Экономика

Долги по зарплатам растут

В Украине опять возобновился бурный рост долгов по зарплате. Он происходит на фоне всплеска трудовой миграции и роста безработицы, включая ее скрытые формы. Причин этому много. Это и обвал производства, прежде всего, высокотехнологичного, общий экономический кризис, а также некоторые действия правительства.

Возобновление роста долгов по зарплате в начале 2017 г. подозрительно совпало с инициативой правительства по повышению с января прошлого года минимальной зарплаты вдвое до 3600 грн.

Именно после скандального повышения минималки вдвое с 1 января 2017 г. официальная статистика начала фиксировать возрастание задолженности по зарплате, и ведь речь идет об официальных данных, которые не всегда соответствуют реалиям.

Еще пару лет назад официальные данные относительно долгов по зарплате редко когда превышали 1,5 млрд грн. Сейчас долги достигли почти 2,5 млрд грн и продолжают расти. По данным на 1 марта 2018 г., общая сумма задолженности по выплате заработной платы составила 2456 млн грн. По сравнению с началом марта прошлого 2017 года, задолженность выросла на 23%.

Рост продолжился после того, как с начала нынешнего года минималку увеличили еще на 700 гривен. Понятно, что доходы граждан, несомненно, необходимо повышать, но отнюдь не в приказном порядке, рисуя на бумаги новые цифры роста доходов, которые оборачиваются массовыми долгами и сокращениями рабочих мест.

В лидерах по зарплатных долгами ходят промышленно развитые регионы Востока страны. Донецкая область накопила долгов на 487 млн грн, Луганская — 511 млн грн, Харьковская область — 234 млн грн.

Наименьшую задолженность имеют Черновицкая (1,5 млн грн), Хмельницкая (5,6 млн грн) и Закарпатская области (2,8 млн грн). Это вполне объяснимо. Указанные западные области, особенно Черновицкая и Закарпатская, малочисленны, многотысячных промышленных предприятий здесь нет, значительная часть населения этих регионов выехала на заработки за рубеж, а потому долги по зарплате здесь накапливать негде и не перед кем.

Статистика обращает внимание еще и на такой любопытный и, в то же время, крайне тревожный факт. Более 60% долгов по зарплате сформировали экономически активные предприятия, тогда как предприятия-банкроты обеспечили только 30% долгов. Лидерство по долгам занимает промышленность (1,9 млрд грн). 60% промышленных долгов пришлись на перерабатывающие отрасли, 26% — на добывающую отрасль, 10% — на химическую промышленность.

Эти данные являются подтверждением того обстоятельства, что в Украине наличие работы отнюдь не гарантирует не просто достойной зарплаты, но и зарплаты вообще как таковой.

Министерство юстиции даже опубликовало список конкретных предприятий, являющихся крупнейшими должниками по зарплате. Список обнародован в рамках проведения кампании по принудительному взысканию задолженности по выплате заработной платы, которая стартовала 2 апреля 2018 г.

«Это иллюстрация того, что сегодня имеют место грубые нарушения предприятиями трудовых прав людей. Министерство юстиции будет принимать все меры для ликвидации их задолженности перед своими работниками», — заявила замминистра юстиции Светлана Глущенко.

Она добавила, что подобные антирейтинги будут созданы и опубликованы во всех регионах Украины.

Лидерами национального антирейтинга являются Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (73,7 млн грн), Судостроительный завод имени 61 коммунара (Николаевская область, 30,3 млн грн) и, как ни странно, Футбольный клуб «Металлист» (Харьковская область, 28,6 млн грн).

Промышленные предприятия вынуждены были повышать зарплату и социальные выплаты, поскольку этого требовало правительство в связи с повышением минималки. Многим это оказалось не по карману, поэтому предприятия стали переводить своих рабочих на неполную занятность. Собственно, об этот правительство предупреждали еще при первом двукратном приказном повышении минималки с начала 2017 г.

Более мелкие предприятия стали массово увольнять своих сотрудников, уводя их «в тень» или оформляя физическими лицами-предпринимателями (ФОП) с целью экономии на налогах, а также для избегания излишней ответственности. Ведь если штатному работнику необходимо платить ежемесячно не менее минимальной зарплаты с сопутствующими отчислениями единого социально взноса и налога на доходы физлиц, то частному лицу предпринимателю, являющемуся, по сути, работником можно вообще не заплатить или заплатить меньше, не беспокоясь об ЕСВ, поскольку формально это независимый хозяйствующий субъект, ведущий предпринимательскую деятельность на свой страх и риск.

В таких условиях растет официальная безработица. По итогам 2017 г. безработица была рекордной за последние 15 лет — 10% при использовании в оценке методики Международной организации труда (МОТ).

В реальности, безработица может быть еще выше. Дело в том, что в Украине есть такое явление, как скрытая безработица, когда работник официально числится, однако зарплату не получает месяцами. Таким образом, огромные долги по зарплате являются еще одним, причем многочисленным видом безработицы, причем этот вид не учитывается официальной статистикой.

Реакция власти на проблему поражает банальностью. В правительстве организовывают так называемые мобильные группы по ликвидации задолженности по зарплате.

«Со 2 апреля начали работать мобильные группы по ликвидации задолженности по зарплате в шести городах Украины, а именно в Харькове, Днепре, Кривом Роге, Мариуполе, Торецке и Северодонецке. До конца апреля аналогичные мобильные группы начнут работать в Ривном, Запорожье, Николаеве, Киеве, Хмельницком и Херсоне. Мобильные группы будут проводить регулярную проверку состояния исполнения судебных решений относительно оплаты труда предприятиями», — отметила заместитель министра юстиции Светлана Глущенко.

Словом, власть создает очередную бюрократическую структуру, открывающую огромные возможности для коррупции.

Обретающая все более угрожающие масштабы трудовая эмиграция имеет в свое основе все ту же безработицу, низкие зарплаты и долги по зарплате в разных формах. Все это привело к тому, что в Европу массово хлынул поток украинских заробитчан. Только в Польше количество украинских работников за последние годы выросло в 4, а Чехия в нынешнем году в 3 раза увеличила квоты для украинских трудовых мигрантов.

Если раньше гастарбайтеры хотели вернуться на родину, то сейчас они все чаще принимают решения забрать своих близких родственников и навсегда остаться за рубежом. Это чревато сокращением валютных поступлений от заробитчан уже в ближайшие годы, но даже не это самое страшное. Хуже всего, что это ведет к депопуляции страны и утрате ею человеческого потенциала.

Александр Карпец