В экспертной и чиновничьей среде продолжаются разговоры о необходимости ценового регулирование на продукты питания. Ближе к выборам подобные разговоры могут участиться и, возможно, даже привести к каким-то решениям.
Напомним, что осенью с подобной инициативой выступил глава Совета Национального банка Украины Богдан Данилишин. Он отметил, что в условиях монополизированной экономики Украины отмена госрегулирования цен привела к повышению темпов инфляции.
«Считаю целесообразным возобновление работы Государственной ценовой администрации, которая на этапе перехода экономики Украины от рецессии к росту осуществляла бы контроль за ценообразованием, на которое в настоящее время рынок имеет очень одностороннее специфическое влияние», — отметил тогда он.
Инициатива нашла определённую поддержку некоторых чиновников, депутатов и даже, внезапно, рыночных экспертов, которые с тех пор периодически возвращаются к этой теме.
Вкратце напомним историю вопроса. По инициативе Кабмина, в качестве эксперимента в октябре-декабре 2016 года были отменены нормы по установлению максимальной торговой надбавки в размере 15-20% на 17 групп товаров, среди которых были крупы, мясо, мука, яйца, сыр, сметана и другие. Как отмечали тогда чиновники, за этот «пилотный» период цены будто бы выросли незначительно — на 3,2%. Это, как говорят, средняя «температура по палате». Однако, если взять в отдельности каждый из продуктов, то, например, за тот период цены на хлеб выросли на 7,4%, а на молочную продукцию — 33-34%.
В 2017 г., когда пилотный проект был продолжен, а с 1 июля (согласно постановлению Кабмина №394 от 7 июня), госрегулирование цен на продукты питания были вообще отменены полностью, их стоимость росла еще быстрее.
За 2017 г. продукты питания подорожали на 17,7% — быстрее, чем цены в целом (13,7%). Для сравнения, в 2016 г. было наоборот — 3,3% против 12,4%. Быстрее всего в прошлом году дорожали мясо (29,4%), фрукты и овощи (34,5% и 24,7%), а также молоко, сыр и яйца (21,6%).
Впрочем, если проанализировать экономику соответствующих отраслей (производство, себестоимость, экспорт и импорт, мировые цены), то можно увидеть, что как минимум по некоторым продуктам были вполне рыночные причины для повышения цен. В частности, рост цен на молоко и масло могло быть вызвано сокращением производства на фоне роста экспорта и мировых цен, цены на курятину — просто повышением мировых цен.
Еще в части секторов повышение связано с ростом минимальной зарплаты. Причем не только о продовольственных ценах. Например, особенно это отразилось на стоимости почтовых услуг.
Кроме того, некоторые другие виды продовольствия, наоборот, подешевели. Например, по итогам года на 7,4% упал в цене сахар. В течение первой половины года вдвое подешевели яйца, однако во второй половине цены вернулась и по итогам года даже выросли на 21,2%.
Наконец, регулирование автоматически не означает, что ценам запретят расти. Украина — рыночная экономика. Соответственно, цель ценового регулирования — лишь ограничить повышение, не обусловленное рыночными причинами. Если, например, дорожает импортное сырье, цены не могут стоять на месте. В 2016 г. быстрее всего росли именно регулируемые цены — тарифы на услуги ЖКХ (рост на 47,2% против 12,4% инфляции в целом).
Если регулировать цены, не вникая в процессы на рынках, можно добиться другого эффекта. Можно оказаться в СССР, когда продукты были дешевыми, но их попросту не было в магазинах. Кроме того, не стоит забывать, что сельское хозяйство и пищевая промышленность — существенная часть экономики и более 800 тыс. рабочих мест (это только официально).
Нынешний руководитель Госпотребслужбы Владимир Лапа неоднократно заявлял, что нам не нужна Государственная инспекция по контролю за ценами, которая, кстати, была ликвидирована еще до работы пилотного проекта, 11 августа 2016 г.
