Посол Греческой республики в Украине Георгиос Пукамиссас рассказал о том, как его стране жилось раньше и живется сейчас в Европейском союзе.
В 2009 г. начался долговой кризис в Греции. Многие греки уверены, что предпосылками к нему стали реформы, проводимые по требованию Европейского Союза, особенно, в сельском хозяйстве. Каковы настоящие причины, в силу которых Ваше государство оказалось в таком положении?
Греция всегда стремилась создать тесные контакты с Европейским Экономическим Сообществом (ЕЭС), образованным в 1957 г. В 1981 г. наша страна присоединилась к ЕЭС. 1 января 2002 года Греция вошла в еврозону — в «сердце» Европейского Союза, преобразованного из ЕЭС. Это решение было в первую очередь политическим, исходило от политической верхушки Греции и выражало мнение большинства граждан.
Сейчас же некоторые греческие политики из-за нынешнего экономического кризиса в Греции полагают, что для страны было бы лучше избежать такого шага. К сожалению, они не говорили об этом раньше.
Когда Греция отказалась от драхмы и перешла на евро, цены в стране сразу же выросли. Дело в том, что у нас не было такой мощной экономики, как в Германии. Однако, как только мы вошли в еврозону, в Греции появилось много европейских финансовых ресурсов, которые использовались на разные строительные проекты. Греки стали активно брать кредиты, думая, что их будет легко погасить, что не основывалось на реальных экономических возможностях. Тем не менее, большой проблемой стали не частные кредиты, а само государство.
Что Вы имеете в виду?
Например, десятки миллиардов евро были использованы на строительство инфраструктуры, в частности, на нужды Олимпийских игр-2004. Проблема была в том, что государство вело политику расширения государственного сектора, были созданы тысячи новых рабочих мест, что и привело к дефициту бюджета. Тем не менее, Греция продолжала брать многочисленные кредиты вплоть до 2008 г.
Когда начался мировой экономический кризис, Греции стало труднее получать и обслуживать кредиты. С 2009 г. наша страна могла брать кредиты лишь на весьма жестких условиях. Ответственность лежит на некоторых греческих политиках: они не осознали вовремя всю серьезность вопроса и продолжали некоторое время политику увеличения государственных расходов.
Также Греция не использовала должным образом ранее взятые кредиты, и всемирный экономический кризис ускорил отрицательное влияние на греческую экономику. Это привело Грецию к сегодняшнему положению.
То есть, Вы подтверждаете, что реформы, навязанные грекам Европейским Союзом, привели к нынешней экономической ситуации в стране?
Только начиная с 2010 г. До этого периода, я не вижу неверных действий со стороны Европейского Союза в отношении греческой экономики. До 2010 г. мы можем дискутировать только об ошибках, которые сделали мы сами. До этого времени была некая эйфория, пока Европейский центральный банк не приостановил кредитование. Что касается времени после 2010 г. — это поле для бурных и длительных дискуссий, ибо некоторые говорят, что Греция не соблюдала европейские рекомендации.
И это действительно так?
Экономические меры, предложенные Европейским Союзом, были достаточно трудными для выполнения. Наверное, греки не осознали сразу всю сложность вопроса. Ясно одно: Греции даны были деньги не с гуманитарными целями. Понятно, что кредиторы хотели получить деньги обратно, и с процентами. К тому же, эти кредиты предоставлялись на условиях, согласованных с банками в Брюсселе, Франкфурте и Международным валютным фондом (МВФ) в Вашингтоне. Поэтому, все эти годы мы играли в «кошки-мышки», где Греция не была в роли кошки. Но все же мы уцелели… Хотя, греческий народ прожил данный период трудно, намного тяжелее, чем другие страны, у которых были похожие проблемы.
А политика греческих властей сегодня изменилась?
Правительство левого толка, которое пришло нынче к власти, ранее состояло в оппозиции. Но сегодня эти люди принимают меры, которые когда-то осуждали и считали откровенно антинародными, но которые являются единственным решением.
Простые греки и сейчас переживают нелегкие времена. Однако принятые меры дают определенный результат. В 2017 г. в Греции был незначительный рост ВВП, а в 2018 г. ожидается, что он достигнет 2%. Это постепенно выводит нашу экономику из состояния кризиса.
Часть экономистов полагает, что именно МВФ «перекрыл кислород» греческой экономике. Так ли это?
Ситуацию можно рассматривать по-разному. Дело в том, что МВФ, который более строго относится к реформам, нежели Европейский Союз, требует от ЕС урезания долга Греции, чтобы его было возможно погасить. Однако Греция взяла у МВФ меньше кредитов, чем у Европейского Союза.
Вообще Греция должна была учитывать то, как экономические меры, предложенные Евросоюзом и МВФ, влияют на развитие нашей страны. Не думайте, что МВФ, Европейский Союз и европейские банки, несмотря на отличающиеся точки зрения, не смогут в конечном итоге прийти к согласию. Они всегда найдут приемлемое для международных партнеров решение. К примеру, если говорить об Украине в контексте требования повышения цены на природный газ, я признаю, что возникнут очень существенные трудности для потребителей.
