Экономика

Шорш Халид Саид: «Иракцам легче получить годовой Шенген, чем разовую визу в Украину»

Посол Ирака в Украине Шорш Халид Саид рассказал в интервью «i» о текущих и перспективных украинско-иракских экономических отношениях, а также о том, какие препятствия для дальнейшего развития торговли и инвестиций видят в Багдаде.

Вопрос: Господин Посол, что из себя представляют украинско-иракские отношения?

Ответ: Отношения между нашими странами постепенно развиваются в различных сферах. Например, сейчас ведется активная работа с Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, направленная на устранение препятствий в сфере разрешительной документации и сертификации на поставки зерна и мяса в Ирак. Существуют определенные требования к качеству и сертификации мясной продукции, и сейчас между нашими министерствами идет процесс согласования этих аспектов.

Что касается закупки зерновых, то на данный момент Ирак сотрудничает с Австралией, Канадой, РФ и Казахстаном. Это связано с требованием к содержанию процента клейковины в муке. Для нас важно, чтобы он был не ниже 27%, а в украинской муке этот показатель составляет 24-25%. Однако, после визита Министра торговли Республики Ирак в Украину консенсус был достигнут.

На протяжении последних четырех лет товарооборот между Ираком и Украиной, стабильно возрастал. И в прошлом году составил около $900 млн., по сравнению с данными четырехлетней давности в $243 млн. Ожидалось, что к концу 2015 г. показатели составят более $1 млрд. Но, к сожалению, этой цифры не удастся достичь из-за неблагоприятных экономической и политической ситуации, как в Украине, так и в Ираке. По итогам первого полугодия товарооборот составляет $400 млн., что значительно уступает аналогичному показателю минувшего года.

В: Каковы причины снижения?

О: Доля импорта украинских товаров в Ирак значительно возросла. Особенно после того, как были сняты некоторые ограничения на украинскую продукцию и ее сертификацию. Однако значительно снизились поставки стройматериалов и стали из Украины, что негативно повлияло на наш товарооборот. В связи с военными действиями на Донбассе поставки металлопродукции были приостановлены.

Ирак тоже столкнулся с проблемами в сфере безопасности после вторжения боевиков ИГИЛ. Захват некоторых территорий также повлиял на движение товаров в нашу страну. И речь идет не только о торговле с Украиной. Например, в прошлом году наш товарооборот с Турцией составил $11млрд., а в 2015 г. ожидается менее $9 млрд. С другими странами – похожая ситуация. Кроме того, стоимость нефти серьезно снизилась и сейчас составляет менее $50 за баррель. А это, в свою очередь, влияет и на бюджет Ирака, и на уровень товарооборота с другими странами.

В: Ранее Вы упомянули о запретах с иракской стороны на нашу продукцию. В чем была проблема?

О: Это касалось санитарных норм, соответствия радиационному уровню, а также сертификации. Но после взаимных визитов на высоком уровне ситуация разрешилась и ограничения сняты.

В: За счет чего и до каких объемов можно нарастить показатели нашего товарооборота? Какая украинская продукция еще интересна иракцам?

О: В первую очередь, речь идет о строительных материалах, металлопродукции, древесине, необходимых для восстановления населенных пунктов, разрушенных в результате военных действий. Также интерес вызывает сотрудничество с машиностроительными предприятиями. Например, ведутся переговоры с КрАЗом. Кроме того, важен обмен опытом в научно-технической и военной сферах. Ведется сотрудничество с «Укрспецэкспортом» и «Укроборонпромом».

В: Значит, наше сотрудничество в оборонной отрасли реально?

О: Вполне. Не так давно произошла поставка в Ирак шести самолетов АН-32. Ранее был подписан контракт на покупку 420 единиц БТР-4. Заключен договор на поставку запчастей и авиаобслуживанию. Ведутся переговоры о приобретении партии самолетов украинского производства.

В: Если говорить об украинских продуктах питания, какие компании поставляют крупные партии своего товара в Вашу страну?

О: Агрохолдинг «Авангард» поставляет яйца, «Мироновский хлебопродукт» — птицу, «Рошен» — шоколад. В 2014-2015 гг. появились официальные представительства этого концерна в Багдаде и Эрбиле, а также планируется дальнейшее расширение.

В: Иными словами, в Ираке можно увидеть на прилавках магазинов украинскую продукцию?

О: Да, например, «Наша Ряба» и «Рошен». Качество товаров, импортируемых из Украины — отменное. А шоколадная продукция «Рошен», поставляемая в Ирак и страны Ближнего Востока, соответствует требованиям «халяль» и не содержит алкоголя.

