Данные о географической структуре внешней торговли товарами в январе-апреле 2017 г. показали - несмотря на конфликт с Россией, РФ остается ключевым торговым партнером Украины.
Более того, экспорт-импорт между обеими странами вместо сокращаться – такая тенденция наблюдалась в последние годы – сегодня имеет уже четкую тенденцию к росту. Так, из Украины в Россию за четыре первых месяца этого года было экспортировано товаров на сумму $1,276 млрд. Это на 38,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.
Импорт, если, опять же, сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, вырос еще больше – на 45,8%. В общем за январь-апрель текущего года в Украину было ввезено товаров из России на сумму $1,955 млрд. Отрицательное сальдо торговли составило $679 млн.
Исправить ситуацию – не в плане того, чтобы уменьшить количество импорта из России в Украину, а, наоборот, нарастить экспорт своих товаров в направлении северо-восточного соседа – Украина пытается через посредничество ВТО.
В частности, на заседании группы экспертов ВТО 11-12 июля Украинская сторона во главе с заместителем министра экономического развития и торговли, торговым представителем Украины Натальей Микольской отстаивала право импортировать из Украины в Россию железнодорожный подвижной состав, стрелочные переводы и другое железнодорожное оборудование.
Об этом на своей странице в Facebook написала сама замминистра Минэкономразвития. «Важно было доказать системность действий РФ по ограничению импорта, и то, что это является частью торговой агрессии РФ. А также раз и навсегда поставить точку, что утверждения РФ о некачественности нашего железнодорожного оборудования являются ложными и безосновательными», – отметила она.
По ее словам, РФ незаконно, в нарушение положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и Соглашения по техническим барьерам в торговле, отзывает и не признает сертификаты, выданные украинским производителям.
Экономические интересы Украины здесь понятны. «В 2013 г. экспорт железнодорожных товаров (группа 86) в РФ составил $1,7 млрд, в результате применения ограничений экспорт сократился до $600 млн в 2014 г., до $110 млн по итогам 2015 г. и до $27 млн за четыре месяца 2016 г.», – информирует Наталья Микольская.
Замминистра Минэкономразвития также отмечает, что из 70 предприятий, которые ранее экспортировали железнодорожные товары в направлении северо-восточного соседа, сейчас свою продукцию в Россию отправляют только 10.
Несмотря на это, поехать в Россию железнодорожный подвижной состав, стрелочные переводы и другое железнодорожное оборудование смогут (если смогут) не раньше следующего года. Финальный отчет Группы экспертов по этому делу (решение по существу дела) ожидается в апреле 2018 г.
То, что Украина так крепко держится за торговые связи с Россией и всячески их отстаивает, а также пытается восстановить ранее утраченные рынки сбыта в соседней стране, которую называет агрессором, можно расценивать не иначе как то, что экономические интересы нашего государства для украинской власти значительно важнее политических.
Экономические эксперты также считают, что российский рынок сбыта является чрезвычайно важным для Украины и его отстаивание нынешней украинской властью является ее правильной позицией.
Так, бывший министр экономики Виктор Суслов в комментарии «i» говорит: «То, что украинская власть проводит курс на развертывание торговых отношений с Россией, на увеличение объемов торговли, то, что наша власть добивается в ВТО, чтобы эта международная организация заставила Россию покупать больше украинских товаров и отменила все те ограничения, которые наложила на украинскую продукцию, чтобы мы могли вернуться на все те рынки, на которых ранее находились, – это абсолютно правильные действия».
Чрезвычайно важной торговлю Украины с Россией экономические эксперты видят во взаимозависимости обоих рынков друг от друга. Такая взаимозависимость закладывалась на протяжении десятилетий, и разорвать ее за несколько лет, по их мнению, – нереально, ведь предприятия по изготовлению составляющих определенных видов продукции находятся по разные стороны границы. Функционировать отдельно они не могут, только простаивать.
И если к простою российских предприятий Украине, грубо говоря, может быть безразлично, то простой отечественных, особенно крупных предприятий не может не волновать. «Это вопрос рабочих мест в Украине, это вопрос загруженности наших заводов, это вопрос пополнения государственного и местных бюджетов, это валютные поступления… Украине экономически выгодно торговать с Россией, поэтому и торгует. Украинские власти не настолько глупы, чтобы разрывать эти торговые связи», – говорит Виктор Суслов.
В свою очередь, экономический эксперт Всеволод Степанюк считает, что именно расторжение определенных торговых связей с Россией и привело к экономическому кризису в нашей стране – Украине некуда сбывать ту продукцию, которую ранее импортировала в Россию. «Украина не имеет других рынков сбыта своей продукции, чем Россия и страны СНГ. Договор с Евросоюзом о ЗСТ односторонний – Европа может свободно торговать с Украиной, а Украина зато имеет квотные преграды и другие ограничения. Поэтому, в принципе, и кризис в Украине из-за того, что она разорвала торговые связи с Россией», – говорит он.
