Властям оказалось мало органического роста безналичных платежей, и они решили ускорить это процесс. В течение трех лет в Кабмине хотят перевести весь бизнес на использование POS-терминалов. Предприниматели не в восторге.
Недавно Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) обнародовало проект постановления «Об утверждении требований к субъектам хозяйствования по приему электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги)», которое предусматривает постепенный переход субъектов хозяйствования на безналичные расчеты с использованием электронных платежных средств (платежных устройств или сервисов).
На первом этапе, до 1 июля 2018 г., на такое обязаны будут перейти компании, которые осуществляют уплату налогов по общей системе налогообложения и субъекты плательщики единого налога 4-той группы. К последним относятся исключительно сельскохозяйственные предприятия.
Спустя год, с 1 июля 2019 г. к ним должны будут присоединиться «единоналожники» 2-ой 3-ей групп, годовой оборот которых соответственно составляет 1,5 и 3 млн грн. в год. И лишь с 1 явнаря 2020 г. нововведение распространится на 1-ой группу (300 тыс. грн.).
Предприниматели негодуют. По их мнению, предприняв такие шаги, государство в очередной раз начнет «отжимать» недостающие поступления в бюджет именно со среднего, малого и микробизнеса.
Налоговики напротив утверждают, что таким образом будет достигнута цивилизованная цель — значительное сокращение объемов наличных и, соответственно, увеличение безналичных расчетов. Ведь, по их мнению, объемы использования электронных средств расчета в Украине сегодня находятся на одной из последних мест среди европейских государств.
Это не совсем так. В последние годы растет количество потребителей, предпочитающих безналичные расчеты. По данным Нацбанка, за последние 5 лет доля безналичных расчетов выросла более чем втрое. По итогам 2017 г. она составила 39,3% против 12,4% на конец 2012 г. За год было проведено более 3 млрд. операций на общую сумму 2,125 трлн грн.
Растет и количество инструментов. Количество активных платежных карт в прошлом году достигло 32,4 млн шт. Терминалов за последние два года стало больше на 12,7% (219,2 тыс. шт.). В первом полугодии 2017 года количество терминалов увеличилось еще на 6,9%. В 2016 году количество предприятий в сфере торговли и услуг, которые предлагают своим клиентам рассчитываться картой, выросло на 11,1% (до 145,9 тыс. шт.). В МЭРТ говорят, что «все это совпадает с пожеланиями рядових граждан».
Как отмечает «i» председатель общественного совета при Государственной регуляторной службе Сергей Доротич, на сегодня наша страна действительно еще не может похвастаться достаточным количеством банковских операций и использованием POS-терминалов среди населения.
По его словам, одна из основных тому причин — тарифы для предприятий по осуществлению расчетов при помощи платежной карты. Для больших предприятий тариф составляет 1,7% от транзакции, для малых и средних — 2-3%.
«При этом операторы платежных карт фактически занимают монопольное положение на рынке и предприятиям ничего не остается, как соглашаться с этим и оплачивать повышенные тарифы. Для некоторых видов хозяйственной деятельности такой размер комиссии практически нивелирует прибыль от их деятельности, что в свою очередь приводит к увеличению доли «теневой» экономики», — говорит Доротич.
В Евросоюзе данный вопрос жестко урегулирован Регламентом 2015/751 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2015 г., которым вводится ограничение по ставкам комиссии интеречейндж на уровне 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных карточек. Для урегулирования данного вопроса в законодательной плоскости прошлого года в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №6573, которым предусматривается плавный постепенный переходный период в течение 3 лет, что позволит банкам прогнозируемо перейти к европейским ставкам комиссий, а предпринимателям снять с себя дополнительное финансовое бремя. Однако такой документ еще далек от принятия. Неизвестно, ли это случится вообще.
В комментарии «i», юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Галина Мельник рассказывает, что планируемые нововведения приведут к снижению объемов выручки, которая «проходила мимо кассы», не охватываясь базой единого налога.
