Экономика

Гийом Шойрер: «В Швейцарии только 7 министров, один из которых – президент»

Посол Швейцарии в Украине Гийом Шойрер рассказал «i» о том, как его государству удалось стать одной из самых конкурентных экономик мира.

Швейцария — родина компаний мирового класса. Как в вашей маленькой стране существуют такие первоклассные предприятия?

Швейцария – это не маленькая страна. Она средних размеров, но густонаселенная (1/3 часть территории занимают Альпы). В Швейцарии проживает 9 млн человек, 1/3 из которых – иностранцы.

Швейцария – одна из наиболее глобализированных стран мира, и эта глобализация началась задолго до современности. Наша страна была бедной и оставалась такой до начала ХХ в. Поэтому многие граждане выезжали за границу в поисках работы. Возвращаясь назад, они привозили приобретенный опыт. Таким образом, происходил обмен идей и технологий. Также этот обмен произошел благодаря толерантности швейцарцев к иностранцам и иноверцам.

Например, страной часов Швейцария стала в некоторой степени благодаря французам, которые бежали от преследований на родине. Хотя к тому времени у нас уже существовали зачатки часовой индустрии, но французы дали определенный импульс ее быстрому росту. То же самое можно сказать и о банках: приглашенные иностранцы дали толчок развитию банковской системы Швейцарии, зародыши которой уже также были.

Ваша страна традиционно занимает первое место в рейтинге конкурентоспособности стран мира, который публикует Всемирный экономический форум. В чем секрет Швейцарии?

Успех нашей страны связан с тем, что у нее нет полезных ископаемых. И в определенный момент граждане и правительство поняли, что ключ к успеху – это образование. Поэтому мы много инвестировали в образовательную систему, а также в инновации. Ведь чем больше инноваций, тем выше качество товара.

Всем известны международные швейцарские бренды, которые представляют банковскую и фармацевтическую сферы, а также отрасль производства часов, сыров, шоколада. Но мало кто знает, что ряд наших компаний сотрудничает с американским космическим исследовательским центром NASA (в частности, производит двигатели для роботов, работающих на Марсе) и занимается выпуском некоторых деталей к айфонам.

Также неотъемлемой частью швейцарского успеха является развитие малого и среднего бизнеса. В основном это машиностроение и текстильная промышленность.

Можете подробнее об образовании?

Наши университеты входят в топ-10 лучших вузов мира. Также у нас очень хорошо развита система профессионального обучения, которая позволяет молодежи после окончания средней школы пойти учиться в определенную компанию на позицию стажера. То есть существует сотрудничество между государством и частными компаниями.

Как это выглядит?

Государство определяет специализированные программы для школ и налаживает сотрудничество с избранными компаниями, куда затем направляет выпускников. Это может быть строительная сфера, производство сантехники, электроники и т.д.

Ваша страна известна надежными банками. И раньше швейцарское законодательство гарантировало тайну вклада клиента. Но в последние годы степень секретности очень снизилась. Почему? Не пошатнулся ли в мире авторитет швейцарских банков?

Секретность банковских вкладов снизилась по всему миру. Конечно, это влияет и на Швейцарию. Но уменьшение этой секретности не особо повлияло на репутацию швейцарских банков. Наши иностранные клиенты выбирают Швейцарию в первую очередь по причине политической стабильности страны, высокого уровня банковских услуг и банковской системы, а также верховенства права, царящего в нашем государстве. К тому же мы имеем одно из мощных законодательств, которое концентрируется на секретности банковской тайны и невозможности отмывания денег. Благодаря этому наша банковская система довольно чистая.

Во время нынешней январской встречи Порошенко и президента Швейцарии Дорис Лойтхард достигнута договоренность о возвращении замороженных активов предыдущей украинской власти (20 человек), находящихся в швейцарских банках. Деньги вернут?

Швейцария была одной из первых стран, которая в феврале 2014 г. заморозила счета Виктора Януковича и его окружения. Недавно мы приняли решение заморозить их еще на год, чтобы дать время украинским и швейцарским правоохранительным органам установить нелегальное происхождение средств. Согласно швейцарскому подходу, вклады должны принадлежать или Украине, или их владельцам, если они на правовых основаниях докажут, что средства принадлежат именно им. Швейцарское правительство не собирается национализировать эти деньги.

 

В прошлом году много шума было относительно электронного декларирования высоких украинских чиновников. В Швейцарии есть что-то подобное?

У нас нет подобной системы декларирования. Но швейцарские политики «прозрачные». У нас существуют определенные рейтинги самых богатых парламентариев, которые публикует местная пресса. В Швейцарии только 7 министров, один из которых – президент. И их доходы известны широкой общественности, ведь согласно закону известно, какую зарплату они получают.

И сколько же платят швейцарскому министру?

400 тыс. швейцарских франков в год. У нас действительно достойные зарплаты у государственных служащих, парламентариев, членов правительства. Но следует понимать, что у швейцарцев есть доверие к «слугам народа». В нашей стране почти отсутствует коррупция. А если журналисты выявляют возможные факты коррупции, то такой прецедент имеет очень высокие шансы попасть на рассмотрение суда. Судебные процессы в Швейцарии быстрые и справедливые. Поэтому люди, связанные с коррупцией, будут наказаны.

А ваши чиновники столь же богаты, как и украинские?

У нас есть богачи среди парламентариев, хотя их число незначительно. Это частные предприниматели с миллионными капиталами. Дело в том, что швейцарский парламент не является профессиональным.

Как это?

Депутаты работают в парламенте лишь на полставки, а остальное рабочее время – по своей специальности. То есть они ходят на работу, как обычные граждане.

И сколько же швейцарские депутаты получают за полставки?

Их зарплата примерно 100 тыс. франков в год, но она включает расходы на командировки, наем ассистентов, зарплату помощникам. Это хорошая зарплата, но ее недостаточно для проживания в Швейцарии. Поэтому у депутатов есть еще одна работа.

Швейцария не похожа на страну, у которой финансовые проблемы…

Это не из-за финансовых проблем. Это философия функционирования швейцарского парламентаризма, которую создали еще основатели Швейцарской Конфедерации. Идея заключается в том, чтобы политики были близки к народу: знали реальные потребности и проблемы граждан (экономические, социальные, трудовые). Чтобы они не были оторваны от реальной человеческой жизни: могли понимать и представлять интересы простых людей, интегрировались в жизнь швейцарского общества.

Вы отметили, что в Швейцарии почти отсутствует коррупция. Согласно рейтингу Transparency International ваша страна заняла в 2016 г. пятое место. Как боретесь с коррупцией?

Коррупция – это раковое заболевание, и ни у одной страны нет против него иммунитета. К сожалению, у нас также есть определенные коррупционные дела. Один из примеров – закупка системы программного обеспечения для государственных органов. Однако это нарушение быстро обнаружили. Сейчас дело находится в суде, и скоро будет объявлен приговор виновным.

(В ближайшее время читайте вторую часть интервью)

Татьяна Омельченко