Социальная реклама на телевидении, за которой, говорят, все-таки стоят определенные политические силы, «заставь своего депутата проголосовать за снятие моратория на продажу земли» в очередной раз расшевелила крестьян - собственников паев.
Разговоры о том, «стоит ли продавать землю сразу после снятия моратория или лучше подождать несколько лет, пока цена на пай вырастет… а если потом снова мораторий введут?.. а захочет ли вообще кто-нибудь ее покупать?…», ведутся едва ли не на каждом углу украинских сел.
В мыслях крестьяне уже подсчитывают свои возможные доходы. Многие при этом даже забывают, что уже давно сдали свой земельный удел в аренду на много лет вперед и в ближайшей перспективе продать его не смогут.
Согласно официальной статистике 19,5 млн га земель сельскохозяйственного назначения из общей площади в 42,8 млн га сегодня на правах аренды используются зарегистрированными сельскохозяйственными предприятиями.
Но 15,1 млн га земель с/х назначения все-таки находятся в пользовании домашних хозяйств. Еще 7,3 млн га – в распоряжении центральных и местных органов власти. 0,9 млн га – в распоряжении государства. То есть торговать и торговаться украинцам есть чем и за что.
Согласно данным Госкадастра нормативная стоимость 1 га земли с/х назначения в Украине сегодня составляет 30 927,8 грн. В долларовом эквиваленте, по сегодняшнему курсу, – это почти $1200. В среднем, согласно статистике, владелец пая имеет в своем распоряжении 3,25 га земли с/х. То есть если он решит продать свой земельный участок сразу после снятия моратория, то сможет даже по этой цене получить на руки $3858.
На самом деле для крестьянина, зачастую бывшего колхозника, а теперь пенсионера, который ежемесячно получает от государства менее 2 тыс. грн ($77), это колоссальная сумма. Это его пенсия за четыре года.
Между тем экономические эксперты прогнозируют, что с открытием рынка земли стоимость 1 га сразу возрастет. Ведь сегодня в соседней Польше 1 га земли в среднем стоит $10,5 тыс. В Румынии – $6,4 тыс. Украинские черноземы по своему плодородию значительно превосходят земли, которые находятся в распоряжении этих стран.
Вместе с тем, по мнению экспертов, открытие рынка земли в Украине может снизить стоимость земли в ряде европейских стран. Но это уже, видимо, не наши проблемы.
У нас проблемы другие. Как рассказал «i» экс-глава Госагентства земельных ресурсов, а теперь депутат ВР Сергей Рудык, в парламенте сегодня не хватает голосов – ни чтобы проголосовать за снятие моратория на продажу земли с/х назначения, ни чтобы его продлить.
Сам он выступает против открытия рынка земли – говорит, что сейчас Украина социально к этому не готова – и в то же время за отмену моратория на продажу земли – говорит, что тот только откладывает решение проблемы.
«Еще в должности председателя Госагентства я наработал законопроект, который весной 2015 г. зарегистрировал уже как народный депутат. Законопроект больше года «провалялся» в профильном комитете. По технике манипулятивным путем снят с рассмотрения. Сейчас мы его доработали и планируем зарегистрировать снова. Суть законопроекта в следующем: арендатор покупает право на долгосрочную аренду земли и платит крестьянину средства, которые будут ненамного меньше, чем сумма возможной стоимости гектара земли после условного введения рынка земли, предложенного моими коллегами», – говорит Сергей Рудык.
Депутат надеется, что его законопроект станет компромиссным для двух сторон, выступающих «за» и «против» снятия моратория, и в перспективе наберет нужное количество голосов. «Он позволит государству получать дополнительные оборотные средства – более 10 млн га находятся в государственной собственности – и разблокирует вопрос по отношению к владельцам паев», – утверждает Сергей Рудык.
По его словам, краткосрочные договоры аренды не стимулируют бизнес бережно использовать землю – сеются культуры, которые приносят максимально быстрый эффект, – рапс, подсолнечник и т.д. – без соблюдения определенных технологий. Таким образом, на сегодняшний день, по разным оценкам, из-за нерационального использования земля потеряла 20-25% своих свойств.
«Технологий бы, очевидно, придерживались, если бы эта земля была в собственности или в долгосрочной аренде. Аграрии знают, что нужно давать земле год «отдохнуть», чередовать виды культур», – говорит депутат.
Долгосрочная аренда – согласно законопроекту Сергея Рудыка 14 лет, хотя он говорит, что может быть и 49, – по мнению депутата, «практически спасет землю». «Арендатору будет выгодно подпитывать землю, чтобы она и в дальнейшем приносила ему хорошие урожаи», – говорит он.
Стоит отметить, что львиная доля земель с/х назначения из числа арендованных и сегодня находится в долгосрочной аренде. Согласно закону об аренде земли максимальный срок, на который землю можно взять в аренду, составляет 50 лет. Только свойства свои земля эта почему-то теряет.
