Налоговики рапортуют о небывалом росте поступлений от ЕСВ. Это может быть связано с детенизацией, повышением минимальной зарплаты и просто с инфляцией.
В январе-октябре поступления от единого социального взноса (ЕСВ) достигли 145 млрд. грн.
По мнению и.о. главы Государственной фискальной службы (ГФС) Мирослава Продана, это говорит о том, что заработные платы украинцев стали выходить из «тени». Также чиновник считает, эта сумма является сопоставимой с аналогичной за январь-октябрь 2015 г. до снижения размера ЕСВ с 44 до 22%.
По мнению Продана, важную роль в этой позитивной тенденции сыграло повышение минимальной заработной платы с 1 января 2017 г. до 3200 грн. в месяц.
Напомним, что согласно изменениям в Налоговый кодекс, с 2016 г. была установлена единая ставка ЕСВ 22% и отменена 3,6% ЕСВ, удерживаемого с зарплаты работников. Одновременно повышена максимальная величина базы начисления ЕСВ с 17 до 25 минимальных месячных заработных плат (около 34,5 тыс. гривен).
С 1 января 2018 г. ожидаемый размер минимальной зарплаты должен составить 3723 гривен, в 2019 г. эта сумма планируется на уровне 4173 гривен, а в 2020 г. — 4425 гривен.
«Тот факт, что показатели по уплате ЕСВ так намного выросли в этом году, еще не может говорить о существенной детенизации в сфере заработных плат. Ведь с 2015 г. ощутимо выросли цены, а за ними многие компании проводили индексацию. И у части сотрудников различных фирм в нашей стране зарплаты привязаны к курсу доллара. Поэтому частично рост платежей по ЕСВ объясняется инфляционным фактором», — говорит эксперт консалтинговой компании USC Иван Никитченко.
По сути, с ним согласен адвокат, партнер АО «Клочков та партнеры» Иван Староста, который отмечает, что увеличение поступлений от ЕСВ на сегодня не может считаться ключевым фактором противодействия «теневой» экономике: «Этот вопрос должен решаться с применением комплекса экономических, административных и правовых инструментов. Такой процесс является длительным, и для оценивания результатов должно пройти определенное время. В любом случае, уменьшение налогового давления на бизнес однозначно способствует выходу зарплат из «тени», хоть роль таких изменений и явно переоценена».
Какую в этом процессе роль сыграло повышение минимальной зарплаты до 3200 грн. с 1 января 2017 г.? Ведь многие компании наоборот стали уходить в «тень» или в «полутень» — заставлять сотрудников переходить на свои «хлеба», используя практику работы по единому налогу, сокращать количество сотрудников, переводить их на неполный рабочий день и т.д.
Действительно, как считает ряд украинских экспертов (да это, по сути, и мировая практика), резкое повышение минимальной зарплаты провоцирует преимущественно негатив, а уж никак не позитив: рост безработицы, инфляцию, а также наоборот вывод зарплат в «тень». Это в первую очередь обусловлено тем, что работодателю необходим источник финансирования увеличенной «минималки».
Такими источниками могут быть или наличие денежных ресурсов или же рост производительности труда. Однако для роста производительности труда понадобятся длительное время, структурная перестройка экономики, модернизация производства, техническое обновление. Себестоимость продукции имеет жесткую структуру, а ее основными элементами являются заработная плата, материальные затраты, амортизационные отчисления.
«Чтобы повысить зарплату, нужно снизить другие составляющие себестоимости любого товара, что за короткий период времени сделать достаточно проблематично. Или же, как вариант, увеличивать конечную стоимость такого товара. Таким образом, резкое повышение минимальной заработной платы только способствовало в большей степени ухода бизнеса в тень, чем выходу его из тени. Все должно проходить планомерно, без резких скачков, т.к. не все участники рынка будут готовы принять такие новшества», — считает Иван Староста.
Впрочем, далеко не все разделяют такую точку зрения. Некоторые эксперты полагают, что не так много компаний решили хитрить со снижением отчислений по ЕСВ путем перевода своих сотрудников на неполный день, на работу в качестве ФОПа (физическое лицо-предприниматель) и т.д. Ведь местная налоговая инспекция легко может отследить такие изменения. И если компания много лет имеет сравнительно одинаковое число сотрудников, и в один день резко полностью изменила свой подход к формированию штата, разумеется, в сторону его снижения, конечно же, такое не останется незамеченным.А штрафы за нарушения в оформлении работников и по другим вопросам трудового законодательства, ныне с работодателей взимаются очень большие. Поэтому подавляющее большинство компаний, которые до этого платили официально «минималку», повысили ее до 3,2 тысяч гривен.
С 1 января 2017 г. юридические и физические лица, которые используют наемный труд, действительно штрафуются довольно сурово. Например, на 100 минимальных зарплат может быть оштрафован работодатель за недопуск государственного инспектора труда к проверке, когда она осуществляется с целью выявления работников с неоформленными трудовыми договорами, выплаты зарплаты без начисления и уплаты единого взноса (выплата зарплаты в конверте). Или же на тоже внушительную сумму — до 96 тыс. гривен за каждого работника — при фактическом его допуске к работе без оформления трудового договора.
«Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с одновременным усилением ответственности за нарушение трудовых отношений в долгосрочной перспективе может стать серьезным стимулом для детенизации заработных плат. Положительным шагом на пути к этому также является пенсионная реформа. Среди ключевых факторов также можно отметить: использование авторитарных и репрессивных мер для бизнеса, или же ее естественный «выход» при условии увеличения доверия бизнеса к государству. Бизнес должен быть уверен в том, что правила игры, которые существуют сегодня, не изменяться завтра», — говорит Иван Староста.
Действительно, на сегодня власть фактически имеет лишь один инструмент для реального повышения заработных плат — жесткие административные методы.
Другие факторы, которые могли бы действительно выводить зарплаты из тени, например, быстрый экономический рост страны, и при этом снижение некоторых видов налогов в Украине, явно не срабатывают. Как считает Иван Никитченко, если обычные граждане и бизнесмены будут видеть, что власть действительно заботится о всех, отчисляя немалые средства, которые получены от налогоплательщиков именно куда нужно — в строительство дорог, больниц, мостов — а не кладя себе в карман, тогда будет происходить и активный вывод зарплат из «тени». И, разумеется их повышение.
Какие нормативно-правовые документы должны принять законодательная и исполнительная ветви власти, чтобы создать настоящие условия для выхода зарплат из тени? Например, это могут быть введение налога на выведенный капитал вместо налога на доходы и упрощение администрирования налогов.