В: В Украине есть определенное количество иракских предпринимателей. С какими проблемами они сталкиваются при выходе на наш рынок?

О: Основная проблема — отсутствие информации. Украинские компании мало тратятся на рекламу и почти не участвуют в международных выставках. Поэтому иракские бизнесмены не знают, какие интересные предложения есть на украинском рынке.

Еще один камень преткновения — визовая поддержка. Для иракского предпринимателя получить визу в Вашу страну не так просто. Мы ведем переговоры в этом направлении с Министерством иностранных дел Украины и Посольством Украины в Багдаде. Надеюсь на скорое и благополучное разрешение данного вопроса. Сегодня иракцам легче получить годовую многократную Шенгенскую визу, нежели разрешение на одноразовый въезд в Украину. Даже получившие визу иракские граждане сталкиваются с серьезными проблемами на контрольно-пропускных пунктах в украинских аэропортах. Если Украина хочет развивать бизнес-диалог с Ираком, следует облегчить визовый режим.

Дополнительными препятствиями являются нюансы украинской банковской системы, а также высокие затраты на транспортировку украинских товаров в Ирак. Как ни удивительно, доставка товара из Украины стоит дороже, нежели из более отдаленных регионов. Существуют проблемы с упаковкой. Часто мы получаем товар, где все надписи лишь на украинском языке. Также оставляет желать лучшего прочность и качество упаковки, поскольку товар в Ирак идет не менее 2-3 недель. К сожалению, украинские производители часто не уделяют этому должного внимания, в результате, до места назначения доходит более 15% разбитого товара.

В: Есть ли в Украине иракские компании, которые создали здесь свое производство?

О: Увы. Но есть серьезные намерения открыть в Украине завод по обработке древесины, где весь процесс будет происходить по иракским стандартам. Сейчас идут переговоры с украинской стороной. Рассматривается две локации: Западная Украина и Херсонская область. Кстати, в Херсоне есть завод по упаковке и очистке грецких орехов, продукция с которого крупными партиями поставляется в Ирак, а оттуда, в другие страны Ближнего Востока. Как мне кажется, Ближний Восток — идеальный рынок для Украины, особенно, после ухудшения отношений с РФ.

В: Интересно, сколько в Украине бизнесменов из Ирака?

О: Не могу сказать точно, но не так много. Однако у меня есть информация нашего консульского отдела о постоянном увеличении количества виз, выданных украинским предпринимателям.

В: Каково положение украинских предпринимателей на рынке Ирака? Насколько просто украинскому бизнесмену зарегистрировать бизнес в Вашей стране?

О: У нас весьма либеральные законы, особенно, в плане инвестиций в иракскую экономику. Поэтому, в Ираке иностранцам легко начать свое дело. Если есть реальный проект, государство выделяет бизнесмену землю бесплатно, он освобождается от всех налогов и таможенных сборов на пять лет, а также может свободно распоряжаться своим доходом.

Однако есть и некоторые проблемы, в частности, с безопасностью в некоторых регионах страны. Сложности для украинских бизнесменов могут вызвать незнание арабского языка и отсутствие информации об Ираке. Именно поэтому совместно с ТПП Украины Посольство инициирует бизнес-форумы. В этом году состоялся пятый по счету бизнес-форум, в котором приняли участие более 100 украинских и 55 иракских компаний. Такие мероприятия всегда дают почву для более тесных деловых контактов между странами.

В: Есть ли в Ираке куда вкладывать украинским предпринимателям? Что можно приватизировать?

О: Их могут заинтересовать объекты приватизации в сфере энергетики, ведь Украина имеет внушительный опыт в этой отрасли. Также можно инвестировать в сельское хозяйство. Информацию об объектах, подлежащих приватизации, можно получить в Министерстве промышленности Ирака. До 2003 г. все предприятия в Ираке были государственными, сейчас они переходят в частные руки. Многие предприятия нуждаются в инвестициях, в том числе внешних.

В: Существуют ли совместные иракско-украинские предприятия?

О: Опыт такого сотрудничества был. Речь идет о совместном предприятии по переработке нефти (мини-НПЗ). Но это нельзя назвать крупным бизнесом. Сейчас мне неизвестна судьба данного предприятия.

В: Какой украинский бизнес ждет Ирак?

О: Если по государственной линии, конечно, это крупные компании. Часто наше посольство получает информацию о тендерах, проводимых в Ираке, и мы передаем ее в ТПП и МИД Украины. Например, последний тендер касался ремонта иракского флота. Конечно, это масштаб государственного участия. В Украине есть 4-5 крупных предприятий, которые могут взяться за данный проект.

