Президент наложил вето на закон, касающейся сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанного лесоматериала. Свое решение на Банковой аргументировали несоответствием некоторых положений документа Соглашению о зоне свободной торговле (ЗСТ) с Евросоюзом (ЕС).
По данным сайта Верховной Рады (ВР), законопроект (№5495) об ограничении внутреннего потребления необработанного лесоматериала 25 млн куб. м в год и временном запрете экспорта дров был возвращен с предложениями президента 23 июля. В то же время, правки главы государства к документу пока отсутствуют.
«Президент Украины полностью поддерживает усиление уголовной ответственности за контрабанду леса. Но не поддерживает лоббистские схемы, которые попали в закон между первым и вторым чтением, в частности нормы, которые противоречат Соглашению Украины и ЕС о зоне свободной торговли», — заявили в Администрации. Сообщается, что Петр Порошенко подпишет закон после внесения парламентом соответствующих изменений к документу.
Напомним, в середине июня премьер-министр Владимир Гройсман публично объявил масштабную борьбу контрабанде леса. Тогда глава правительства озвучил основные схемы преступников, которые в ближайшее время будут сломаны. За две недели к борьбе подключилась и парламент, приняв во втором чтении законопроект №5495, который предусматривает жесткие наказания за экспорт леса-кругляка из Украины. За документ во втором чтении и в целом проголосовали 234 народных депутата. Инициативу нардепов поддержали и в Кабмине, рекомендовав президенту подписать этот закон.
Одним из инициаторов проекта был глава «Радикальной партии» Олег Ляшко. Он раскритиковал решение главы государства ветировать закон. «Порошенко фактически крышует контрабанду. Мы предупреждали, что люди из окружения президента занимаются контрабандой, поэтому они боятся уголовной ответственности», — сказал политик.
По мнению нардепа, вывоз леса-кругляка из Украины под видом дров подрывает отечественную деревообрабатывающую и мебельную промышленности. Поскольку вместо того, чтобы делать мебель в Украине, дорогой лес за бесценок сотнями вагонов гонят в Европу. «Это на руку контрабандистам, лесным царькам и европейским компаниям, которые незаконно покупают наш лес под видом дров. И это точно против интересов миллионов украинских и легальных отечественных производителей», — подчеркнул Ляшко. Также «радикал» подчеркивает, что вето закона ухудшает и экологическую ситуацию в стране.
Он убежден, что в парламенте не найдется 300 голосов для того, чтобы преодолеть вето президента. «Наложив вето на закон, президент дал сигнал контрабандистам: вам и в дальнейшем ничего за это не будет. Вы и в дальнейшем видбуватиметеся легким испугом и штрафом в 300 грн. Вы и в дальнейшем будете помогать нашим конкурентам за рубежом создавать рабочие места, вместо того, чтобы делать это в Украине. Это антиукраинская политика, когда страну сделали сырьевой колонией, и продолжают консервировать это состояние», — резюмировал Ляшко.
Напомним, принятый закон должен был вступить в силу с 1 января 2019 г. В нем существенно усилена административная (штраф вплоть до 600 необлагаемых минимумов) и уголовная (вплоть до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества) ответственность за незаконную вырубку леса и его дальнейший экспорт вне таможенного контроля (контрабанду).
Ко второму чтению в проект была внесена норма о временном запрете (сроком на 8 лет со дня вступления в силу закона) вывоза за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта топливной древесины (товарная позиция УКТВЭД 4401). Однако в ходе принятия законопроекта в зале парламента была внесена правка: для того, чтобы под запрет экспорта попала именно топливная древесина (а не пеллеты или топливные гранулы, которые уже являются продуктом переработки), код УКТВЭД детализирован с 4 знаков до 10 (4401 10 0000).
Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе отмечает на своей странице в Facebook, что один мораторий на вырубку леса уже есть, и благодаря такой “заботе” отрасль ушла в тень, а “вместо решения реальных экологических проблем с облысением наших лесов имеем рост объемов незаконных рубок до невиданных размеров”.