Исходя из сказанного, можно констатировать, что помощь МВФ и прочих международных кредиторов скорее во вред, нежели на пользу?
Если рассматривать данный вопрос с исторического ракурса — часто вмешательство МВФ в экономику других стран не имело успеха, но МВФ является центром международной системы.
Что касается самих реформ, то они предполагали приватизацию, в том числе объектов государственного значения. По моему мнению, например, увеличение возраста выхода на пенсию было правильной мерой. Также в Греции проходят реформы в судебной системе, как сейчас в Украине. От Греции требуют более быстрого принятия судебных решений и их выполнения, так как задержка может привести к потере интереса инвесторов. Если же говорить об Украине, то здесь другая проблема — коррупция.
А как обычные греки восприняли реформы «финансового оздоровления», предложенные МВФ?
В идеальном обществе экономика должна служить народу, а не народ экономике. Однако, к сожалению, современная экономика ориентируется на рынки. Греция сейчас переживает тяжелый экономический период, и наш народ платит очень высокую цену за реформы. К примеру, у нас наибольший процент безработицы в Европе, хотя за последние пару лет он снизился — с 27% до 22%. Если говорить о безработице среди молодежи, то она составляет свыше 40%, поэтому молодые люди массово уезжают за границу.
Во всей этой ситуации нас спасает туризм, который очень активно развивается в Греции. Когда в 2013 г. количество туристов достигло 17 млн человек — то это приветствовалось. Мы ожидаем, что в 2018 г. у нас будет около 30 млн туристов. Кстати, в этом году туризм помог снизить процент безработицы среди молодежи.
На конец 2016 г. греческий долг достигал свыше €300 млрд. Несмотря на «спасательный круг» еврозоны в виде финансовой помощи, экономическая ситуация в Вашей стране не улучшается. Почему?
Когда в Греции начался экономический кризис, наш ВВП был €230 млрд. Наш долг составлял около 120% ВВП. Это объясняет, почему мы не могли погасить этот долг. Если сегодня не учитывать существующий долг Греции, то мы сейчас не наращиваем новый. К тому же, до 2022 г. наше государство обязано достичь первичного профицита в размере 3,5%, а до 2060 г. мы обязаны иметь ежегодно профицит в размере 2,2%. Следуя этой программе, надеемся, что в будущем Греция сможет погашать долги, не беря новые кредиты. Рост ВВП 1,5-2% не является удовлетворительным. И мы будем стремиться иметь рост ВВП 3-4%. Для этого нам нужны инвестиции, а для их привлечения – снижение налогового давления.
Ряд стран Европейского Союза не намерены делать своей национальной валютой евро, а некоторые (например, Италия) даже хотят вернуться к национальной валюте. Намерена ли Греция, в состоянии экономического кризиса, возвращаться к драхме?
Каждая страна имеет свою стратегию и видение в отношении европейской валюты. Но прежде, чем думать вернуться ли Греции к драхме, нужно окончательно выйти из затяжного экономического кризиса. Однако мне кажется, что возвращение к драхме — это апокалиптический сценарий, и такой поворот очень маловероятен.
В последнее время в «европейском семействе» неспокойно. Звучит ли в Греции антиевропейская риторика и как на нее реагирует местное население?
Это глобальный вопрос, о котором можно дискутировать часами. Существующие антиевропейские лозунги связаны, в основном, с экономической моделью и нынешней ситуацией в Европейском Союзе, как миграционный кризис, что сейчас подвергло испытанию демократические европейские ценности.
А почему так произошло?
Дело в том, что сегодня речь идет больше о рынках, нежели о народах и их благосостоянии. К сожалению, Европейский Союз переживает сейчас нелегкие времена, но Европа все равно устоит и преодолеет трудности. Мы видим успех французского президента Эммануэля Макрона, нового правительства Испании, ориентированного на успешную Европу и т.д. Я оптимист.
Что касается Греции — у нас существует мощное ядро граждан, которые уверены, что страна должна остаться в составе Европейского Союза. Конечно, течение евроскептиков представлено и в греческом парламенте, но оно не является большинством и не отражает мнение всего греческого общества.
Есть мнение, что на греческих просторах сегодня весьма популярны идеи «русского мира» (культурно-исторической идеи международного и межгосударственного сообщества, объединенного причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре). Так ли это?
Все мы — греки, украинцы, русские, белорусы, болгары, сербы, черногорцы, румыны и грузины — духовные наследники Византии, и нам этого не избежать. Лично я, как грек, не хочу отрекаться от византийского наследия, потому что упомянутые народы мне очень близки. Для греков не существует вопрос, как и для других, о том, чтобы поменять свой культурный код. Мы считаем, что для Украины было бы большой ошибкой отказаться от византийского наследия, независимо от того, каким будет решение церковного вопроса.
Что касается политического акцента Вашего вопроса в его современной трактовке, то, к примеру, такие государства как Турция, Израиль и Германия поддерживают одинаково хорошие и стабильные отношения и с Российской Федерацией, и с Украиной. Поэтому я не вижу никаких причин для того, чтобы Греция, у которой хорошие отношения с Украиной, не старалась бы поддерживать хорошие отношения и с Российской Федерацией.