Важно, чтобы в Ираке были представительства крупнейших украинских компаний. Ведь подобные тендеры у нас проводятся часто, а информацию о них украинская сторона получает с опозданием, когда остается мало времени для подачи заявки. Думаю, что решение ТПП Украины назначить своего представителя в Ираке — верный шаг. Через него можно напрямую получить информацию о тендерах, выставках, проектах, которая будет быстро обрабатываться украинской стороной.

В: В июне прошел V Украинско-иракский бизнес-форум в Киеве, заключен ряд взаимовыгодных контрактов. Расскажите об этом.

О: Знаю, что подписан контракт на поставку древесины, и первые фуры уже в Багдаде. Работают контракты на поставку подсолнечного масла в Ирак. В основном сотрудничество осуществляется между частными компаниями.

В: Есть ли у иракского капитала любимые регионы в Украине?

О: Многие регионы Украины представляют интерес для бизнесменов из Ирака. Министерство транспорта Ирака заинтересовано в сотрудничестве с заводом ЛАЗ. Велись переговоры о подписании контракта, но из-за дестабилизации в Украине и Ираке, они были приостановлены. В ходе встречи с Министром инфраструктуры обсуждались перспективы сотрудничества с корпорацией «Богдан».

В: В 2001 г. заключено Соглашение о сотрудничестве между Донецкой облгосадминистрацией и провинцией Басра. Его судьба, в связи с ситуацией на востоке Украины?

О: Многие иракские компании, тесно сотрудничавшие с предприятиями в Донецкой области, заморозили контракты. Деньги любят тишину и безопасность, чего нельзя сказать об упомянутом регионе. Никто не станет рисковать.

В: Инвестиционная деятельность между нашими странами носит ограниченный характер. Можно ли сдвинуться с «мертвой точки»?

О: В Ираке существует большая конкуренция на рынке инвестиций, что создает сложности для появления новых игроков. Нужны и реклама, и финансовые затраты. Украинские компании пока не прилагают столько усилий, сколько, например, турецкие, дабы занять ту или иную нишу на иракском рынке. С другой стороны, Украина находится намного дальше от нас, нежели Турция или Иран. Возможно, сложная экономическая ситуация в Украине заставит украинских бизнесменов искать другие рынки для сбыта своей продукции. Но на сегодня существует серьезная конкуренция в мире, и Ближний Восток не исключение. Иракский рынок сам не придет к украинским предпринимателям. Нужно, чтобы они проявили больше инициативы, показали себя, участвовали в международных выставках.

В свою очередь, иракские компании заинтересованы в инвестировании в украинское сельское хозяйство. Но препятствием является законодательство. Часто иракские бизнесмены задают мне вопрос: «Можно ли в Украине покупать землю?» Инвесторы хотят гарантий и юридической защиты. Без этого никто не будет инвестировать в Украину.

В: В каких областях наши страны могли бы еще наладить связи?

О: Перспективным является сотрудничество в сфере медицины. Мы готовы пригласить украинских медиков на работу по контракту в Ираке, а также заинтересованы в лечении иракских пациентов в медицинских учреждениях Украины. Также важно наладить контакт с украинскими компаниями, специализирующимися на производстве медицинских препаратов. Кроме того, перспективным является сотрудничество в сфере телекоммуникаций. Недавно с официальным визитом Украину посетил Министр связи Республики Ирак, в ходе которого велись переговоры, и был подписан контракт с телекоммуникационными компаниями «DEPS» и «Data Group».

В: Когда состоится V заседание Украинско-Иракской межправкомиссии по вопросам торгового, экономического и научно-технического сотрудничества? Каковы результаты IV заседания (2012 г.)?

О: V заседание Межправительственной Комиссии пройдет в Киеве, в I половине 2016 г. По результатам предыдущего заседания был подписан Протокол о сотрудничестве между Ираком и Украиной: часть обязательств выполнена и многие ограничения устранены. Таким образом, мы можем утверждать, что рынок Ирака открыт для украинцев.

Родился в 1965 г. в городе Эрбиль. 1987-1993 гг. — учился в Санкт-Петербургском Горном университете (магистр по геодезии). 1993-1996 гг. — заместитель руководителя офиса связей с общественностью Союза Партий Курдистана. 1997-2007 гг. — представитель Правительства региона Иракского Курдистана в Москве. 1999-2004 гг. — главный редактор газеты «Новый Курдистан» в Москве. 2009 г. — получил дипломатический ранг Посла при Министерстве Иностранных Дел Ирака. С 2010 г. — Посол Республики Ирак в Украине. Женат, воспитывает сына и дочь. Увлекается чтением и спортом.

Татьяна Омельченко