И, собственно говоря, самыми ярыми противниками снятия моратория на продажу земли вот уже более 15 лет выступают те же арендаторы. С каждым годом продления моратория их прибыли растут.
По словам парламентария Романа Семенухи, в структуре экспорта товаров за прошлый год доля АПК стала крупнейшей и достигла 42%, обогнав продукцию металлургического комплекса, чья доля составила 22,9%.
Стоит отметить, что пользуются арендаторы землей крестьян за достаточно малые деньги. Согласно данным Госкадастра, средний размер арендной платы за земельные участки с/х, выплачиваемой в прошлом году арендодателям – владельцам паев по стране, составил 1093,4 грн/га. Несмотря на это, известно, что в основном арендаторы рассчитываются с владельцами паев частью собранного урожая. А зачем, скажем, человеку несколько мешков кукурузы, если у него ни кур, ни гусей, ни какой-либо другой живности? То, что все в селе «держат хозяйство», на самом деле давно уже только миф.
К тому же известны факты, когда владельцы агропромышленных предприятий занимались фактическим самозахватом земельных паев. В украинских реалиях одно целое поле состоит из земельных паев, принадлежащих десяти, а то и тридцати людям. Понятно, что не все сразу хотели сдавать свой пай в аренду одному и тому же арендатору. Кто-то хотел обрабатывать свою землю сам. Однако никто здесь ни с кем не заморачивался – обрабатывали все подряд. Вот только те, кто подписал договор аренды, какой-то, пусть даже мизерный, доход от своих паев получали, а те, кто не подписал, – ничего.
По прогнозам экспертов, снятие моратория на продажу земли поднимет и размер арендной платы за гектар. Поэтому нет ничего удивительного в том, что агропромышленники – арендаторы земельных наделов изо всех сил пытаются «удержать» мораторий.
Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Иван Томич в ходе дискуссии по открытию рынка земли в Украинском кризисном медиа-центре заявил: «Мы начинаем подготовку к массовой акции протеста и не дадим власти, доверие к которой близко к нулю, уничтожить страну».
На самом деле у противников снятия моратория на продажу земли, по некоторым оценкам, в стенах парламента достаточно серьезное «лобби». Из года в год, прикрываясь «благими намерениями» защитить крестьян, чтобы у них “не скупили землю за бесценок», действие моратория продлевали. И так вплоть до неприличия…
Ведь непонятно, на каких основаниях политики считают крестьян настолько примитивными, что они не способны реализовать свое конституционное право распоряжаться своей собственностью. «Если это их собственность, люди имеют полное право ею распоряжаться – не из-за права аренды, как сейчас, к сожалению, предлагают некоторые политики, а из-за запуска рынка земли», – говорит эксперт Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский.
С другой стороны, если кто-то хочет продать свой пай «за бесценок» – это его право. Только в действительности – что для нынешних политиков «бесценок», для простого крестьянина – серьезная сумма. У нас много примеров, когда владельцы гектаров умирали из-за того, что не было денег на лечение, зато имели землю, которая якобы что-то стоит, но не продается.
А если у кого-то некому передать свою землю в наследство, а на склоне лет хочется осуществить «мечту всей своей жизни» и увидеть Мачу-Пикчу? Почему кто-то должен распоряжаться чьей-то жизнью и чьими-то мечтами?
Еще один аргумент против снятия моратория – нет соответствующей законодательной базы. Давайте будем откровенны – ее нет потому, что снимать мораторий по продаже земли никто особо и не планировал. И все бы так и «тянулось», если бы в ситуацию не вмешался МВФ. Одно из условий, на которых Украине Фондом был предоставлен миллиардный кредит, – проведение в государстве земельной реформы. Наша власть пообещала, что мораторий на продажу земли продлеваться не будет – наложен ВР Украины до конца 2017 г. – и уже с 2018 г. продажа земли с/х назначения будет разрешена.
Между тем партия «Батькивщина» со Всеукраинской ассоциацией фермеров инициировали проведение в Украине референдума против продажи земель с/х назначения.
«Какой референдум? – удивляется Сергей Рудык. – Это потеря времени. Он не дает ничего, кроме возможности политическим силам, которые являются его сторонниками, стимулировать свою политическую деятельность и осуществить попытку поднять свой политический рейтинг».
С другой стороны, позиция лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко выглядит несколько парадоксальной. «Инициировать проведение референдума должен был президент, а не мы. Он должен был спросить у людей: хотят они продавать свою землю или нет? Но он этого не сделал. Вместо этого за спиной у людей подписал с МВФ договор о сотрудничестве и сказал, что землю будут продавать. Только украинский народ имеет право решать судьбу своей земли», – заявила Юлия Тимошенко.
И тут непонятно – почему на референдуме кто-то должен решать за кого-то? Почему это должно быть коллективное решение? Если рынок земли будет открыт, то каждый отдельный владелец пая сам за себя сможет решать: продавать ему свою землю или нет. То, что продажа земли будет разрешена, отнюдь не означает, что она будет принудительной.