Несмотря на изменения в законодательство, направленные на защиту предпринимателей от давления со стороны правоохранителей, тенденция чрезмерной активности со стороны последних все же сохранилась. Поэтому в правительстве и парламенте уже ведется работа над изменениями в закон «Маски-шоу стоп».
7 декабря 2017 г. в Украине вступил в силу закон об обязательной видеофиксации во время проведения обысков (№ 2213-VIII), который в народе получил название «маски-шоу стоп». Закон, в частности, вводит обязательную видеофиксацию во время обысков, как и при рассмотрении ходатайств следственным судьей. Видеозапись должна быть неотъемлемым приложением к протоколу обыска. Кроме того, документ позволяет человеку воспользоваться помощью адвоката при проведении у него обысков. Вводится заперт изъятия информационных носителей и компьютерной техники (жесткие диски, серверы, телефоны и т.д.).
Но есть исключения. Следователь, при условии наличия разрешения суда, может изъять объекты: необходимые для проведения экспертизы, если они являются орудием совершения преступления или получены в результате совершения правонарушения (например, украденный телефон, установлен на компьютере банк-клиент, через который осуществляли «обнал»), или доступ к ним ограничивается собственником, в частности, путем наличия пароля. Помимо этого, оговаривается блокировка процесса возбуждения уголовных производств различными органами по одному и тому же поводу бесконечное количество раз.
Для защиты бизнеса от злоупотреблений власти 28 февраля Кабмин создал межведомственную комиссию. «В прямом эфире будем разоблачать негодяев в погонах, которые, несмотря на то, что их собратья стоят на фронте, паразитируют и требуют взятки», — заявил тогда премьер-министр Владимир Гройсман.
Однако благие намерения законодателя вскоре разбились о суровую реальность следственных действий. По данным Минюста, в 2014 г. эпизодов с обысками было 40 тыс., в 2015 г. — уже 73 тыс., в 2016 г. — 95 тысяч, а в прошлом году эта цифра перевалила за 100 тыс.
Под прицел силовиков, прокуратуры, СБУ и полиции попали и такие бизнес-гиганты как хай-тек холдинг КМ Core, агрохолдинг «Астарта», инвестиционная компания Dragon Capital. Буквально недавно с рейдерской проверкой нагрянули в компанию, обеспечивающая сервис экспресс-доставки документов, грузов и посылок для физических лиц и бизнеса «Новая почта». Аналогичная история случилась с IT-компанией «Электрум Пеймент», а также банком «Финансовая инициатива» и многими другими.
«Уже накопилась определенная критическая масса информации, которая говорит о том, что действительно прогрессивный закон, от которого мы ждали решения целого ряда глобальных проблем, с которыми ежедневно сталкивается бизнес, кардинально не поменял ситуацию, чтобы считать, что она, как минимум, начала исправляться», — считает народный депутат от фракции БПП Вадим Денисенко.
По его словам, критической точкой в этом контексте стал обыск, проведенный на прошлой неделе в одном из банков. «Согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу есть право на допущение адвоката во время обысков, и был адвокат, но его не допустили. Все старорежимные правоохранительные группы и новые, как НАБУ, пока нарушают закон «маски-шоу стоп». Если происходит обыск, то собранные там вещи являются ничтожными доказательствами в суде. Но это все равно происходит, что создает дискомфорт для людей, деморализует трудовые коллективы, мешает работе бизнеса», — сообщил он.
Парламентарий анонсировал, что уже в апреле он вместе с коллегами планируют внести изменения в действующий закон. «Изменения должны заключаться в двух кардинальных вещах. Первое — надо вводить дисциплинарную, а, возможно, уголовную ответственность силовиков за невыполнение закона «маски-шоу стоп». То есть, если вы не допустили адвоката, то вы должны понести за это, как минимум, дисциплинарную, а я считаю, что уголовную ответственность. Второй, не менее важный момент, мы говорили об этом, когда принимали этот закон, нужно наконец положить конец «каруселям», когда однотипные дела открываются одним органом, потом закрываются, потом открываются другим органом. У нас 12 антикоррупционных органов. И надо пройти все эти 12 кругов ада. И все плевать хотели на выполнение закона «маски-шоу стоп», — сказал Денисенко.