Однако некоторые специалисты все же настаивают на регулировании. А те, кто всегда был на стороне государственного регулирования цен, сегодня еще больше упрекают в этом власть. «Перед отменой регулирования цен Министерство экономического развития и торговли должно было составить серьезный прогноз роста или падения цен на продукты питания. Я вообще двумя руками за государственное регулирование. И отмечу, что в большинстве европейских стран оно есть в той или иной степени. Однако мы прекрасно понимаем, что доходы наших сограждан в разы меньше, чем зарплаты европейцев. А цены на некоторые продукты питания в Украине уже мало отличаются от их стоимости в странах ЕС. Сейчас, когда наша страна терпит экономические, политические и военные невзгоды, отменять госрегулирование цен не следует. Время для этого выбрано очень неудачно», — отметил «і» глава Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Например, в Австрии правительство может ввести сроком на полгода регулирование цен на какой-либо товар или услугу, если чиновники усмотрят, что они были повышены безосновательно.
Как отмечает глава правления Всеукраинской общественной организации «Финансовая грамота Украины» Михаил Стрельников, такое там сделают и в том случае, если цены повысила лишь одна фирма: «Вот вам пример государственного подхода к этому важному делу. В частности, такое в Австрии любят делать, если бизнесмены не понижают цены при условии снижения стоимости сырья и материалов. Разве такое в Украине есть? У нас в любом случае стоимость товара или услуг, если не «стоит» на месте, то повышается, даже при снижении стоимости сырья».
Заместитель главы правления Всеукраинской общественной организации «Союз потребителей Украины» Олег Сильвик полностью согласен со своими коллегами и на выпадки некоторых специалистов, что нашей стране якобы вообще не нужна была Государственная инспекция по контролю за ценами отвечает: «Да, такая инспекция, которая у нас была Украине вовсе не нужна. Почему? Потому что эта институция фактически не выполняла свои функции. Так затраты на ее содержание сроком на один год были намного выше, чем ее руководители выписывали штрафов за нарушение ценового законодательства. А сильная инспекция, которая бы выполняла все поставленные перед ней задачи, конечно же, необходима».
Как отметила «і» юрист юридической компании «Центр конфликтологии и права» Татьяна Журавель, согласно закону «О ценах и ценообразовании» государственное регулирование цен осуществляется Кабмином, органами исполнительной власти, государственными коллегиальными органами и органами местного самоуправления. Таким образом, отвечают за этот важный вопрос все ветви власти.
«Однако в Украине нет не только государственного регулирования цен, но и отсутствует практика субсидирования затрат на покупку продуктов для малообеспеченных граждан. А так делают во всем цивилизованном мире. Практически не караются за неуместное повышение цен наши отечественные монополии и компании, которые вступают в картельный сговор с целью повышения цен на товары и услуги. Этим всем и должен заниматься Антимонопольный комитет», — говорит она. По мнению юриста, именно эта институция и должна следить за формированием и реализацией конкурентной политики, в частности в вопросах регулирования цен и тарифов.
Некоторые эксперты убеждены, что, имея все полномочия для борьбы с картельными сговорами и проявлением монополизма, которые всегда заканчиваются повышением цен и тарифов, Антимонопольный комитет не проявляет должного интереса к этому вопросу. Так, Михаил Стрельников убежден, что сегодня эта структура выполняет такую себе роль «свадебного генерала», который лишь угрожает, а не действительно жестко карает проявления монополизма.
Впрочем, это не совсем так. Например, в декабре 2016 г. АМКУ оштрафовал компанию «Тедис Украина» (бывший «Мегаполис-Украина»), монополиста в сфере оптовой торговли табачными изделиями, на рекордные 430 млн грн. По данным комитета, в 2014-2015 гг. 100% продукции, которая производилась в стране, продавались исключительно через эту компанию, хотя соответствующую лицензию имели около двух десятков.