О том, что многие отечественные производители так и не смогли с российского рынка сбыта переориентироваться на европейский рынок и найти там для себя определенную нишу, говорят и в Минэкономразвития. «Значительное число наших предприятий не смогло переориентироваться на рынок Евросоюза. Причинами этого стали как сертификационные операции, так и проблемы допуска, и потребительские преференции», – рассказывает Наталья Микольская.
В профильном министерстве также считают, что нельзя вмешиваться в торговую политику бизнес-предприятий. «Если вы спросите украинский бизнес, почему они до сих пор торгуют с Российской Федерацией, то они скажут, что торгуют, так как там есть спрос на их товары. Запретить им сотрудничество с РФ, когда у них там есть покупатели, партнеры, – это было бы неправильно», – говорит Микольская.
В самом экспорте в Россию заместитель министра экономразвития не видит ничего неестественного. «Торговля с соседями – это естественно для любых экономик. При соблюдении РФ правил торговли украинский экспортер будет занимать значительную долю на российском рынке, так как у нас есть конкурентный товар, достаточно конкурентная цена и достаточно хорошее логистическое плечо, если РФ не будет разными способами эти логистические плечи перекрывать», – рассказывает она.
Между тем председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак называет позиции по импорту и экспорту, без которых Украина-Россия не могут обойтись. «Для Украины – это определенный объем российских энергоносителей. Для России – критическими являются машиностроение, продукты питания. В общем, все то, чем страны не могут заменить продукцию друг друга», – говорит он.
Несмотря на это, наиболее спорным можно считать импорт каменного угля и антрацита из России в Украину.
Так, согласно информации Государственной фискальной службы, в первом полугодии 2017 г. Украина увеличила импорт каменного угля и антрацита из России, если сравнивать с аналогичным периодом 2016 г., в денежном эквиваленте с $446,3 млн до $ 631,1 млн. Это 50,2% от общей суммы ($1,257 млрд), затраченной нашим государством на покупку каменного угля и антрацита в январе-июне.
Здесь вполне вероятным выглядит то, что Украина отдает соседнему государству-агрессору деньги за уголь и антрацит, добываемые на территории, собственно, самой Украины – в Донецкой и Луганской областях. Российские таможенники недавно, можно сказать, официально подтвердили факт того, что на территорию РФ завозится антрацит с захваченных шахт Донбасса.
Согласно данным, обнародованным Южным таможенным управлением Федеральной таможенной службы РФ, в течение мая 2017 г. в Ростовскую область России из Украины поступило 58,652 тыс. т антрацита стоимостью $3,14 млн. В целом за пять месяцев текущего года (январь-май) из Украины в Россию только официально (!) было отправлено 236,568 тыс. т антрацита стоимостью $13,044 млн.
Отметим, на данный период все украинские шахты, добывающие антрацит, находятся в неподконтрольных Украине районах Донбасса. В пресс-службе Минэнергоугля сообщают: «За согласованием лицензий на экспорт антрацита в 2017 г. в ведомство никто не обращался».
Между тем согласно информации, предоставленной российскими таможенниками, указывается, что в мае 2017 г. через Ростовскую область России в Украину экспортировали 24,408 тыс. т антрацита стоимостью $2,146 млн. В целом – за январь-май – 236,296 тыс. т антрацита на сумму, составляющую $16,293.
«Мы официально не признаем факта, что покупаем украинский уголь в России», – говорит Виктор Суслов и указывает на то, что сейчас в этом достаточно «скользком» вопросе намечается определенный прогресс. «Порошенко лично договорился с Трампом, что Украина будет покупать уголь в США».
За первое полугодие 2017 г., по данным Государственной фискальной службы Украины, объемы поставок угля из США в Украину выросли в 3,5 раза – с $95,9 млн до $340,5 млн.
Между тем в Минэкономразвития заявляют, что видят своей задачей не запрещать украинскому бизнесу ведение торговли с Россией, а открывать и показывать ему новые возможности и все те рынки, где работают по предусмотренным четким правилам.
«Все, в том числе те, кто сегодня торгует с Россией, хорошо понимают, что российский рынок – это рынок без правил. Сегодня ты туда экспортируешь, а завтра – в течение дня – может быть введен запрет на твой товар, и все – ты уже не сможешь сбывать здесь свою продукцию. Поэтому для бизнеса лучше переориентироваться на другие рынки постепенно, чем потом делать это в авральном порядке – в условиях вынужденной остановки работы своего предприятия, потери рабочей силы и т.п.», – говорит Наталья Микольская.