“Два года хвастаетесь избирателям, что приложились к мораторию на экспорт необработанной древесины и подаете это за большую заслугу. Но факты не всегда можно будет закрывать лозунгами. Скажите, кто выиграл от вашего моратория? Леса рубят и так же вывозят за границу, вот только на бумаге они называются дровами… Огромные деньги идут вне бюджета и цементируют черные схемы… производители и дальше жалуются на нехватку сырья из-за отсутствия прозрачного рынка, и мораторий замутил там воду еще больше.” – пишет Климпуш-Цинцадзе.
Тем временем в правительстве пообещали, что контрабанда леса, которая достигла объемов 6-8 млрд грн в год, будет прослежена по всей цепи, а дела по ней будут переданы в Антикоррупционный суд.
«Надо остановить это варварское уничтожение украинских лесов, когда под видом топливной древесины вывозят деловой, прекрасный лес. Важно провести аудит всех лесохозяйств, объединенными усилиями ГФС, Нацполиции, Госаудитслужбы, чтобы мы знали, сколько вырублено леса, сколько экспортировано, сколько потеряло государство, но самое главное, сколько мы потеряли леса, чтобы мы могли восстанавливать украинские леса. Это сейчас самое важное. Работа должна быть скоординированной и публичной», — сказал премьер-министр Владимир Гройсман во время правительственного совещания.
Он отметил, что важной в этой работе является роль «Укрзализниці», которая отныне должна фиксировать перевозки леса и документацию, передавать фотоматериалы Госаудитслужбе, ГФС, Нацполиции. «Так мы сможем проследить всю цепь заговора. Это дело будет очень громким, и мы хотим передать его в Антикоррупционный суд. Сейчас весь лес надо останавливать, делать комиссионный осмотр со специалистами. Если есть нарушения, это будет основанием для привлечения к ответственности всех, кто имеет отношение к контрабанде», — заявил глава правительства.
По его словам, вскоре появится алгоритм действий с учетом полномочий всех органов, а также будет создана рабочая группа. «Надо делать страну богаче, а не уничтожать украинский лес. Мне нужен результат, фамилии, аналитика по фирмам, кто их учреждал. На середину сентября готовим публичный отчет о проведенной работе в персоналиях. Настраивайтесь на серьезную работу. Товарная контрабанда остановлена на данный момент. Эту работу будем только усиливать. Давайте вместе наводить порядок», — резюмировал он.
Ранее британская неправительственная организации Earthsight, изучающая проблемы незаконной вырубки лесов по всему миру, опубликовала доклад, согласно которому Украина занимает первое место по экспорту контрабандной древесины в страны ЕС, обгоняя страны Африки и Латинской Америки.
Отмечается, что во время действия моратория на вырубку леса, в обход не только национального законодательства, но и регламентов и сертификаций ЕС, украинский лес рубят и вывозят такими темпами, что за четыре года его экспорт в страны ЕС вырос на 75%, превысив отметку в миллиард евро в 2017 г.
«Наши данные говорят о том, что сотни государственных компаний участвуют в систематическом, сознательном нарушении широкого круга правил при заготовке леса», — говорится в документе. Почти 60% вырубок нарушают установленные украинским законодательством ограничения, чаще всего, под надуманным предлогом санитарных рубок. Исследование 18 лесозаготовительных участков в четырех крупнейших лесозаготовительных регионах Украины показало, что от 67 до 78% рубок являются неоправданными и незаконными.
Сообщается, что, если лесохозяйственные предприятия продают древесину не напрямую, а в соответствии с законом на аукционах, те часто проходят непрозрачно, и большая часть продукции попадает на «теневые» лесопилки, которых в Украине уже более 12 тысяч. Там из «санитарного» леса производят пиломатериалы на экспорт, и в таком количестве, что экспорт пиломатериалов превышает их легальное производство в стране на 75%.
На первом месте среди импортеров украинского дерева, по данным Earthsight, компания Egger, второй в мире по объемам производитель деревянных панелей, ее два конкурента — Kronospan и Swiss-Krono, а еще польская целлюлозная фабрика, которая входит в крупнейшую в мире бумажную корпорацию International Paper.