«Следовательно, плательщики единого налога первой и второй группы не смогут занижать объемы выручки для целей сохранения своей группы налога, а плательщики единого налога третьей группы также не смогут уменьшать базу налогообложения (для целей применения ставки единого налога в размере 5% без НДС или 3% с НДС). Учитывая изложенные соображения, снижение ставок единого налога третьей группы для безналичной выручки вряд ли будет поддержано государством. Также вряд ли государство согласится покрывать расходы «единщиков» на комиссию банков за счет недополучения средств в бюджет дифференцированного снижения ставок единого налога», — говорит Мельник.
Таким образом, юрист четко дает понять — такой документ нивелирует часто используемое занижение объемов выручки «единоналожниками», чтобы платить в казну меньше налогов. Цель понятная, но такое вряд ли понравится субъектам предпринимательства разных групп.
Сколько будет вообще стоить оборудование такими POS-терминалами всех наших предпринимателей? Средние разовые расходы каждого из них, связанные с покупкой, установкой и обслуживанием составляют относительно невысокую сумму — чуть более 6 тыс. грн. В масштабах всей страны за все годы внедрения в практику этого документа предпринимателям придется раскошелиться на сумму 5,5 млрд грн.
«Дело не в стоимости терминалов. Поймите, малый и средний бизнес не доверяет банковской системе. Предприятия после начала ликвидации банков теряют огромные средства. Так, небольшие фирмы, которые, например, имели на расчетных счетах (не на депозитах) от 0,5-3 млн грн, при введении в финансовые учреджения временных администраций практически навсегда прощаются со своими деньгами. С ними будут рассчитываться в последнюю очередь. А это, как свидетельствует практика, не наступает никогда. А здесь еще нас собираются перевести на всеобщую «терминализацию» и мы будем работать на банки и компании-производители такого оборудования», — говорит Сергей Доротич.
В свою очередь, руководитель департамента развития предпринимательства и регуляторной политики МЭРТ Денис Гутенко отмечает, что предпринимателям не обязательно покупать такие терминалы — они могут их брать в аренду.
«Также есть такая возможность, как совместное пользование терминалом несколькими фирмами, что сократит накладные расходы предпринимателей. Такая практика уже давно реализуется бизнесом совместно с банками и производителями таких систем. Еще предприятия могут внедрять интернет-банкинг», — отмечает он.
На все это Сергей Доротич отвечает, что руководители МЭРТ похоже живут не в наше время, а думают далеким будущим. Ведь покрытие качественным интернетом наших многих сельских районов, оставляет желать лучшего.
Также автор материала ознакомился с письмом от Профсоюза защиты предпринимательства города Хмельницкого на имя одного из депутатов Верховной Рады, где невозможность широкого внедрения терминалов объясняется тем, что многие бизнесмены работают в помещениях, где нет напряжения сети в 220 вольт и часто происходят вообще отключения электричества.
Предприниматели вообще уверены, что навязывание применения терминалов и интернет-банкинга является просто недопустимым. Называются конкретные интересные цифры — в Украине лишь 10% предприятий малого и микробизнеса применяют в своей работе терминалы.
Что может ожидать потребителя в случае принятия такого документа? Предпинимиатели говорят о том, что им придется увеличить свои цены от 1 до 3-5%. Дополнительные расходы будут возложены на потребителей за счет увеличения себестоимости товаров и услуг.
Является ли все это аргументом для власти? Может быть. Однако и переход на использование POS-терминалов и интернет-банкинга тоже необходим. Для этого и предусмотрен переходный период.
Государство должно вести диалог с предпринимателями по этим важным вопросам и находить компромисс. В противном случае, если все задуманное будет реализовано на практике, то, как говорит опыт, предприниматели могут вообще уйти еще больше в «тень» —не проводить значительную часть своих транзакций по безналичным расчетам.
Такое уже было. В 2010 г. Кабмин принял постановление №878, которым обязал все торговые точки, рестораны и сферу услуг, которые используют кассовые аппараты, с 2012 г. проводить расчеты через платежные терминалы. Однако это требование так и не было выполнено.