Экономика

Старое жилье ждет обновления

Недавно представитель уполномоченного Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лях сделал довольно смелое заявление – около 30% украинского жилого фонда является опасным для жизни людей. Действительно ли ситуация с качеством жилья и его безопасностью для живущих там украинцев является настолько критичной?

«Проблема аварийного и ветхого жилья в Украине стоит очень остро уже продолжительное время. Практически 120 тысяч семей живут в таких домах. И это фактически угрожает их жизни. А 90% жилого фонда составляют строения, которые были возведены в советское время и срок их эксплуатации закончился еще 20-30 лет назад», — подчеркнул Лях.

В комментарии «і» Иван Салий, председатель наблюдательного совета Ассоциации «Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий» заявил, что проблема, описанная Ляхом во многом преувеличена. «Ветхого жилья в Украине, по моим расчетам, сейчас не более 1-2% от всего построенного, а непригодного для проживания — до 3%. С этими вопросами местные власти при помощи государства худо-бедно справляются — людей отселяют в другое спокойное жилье. Что касается хрущевок, которые действительно были построены в 60-е годы прошлого века, то и здесь не все так ужасно — действительно, изначально срок их действия ограничивался 50-ю годами, однако его с успехом можно продлить и на 10, и на 20, и на 30 лет. Если, конечно, там производятся ремонты или даже системные реконструкции», — считает он.

Однако с ним не согласен специалист по оценке жилья компании «Олимп Консалтинг» Андрей Гусельников. «В Украине в настоящее время эксплуатируется чуть менее 1 миллиарда квадратных метров жилья. Из них на новое приходится лишь 10%. Таким образом, основная часть жилых построек — это хрущевки, многоквартирные дома, которые были возведены в 70-80-е годы прошлого столетия. Чтобы нам не говорили архитекторы и другие специалисты, что хрущевки еще могут стоять некоторое время и в них можно жить, но срок их эксплуатации подходит к концу. Я думаю, что 30% непригодного жилья, которые озвучил господин Лях — это еще довольно оптимистическая цифра», — утверждает он.

Проблема набирает еще большее социальное звучание, если обратить внимание и на так называемое новое жилье, особенно то, которое было построено после 2011 г. В 2000-х годах Украина стремилась во всем подражать цивилизованному миру, упрощать сильно усложненое и давать своеобразную свободу бизнесу. Так, в 2001 г. был принят закон «О регулировании градостороительной деятельности», согласно которому было сделано небывалое упрощение разрешительных процедур в градостроении.

Строительство в зависимости от категории сложности по декларативному принципу или на основании разрешения на выполнение строительных работ, по мнению юриста отрасли адвоката Центра конфликтологии и права Марины Суткович, было не до конца продуманным в процессе либерализации градостроительной деятельности. Это было сделано для упрощения разрешительных процедур в градостроительной деятельности и избежания бюрократических проволочек. Но со временем выяснилось недостатки этой новации.

«Появилась необходимость внесения изменений в этой либерализации. Одна из причин недейственности трехступенчатой ​​разрешительной системы (по классам строительства в зависимости от сложности — Авт.) — то, что изобретательные застройщики находили пути, с помощью которых можно было бы получать разрешение. К примеру, искусственное снижение застройщиками категории сложности, согласно которой крупные жилые комплексы становятся отдельными домами, для их строительства нужны уже не разрешения, а декларации», — резюмирует она.

По словам лауреата Государственной премии в области архитектуры, архитектора Георгия Духовичного, все это приводило к тому, что, например, 3-5-этажные дома отнесли к заниженной категории сложности, и их могли возводить люди, которые имели лишь косвенное отношение к строительству обектов. «Например, строительством пятиэтажного дома мог руководить специалист по ландшафтному дизайну. И таких я сам лично знал немало. В тоже время такие сооружения нельзя назвать простыми — это сложные конструкции, которые требуют самого большого внимания к себе и их возведением должны заниматься специалисты высокого класса», — утверждает он.

Автор статьи и сам прекрасно понял это, общаясь с жителями разных домов — строящихся и тех, где живут по 2-3 года. Многие из них жалуются на недостаток шумоизоляции, порчу строительных материалов за короткий срок, возникновение трещин в стенах, проседание грунта под домами, заливке верхних этажей водой.

На форумах по строительству также можно найти яркие примеры всех этих неурядиц. Там призывают потенциальных инвесторов-физлиц не наступать на те же грабли, называют конкретные компании, которые строят некачественное жилье.

Немало многоэтажных домов, в частности их внешние и несущие стены, строятся из материалов, которые накапливают влагу, вымываются или трескаются еще на этапе возведения. Такое происходит и в столице, и в провинциальных городах и городках.

Впрочем, специалистам, властям и народным депутатам хватило мудрости внести изменения в этот закон и вернуть некоторые ужесточения. Так, они были приняты Верховной Радой в начале 2017 г. и начали действовать буквально десять дней назад. Однако спасут ли во многом такие изменения?

Ведь еще одна проблема — крайне низкое качество строительных материалов. И именно это, как ни странно, не отрицают ни девелоперы, ни строительные компании. Так, девальвация валюты стала поводом для того, что многие не предоставляют полной информации о материалах, из которых будут возводить тот или иной жилой дом. В периоды, когда растет курс нацвалюты к доллару, вопрос качества стен, энергосберегающих технологий и даже инсоляции помещений могут отходить на второй план. А это может стоить будущим владельцам жилья здоровья и нервов после заселения в квартиры.

Иван Салий считает, что инвесторы жилья обязаны знать всю эту информацию. Нужно на законодательном уровне обязать застройщиков раскрывать информацию о материалах, их происхождении, показывать различные документы и сертификаты на них.

Что касается ветхого и аварийного жилья, которого действительно уже немало в Украине, то здесь наша страна может перенять опыт той же Германии. «В бывшей ГДР было построено за годы социалистической власти немало жилых строений, которые также можно причислить к нашим хрущевкам. Германия разаработала специальную программу реконструкции таких зданий — надстройка 1-2 этажей, расширение площадей и улучшение планировок, а главное — термоизоляция. Дома стали теплее. В Украине тоже пока в единичном порядке осуществляется реконструкция хрущевок, однако целевой программы пока нет. А она должна быть», — утверждает Иван Салий.

Надежду вселяет принятый пока во втором чтении и в целом законопроект №4941-д «Об энергетической эффективности строений», который поспособствует созданию условий для сокращения энергопотребления в наших многоэтажках, а также создаст все предпосылки для инвестирования средств в реконструкцию нашого старого жилья.

Так, по словам специалиста проектоной группы компании СЕО АIММ-групп Максима Мятко, теперь все жители старых многоэтажек могут приобрести так называемый энергетический сертификат (паспорт), который на весь дом будет стоить немного больше 12 тыс. грн. и получить право претендовать на получение «теплых» кредитов от государства или даже грантов от западных организаций. Это позволит реконструировать жилые дома, сделать их более совеременными в духе времени и значительно улучшить их утепление. И к тому же сократить энергозатраты.

Автор: Антон Горохов

redaktsiya