Он прогнозирует, что соответствующие законодательные изменения вызовут огромное сопротивление со стороны силовых структур, но это «даст возможность бизнесу дышать».
В свою очередь, депутат от фракции «Самопомощь» Иван Мирошниченко обратил внимание на то, что еще десять лет назад обыски силовиков в крупных компаниях расценивались бы как «кричащий факт», тогда как сегодня такие акции происходят едва ли не каждый день. «Диагноз нарушений у всех компаний одинаковый — они приходят с обысками по другим уголовным делам, с выемками по одной компании, а зачищают и забирают документы, компьютеры и сервеера у всех компаний на этаже. Факты недопуска адвокатов. Невозможность видеосъемки. Это все нарушения законодательства», — отметил парламентарий. По его словам, сам закон «маски-шоу стоп» достаточно хороший, однако его необходимо усилить.
По словам коллеги по фракции, депутата Александра Данченко, для своих противоправных действий правоохранители активно используют фактор войны на Донбассе и борьбы с терроризмом, в частности по отношению к IT-компаниям. «Причем интересно, что вагоны с углем из ЛНР и ДНР, которые до сих пор туда-сюда бегают никто не замечает, а если через интернет прошли какие-то финансовые операции — сразу проверки. Мне кажется, что силовики заинтересованы в войне. Они ее поддерживают, так как для них это единственная возможность зарабатывать. Если не на Донбассе — то тут. Единственный ярлык, который вешают — финансирование терроризма», — считает парламентарий.
Он подчеркнул, что за последнюю неделю появилась новая система давления на бизнес — создание фейковых страниц, платежных электронных систем, лотерей, якобы российского происхождения. «То есть, используются дополнительные технологии, которых не было ранее», – отметил Данченко. По его словам, такие действия силовиков негативно влияют на бизнес-климат и работу компаний, которые активно выезжают за границу.
«Я приведу примеры. Было 12 обысков IT-компании «Электрум Пеймент» на прошлой неделе, компьютеры, серверы — все изъяли. Еще один пример — обыски компании, занимающейся биотехнологиями, «Биотехком». Там изъято 80 компьютеров, 40 ноутбуков, даже мобильные телефоны. Компания просто остановилась… Я взываю к правоохранительным органам остановиться, так как очень скоро весь наш IT, телеком и цифровой бизнес будет в Канаде, Белоруссии и даже в России», — резюмировал он.
«Маски-шоу — это большая проблема для Украины. Мы теряем рейтинг нашего государства, наш авторитет, наносим ущерб бизнесу, и никто не несет наказания. Правительство создало межведомственную комиссию. Но маски-шоу делает СБУ, прокуратура, НАБУ. Они не подчинены правительству, которое не имеет права давать им указания. Необходимо принимать решение, в том числе на парламентском уровне», — заявил глава Совета предпринимателей при Кабмине, депутат Леонид Козаченко.
По его словам, необходимо обратиться к международному опыту. «Если произошли такие «маски-шоу», упала на $60 млн. капитализация компании и не возобновилась, то утраченную разницу государство должно уплатить из своего кармана, или ответственный за это чиновник. Если взломали замки от двери — то значит необходимо заплатить тому, кто это сделал. Без судебного решения, автоматически. Блокируется счета, и он это делает. Такие шаги необходимо принимать и учиться у других стран», — резюмировал он.
Пока новые изменения в закон не приняты, для минимизации последствий от проведения такого рода мероприятий со стороны силовиков руководитель ООО «Юридическая бухгалтерская компания «Выбор» Цезарева Марина советует бизнесменам следующее: документы и материальные ценности, находящиеся в офисе, должны касаться исключительно деятельности предприятия. Также, в свете последних изменений законодательства Украины, современным бизнесменам следует пользоваться в своей деятельности электронным документооборотом, который нет необходимости хранить в офисе, а можно держать на облачных серверах.
Кроме того, следует помнить, что помощью в подобной стрессовой ситуации может стать наличие действующего договора с адвокатом, который правильно и своевременно скоординирует действия «принимающей» стороны. «Чтобы избежать ситуации «нежданного прихода гостей» можно мониторить Единый государственный реестр судебных решений, ну и в конечном счете, безусловно, реагировать в рамках действующего законодательства на любые запросы правоохранительных органов», — резюмировала она.