «блэкаут» Крыма — это ответ на активизацию военных действий на Донбассе. Но блокада Крыма продолжается уже два месяца. Очевидно, это связано с настроением сверху. Власть осознанно идет на обострения отношений с Россией», — сказал «i» эксперт.

По его мнению, отключение электричества выглядит немного странно и указывает «на полную неэффективность функций государства в отношении охраны энергетических коммуникаций». Эксперт также считает, что прибегнув к таким действиям, Украина тем самым лишила себя главного рычага влияния в переговорах с Кремлем. Ведь в случае возобновления военного конфликта на востоке страны, украинской стороне по большому счету уже нечего будет противопоставить, кроме как, начать следующий этап мобилизации.

«Все это чревато свертыванием украинской экономики. Ведь если говорить о ЗСТ с ЕС, то соглашение не приведет к расширению торговли с Европой. Украина пока не может предложить Европе конкурентоспособную продукцию. Речь идет о том, что это облегчит экспорт наших товаров в третьи страны, так как на них будут европейские сертификаты. Поэтому на полное прекращение торговли с Россией Украина вряд ли пойдет», — резюмировал он.

В свою очередь, директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, считает, что проблему необходимо решать рационально и выработать комплекс решений. «Крым не должен быть ЗСТ. Возможно и экономическое давление — на войне, как на войне. Россия вводит против нас торговое эмбарго, и, я думаю, мы тоже можем ввести торговое эмбарго против Крыма. Но нужно принимать решение не путем подрыва ЛЭПов. Революционная стихия уже начинает разрушать страну изнутри», — подытожил эксперт.

Ксенiя Лазоренко