Наша страна является одной из самых загрязненных опасными отходами. Международные организации и компании готовы помочь, но эффективной работе мешают недостаточное внимание государства к проблеме и коррупция.
По данным Министерства экологии, ежегодно в Украине образовывается 0,5 млрд. тонн новых отходов. Сейчас их накопилось, по разным оценкам, 14-36 млрд. тонн. Вторичная переработка составляет только 10-12%. Остальное накапливается на свалках, накопителях и терриконах. Их общая площадь достигает 165 тыс. гектаров. Большинство специально оборудованных мест почти заполнены или даже переполнены. В любом случае, они давно не соответствуют международным экологическим стандартам и являются источниками опасности. Например, на большинстве отсутствуют водоохранные сооружения.
Часть отходов являются крайне опасными и подлежат особому обращению. Например, сюда относятся некоторые пестициды (20-25% объема рынка — контрафакт), хлорсодержащие бензолы, бериллий и соединения ртути. Если их не хранить или не утилизировать надлежащим образом, они отравляет воздух, воду и почву, и могут привести к интоксикации и заболеваниям человека.
Ситуация изначально вызвана структурой украинской экономики, доставшейся в наследство СССР, с устаревшими технологиями, не соответствующими современным стандартам экологической безопасности. «50% производства составляют предприятия металлургии, химия и нефтехимия, углепром и энергетика, которые производят отходы», — напоминает глава Всеукраинской экологической лиги, глава Национального экологического совета Украины Татьяна Тимочко. Предприятия недостаточно модернизировались, уделялось мало внимания вторичной переработке материалов. Отставало и государство, не изучая зарубежный опыт и не внедряя современные стандарты.
Впрочем, потом власти опомнилось. Сейчас Украина наряду с почти всеми странами мира является участником рядом международных соглашений, которые регулируют обращение с опасными отходами. Например, с 1999 г. наша страна присоединилась к Базельской конвенции о трансграничном передвижении опасных отходов и их утилизации от 1992 г., в 2002 г. — к Роттердамской онвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 1998 г. В 2007 г. мы присоединились к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях («грязная дюжина»), подписанной в 2001 г. и вступившей в силу в 2004 г.
В последние годы в Украине выделяются средства на решение этой проблемы. В течение 2010-2013 гг. из бюджета было выделено 1,1 млрд., с помощью которых из страны было вывезено для утилизации свыше 40 тыс. тонн опасных отходов. В частности, вывезли 20,6 тыс. тонн непригодных пестицидов, 16,6 тыс. тонн гексахлорбензола и 3,2 тыс. тонн мононитрохлорбензола. В этом году было выделено 118,5 млн. грн. для утилизации пестицидов и тары от них (на тару приходится 5% веса поставляемых пестицидов).
В следующем году Министерство экологии также планирует проведение аналогичных работ. Например, нужно убрать с киевского завода «Радикал» 250 тыс. тонн ртутьсодержащих соединений, вывезти из страны оставшиеся 8 тыс. тонн пестицидов и очистить Домбровский карьер. Детали этих планов пока непонятны. Дело в том, что министерство разработало Общегосударственную программу обращения с отходами на 2014-2021 гг., принятую правительством в октябре 2013 г. Однако в марте этого года внесение в госпрограммы изменений, требующих дополнительного финансирование, в целях экономии бюджетных средств было приостановлено.
Основные способы утилизации — инсинерация, пиролиз и другие формы сжигания, однако для этого требуется специальное оборудование. В основном опасные отходы обрабатываются за пределами Украины. Транспортировка чаще всего производится морем, поскольку так дешевле перевозить объемные и при этом непортящиеся грузы.К тому же, отсутствие необходимости пересекать наземные границы сразу нескольких европейских государств существенно упрощает процесс. В любом случае, упомянутые выше международные соглашения накладывают обязательства не только на нас — Украина вправе рассчитывать на компенсацию части средств, израсходованных на утилизацию.
«Базельская и Стокгольмская конвенции содержат свои механизмы финансовой поддержки. Украина может рассчитывать на международную помощь в сфере обращения с опасными отходами (страна пока не подавала заявок). Также можно рассчитывать на поддержку в строительстве соответствующих перерабатывающих мощностей на своей территории. Но это возможно только при условии соблюдения требований конвенций и своих обязательств по отношению к международным компаниям, которые работают в Украине», — говорит Джон Вайген, директор Международной ассоциации по пестицидам и хлорсодержащих химикатам (IHPA).
«Поскольку в Украине нет собственного предприятия для переработки таких отходов, мы должны привлекать ведущие международные компании с высоким доверием к их работе в европейских компаниях», — говорит Татьяна Тимочко. И действительно, зарубежная утилизация осуществляется при поддержке специализированных компаний.
Например, одними из крупнейших игроков на украинском рынке являются израильская компания SI Group Consort ltd и ее украинский партнер ООО Си Буд Систем, с помощью которых страну покинуло свыше 50 тыс. тонн отходов. В частности, компании вывезли 300 тонн бериллия из Киева (с завода «Запад», это были последние такие отходы в мире, раньше материал использовался при строительстве спутников), затем в 2011-2012 гг. — 15500 тонн непригодных пестицидов, 9500 тонн отходов гексахлорбензола из Калуша и почти 2500 тонн мононитрохлорбензола из Горловки. Последнее особенно важно с учетом того, что сейчас предприятие находится в зоне вооруженного конфликта.
Если точнее, то проект по очистке окрестностей Калуша еще не доведен до логического завершения. Напомним, что из-за деятельности крупных химических предприятий (в частности, Карпатнефтехима и комбината «Ориана») в регионе накопилось много опасных отходов. Помимо прочего, там находится крупнейших полигон токсичных отходов с высоким содержанием гексахлорбензола, который раньше использовался в качестве инсектицида и фунгицида. Это вещество первого класса опасности, политропный яд, использование которого запрещено Стокгольмской конвенцией.
В феврале 2010 г. парламент объявил территорию зоной чрезвычайной экологической ситуации. Для проведения очистительных работ бюджет выделил 561 млн. грн. SI Group выиграла тендер на очистку полигона, собрала гексахлорбензол и вывезла его для утилизации в Польше и Великобритании. Однако государство до сих пор до конца не рассчиталось с компанией, что не позволяет провести финальный этап утилизации. Долг составляет около 300 млн. грн.
Компания надеется, что правительстве изыщет средства для погашения данного долга. «Международные компании сотрудничать с вашей страной и помогать ей. Но очень важным является выполнение общих договоренностей и обязательств. Это будет привлекать дополнительные инвестиции и улучшать имидж Украины», — говорит Илья Марчевский, глава правления SI Group Consort ltd.
Крупные игроки рынка также жалуются на коррупцию. По их данным, хотя в Украине лишь два предприятия располагает современными мощностями по утилизации опасных отходов, соответствующие лицензии имеют свыше 300 компаний (у многих нет не то что оборудования, но даже складов и персонала). Их работа приводит к тому, что госсредства расходуются в лучшем случае не совсем правильно, а в худшем — банально воруются. Кроме того, были случаи недобросовестной конкуренции, когда открывались уголовные дела, контролирующие органы задерживали автомобили и суда с отходами, что не только приводило к убыткам компаний, но и предоставляло опасность. «Приоритетом нового правительства должно быть устранение коррупционных схем разрешительно-лицензионной деятельность в сфере обращения с отходами», — считает Тимочко.
Автор: Наталья Лоза