Экономика

После Курченко

Кто в украинском бизнесе выиграет и кто пострадает после бегства «кассира Януковича» и распада его зарождавшейся империи.

В конце февраля один из самых одиозных персонажей эпохи президента Януковича – Сергей Курченко – сбежал из Украины. Следом за исчезновением своего владельца компания ВЕТЭК покинула офис в центре Киева, предварив выезд массовым уничтожением документации. А 6 марта министр МВД Арсен Аваков заявил, что министерство «разоблачило преступную схему ввоза на территорию Украины и реализации нефтепродуктов группой компаний ВЕТЭК». В результате чего против Курченко отрыто 11 уголовных производств.

Таким образом, де-факто эпоха скандального предпринимателя, который пользовался славой ширмы бизнеса семьи Януковичей, завершилась. И теперь на повестке дня вопрос – кому перейдут те активы и финансовые потоки, которые за несколько лет своей бурной и «талантливой» деятельности сконцентрировал вокруг себя Курченко?

Сердце ВЕТЭК – схемы реализации нефтепродуктов – очевидно, претерпят значительные трансформации. Безусловно, работать по лекалам Курченко не станет (и не сможет) ни одна другая компания, однако наработанные модели могут тем или иным образом повлиять на передел этого рынка. Наиболее часто обсуждающийся в СМИ претендент на топливные потоки ВЕТЭК – Дмитрий Фирташ. Однако вкупе со все нарастающей государственной риторикой о необходимости приватизации «Нафтогаза», рискнем предположить, что в топливной сфере в ближайшее время могут усилиться позиции Игоря Коломойского (проявлявшего деятельный интерес к «Нафтогазу»). В его руках – туз в виде близости к новому правительству, пригласившему Игоря Валерьевича занять место губернатора Днепропетровской области. Стоит также обратить внимание на появившуюся несколько дней назад в Сети запись телефонного разговора Коломойского и Курченко, в которой губернатор обсуждает с беглым олигархом возможность помочь в разрешении его бизнес-проблем.

Второй актив Курченко, вокруг которого точатся споры, – «ВЕТЭК-Медиа», управляющий купленным в прошлом году у Бориса Ложкина «Украинским Медиа Холдингом». Этот актив, надо сказать, уже рассыпается на части. Так, на днях корпорация Forbes отозвала у УМХ лицензию на издание одноименного журнала, пояснив это тем, что ассоциация «Forbes Украина» с Сергеем Курченко нанесла урон престижу бренда и запятнала товарный знак Forbes как в Украине, так и во всем мире. «Уголовные расследования, санкции против г-на Курченко отрицательно повлияли на бренд Forbes, и мы больше не можем позволить себе продолжать соглашение», – говорится в письме Forbes Media LLC одному из топ-менеджеров ВЕТЭК Александру Дыннику.

Наиболее вероятная версия, которая звучит в медиа-кругах, сводится к тому, что УМХ за долги Укрэксимбанку (частично профинансировавшему покупку Курченко) будет передан в управление государству – и эффективно использован в президентской избирательной кампании в пользу кандидата от правящей партии.

Однако, помимо непосредственно связанных с ВЕТЭК активов, на рынке остались и крупные компании, опосредованно участвовавшие в «семейных» финансовых схемах (справедливости ради, уточним, что в период правления Януковича избежать этой участи было непросто). К примеру, один из лидеров в сфере мобильной связи «Киевстар», как было доказано в ходе журналистского расследования, позволял зарабатывать малоизвестному, но связанному с Курченко предприятию «Эльбрус» до 1 млрд гривен в год на продаже своих скретч-карт.

Примечательно, что после исчезновения собственника ВЕТЭК «Киевстар» начал проводить совершенно иную финансовую политику. Так, в Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере связи и информатизации, поступил депутатский запрос, предлагающий а) разрешить использование стандартов связи 3G и 4G (а именно «Киевстар» уже обладает технологической базой, необходимой для построения таких сетей), б) увеличить стоимость лицензий на предоставление мобильной связи с включением новых стандартов (стоимость в масштабах государства составит порядка 1, 026 млрд гривен) и в) зачесть «переплату налогов одним из мобильных операторов» в размере 1,5 млрд гривен в счет стоимости этой новой лицензии.

При этом ранее информация о переплате налогов крупнейшим оператором в столь крупном объеме нигде не фигурировала. И потому на рынке уже ведутся дискуссии о том, что таким образом «Киевстар» пытается эффективно использовать те суммы, которые ушли «на содержание семьи». Хотя поддержит ли правительство эту инициативу – большой вопрос. Поскольку оплатить технологический рывок оператору, связанному с российским «Вымпелкомом», да еще и за счет других участников рынка (которые вряд ли будут рады повышенным тарифам на лицензии) – шаг с политической точки зрения самоубийственный.

Наследие Курченко еще долго будет будоражить отечественный бизнес – как из-за того размаха, с которым несколько лет работала эта иллюзорная империя, так и из-за весьма плачевных результатов, к которым свелась ее деятельность. Мощнейшая политическая защита не смогла превратить «Брокбизнесбанк» при Курченко в работающий бизнес, а принадлежавший ВЕТЭК Одесский нефтеперерабатывающий завод уже отошел «Роснефти» за долги перед российскими банковскими структурами. Очевидно, что в ближайшее время оставшиеся после барского стола крохи подберут более мелкие охотники. Но вот будет ли возмещен урон, нанесенный структурами Курченко государственному бюджету – вопрос куда более спорный.

semenov