Экономика

Финальная распродажа госсобственности?

В Украине предпринимается новая попытка приватизации остатков госсобственсти. С этой целью Кабмин подготовил, а Совет по реформам при президенте одобрил законопроект «О приватизации». Сам факт того, что на повестке дня вдруг неожиданно опять возник вопрос окончательной распродажи остатков государственного добра, вызывает множество вопросов.

В качестве одного из важных аргументов в пользу окончательной приватизации остатков госсобственности часто называют соответствующее требование МВФ.

Но в настоящий момент активы в Украине обесценены войной и обвальным социально-экономическим кризисом. Продать их по реальной и выгодной цене просто нереально, и в МВФ это должны хорошо знать.

Но если же речь идет о дешевой продаже активов в руки лояльных к власти олигархов, тогда смысл такого «аукциона щедрости» становится понятны, а требования МВФ являются просто оправданием.

Итак, в планах власти уже через несколько месяцев запустить массовую приватизацию. Анонсируя проект закона «О приватизации», Петр Порошенко подчеркнул, что документ является чрезвычайно важным для Украины, ее инвестиционного климата и перспектив экономического роста.

«Президент отметил, что у власти есть желание и политическая воля обеспечить приватизацию объектов государственной собственности эффективно, открыто, конкурентно и с новыми законодательными нормами, которые обеспечат доступ к этому процессу отечественных и иностранных инвесторов, за исключением страны-агрессора», — отметила пресс-служба Порошенко.

Но проект содержит в том числе весьма странные нормы. Едва ли не самой резонансной является распространение британского права на объект продажи в Украине. Таким образом, споры относительно приобретенных в Украине активов инвесторы могут решать в лондонском арбитраже.

«Это означает, что любой спор можно будет решить в суде Лондона. Это важный вопрос, это защита прав инвестора, и мы будем настаивать на том, чтобы такой закон был принят. Очень важно, чтобы такие законы были приняты как можно быстрее», — заявил премьер-министр Владимир Гройсман.

Фактически эта норма означает признание в Украине верховенства права и судебных решений другого государства. Мало того, что это сдача суверенитета и нарушение закона, но это также признание совершенной никчемности и полнейшей коррумпированности отечественной судебной системы и государства в целом.

Эксперты сомневаются и в пользе от этой нормы. «Бессмысленно обращаться к международному арбитражу в условиях, когда в стране все решается на основании либо мнения нескольких руководителей, либо нескольких олигархов… Несколько раз выставляли на продажу Одесский припортовый завод (ОПЗ). Каждый раз кто-то устраивал акции, которые резко снижали его привлекательность. Перекрывали газ, говорили, что ОПЗ полуработает. Вот если внутри государства существуют несколько группировок, которые между собой выясняют отношения, где гарантия, что придет иностранный инвестор, и ему не перекроют газ?» — говорит доктор экономических наук Сергей Якубовский.

«Я думаю, что у зарубежных инвесторов нет заинтересованности покупать украинские предприятия потому, что они прекрасно знают, что происходит в Украине, что в Украине, к сожалению, до сих пор законы иногда бывают хорошие, иногда — плохие, но они в любом случае не выполняются. И поэтому не будут рисковать, вкладывать серьезные деньги в серьезные предприятия в ближайшее время, вне зависимости от того, какой закон будет принят, какая презентация была сделана на совете реформ… По закону в Украине сейчас никто не живет, и поэтому иностранный инвестор не придет», — продолжает эксперт.

В законе есть еще один такой пункт, опасный для некоторых иностранных инвесторов. Там указано, что если какая-то компания сотрудничает со страной-агрессором, то применяются санкции. «Практически все европейские банки имеют свои филиалы в России. И вот можно пойти по такому пути и ввести санкции против любого европейского банка, европейской компании и т. д. Поэтому этот закон, даже если он будет принят в таком виде, он ни на что не повлияет. Никто сюда не придет», — прогнозирует Якубовский.

Очевидно, что во власти все это прекрасно понимают. Но тогда зачем устраивается комедия с законопроектом о приватизации якобы для привлечения инвестиций, хотя заведомо понятно, что ни один серьезный иностранный инвестор в Украину не придет?

Объяснение очень простое: очередная попытка приватизации была затеян для того, чтобы приближенные к власти олигархи прибрали к рукам остатки государственной собственности по низкой цене.

К тому же, известно, что существенная часть иностранных инвестиций в Украине представляет собой возврат части капиталов, ранее выведенных в оффшоры теми же олигархами, обратно в Украину через иностранные фирмы, часто тоже оффшорные.

К тому же, нынешний приступ приватизации изначально выглядит довольно странно и даже подозрительно.

С одной стороны, власть заявляет о намерении поскорее продать почти все остатки активов и предлагает на эту тему соответствующий законопроект. Планом приватизации на 2018-2020 гг. планируется продать 893 предприятия, оставив в госсобственности только 15 предприятий и 363 объекта госсобственности, которые обеспечивают выполнение государством своих функций.

Очевидно, что столь масштабная распродажа активов в течение двух лет чревата обвалом и без того заниженной из-за глубокого кризиса стоимости активов, да и просто нереальна.

В то же время, 359 объекта планируется передать в концессию частным субъектам хозяйствования, то есть на правах временного использования. Известно, что в наших условиях это часто приводит к тому, что предприятие просто подвергается разграблению подобным временщиком.

В проекте госбюджета на 2018 г. планируется получить от приватизации нереальную сумму — 22 млрд. грн. Напомним, что до этого в бюджет несколько раз закладывали 17 млрд. грн. выручки от приватизации, но из этого ничего не вышло. Заложены 17 млрд. грн. от приватизации и на 2017 г., но за первое полугодие наторговали всего на 58 млн. грн.

Крупные прибыльные предприятия, оставшиеся в госсобственности, в Украине являются непродаваемыми. Фонд госимущества регулярно выставляет такие активы на конкурс, но либо конкурсы срываются, либо активы не находят покупателя.

Конкурс по продаже скандального Одесского припортового завода (ОПЗ) по стартовой цене 13,1 млрд. грн. в июле завершился безрезультатно, но ФГИ до конца этого года планирует опять выставить на конкурс ОПЗ и контрольные пакеты акций шести облэнерго, которые пока не нашли своего покупателя.

Главным достижением в сфере приватизации в 2017 г. можно считать разве только продажу в августе государственных блокирующих 25%-х пакетов «Донецкоблэнерго», «Киевэнерго», «ДТЭК Западэнерго», «ДТЭК Днепроблэнерго» и «ДТЭК Днепрэнерго». Эти пакеты были почти по номиналу и без конкуренции выкуплены структурами Рината Ахметова, который уже до этого уже владел контрольными пакетами этих предприятий, поэтому больше эти акции все равно никто не купил бы. Госбюджет получил 3 млрд. грн.

Итак, основные особенности отечественной приватизации на нынешнем этапе распродажи остатков и причины торможения приватизации следующие.

Во-первых, власть негласно тормозит продажу, дабы обесценить продажу ценных объектов нужным людям по низкой цене.

Во-вторых, за наиболее лакомые активы идет ожесточенная борьба среди олигархов, которые блокируют их продажу, чтобы те не достались конкурентам.

В-третьих, власть договорилась с рядом олигархов, продавая им объекты по умеренной цене взамен на лояльность.

В приватизации на первое место выходят политические моменты. В ходе распродажи активов, власть стремится подкупить одних олигархов и поссорить одних олигархов с другими в борьбе с нелояльными олигархами, прежде всего, с Фирташем и Коломойским

Например, известно, что за контроль над ОПЗ идет борьба между Коломойским, Фирташем и Григоришиным. За пакеты облэнерго воюют Ахметов, Суркисы, Григоришин. За «Центрэнерго» — Кононенко и Фирташ. За «Турбоатом» — Коломойский, Ярославский и Григоришин. Причем следует учитывать, что Кононенко является бизнес-партнером Порошенко, а Григоришин открытым союзником Порошенко.

В этих условиях вряд ли стоит даже говорить о выгодной для государства приватизации и привлечении эффективного собственника.

Александр Карпец