Экономика

Цены на электроэнергию для предприятий повысили. Приготовиться населению?

Новогодний подарок от Национальной комиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в виде повышения оптовых цен на электроэнергию прошел практически незамеченным. Пока что населения напрямую это повышение не касается, хотя граждане быстро почувствует это через рост цен на товары и услуги.

Под Новый год, 28 декабря 2017 г., власть преподнесла стране подарок в виде повышения оптовых цен на электроэнергию на 16,2%. По разным оценкам, новые тарифы позволят Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК) заработать 10 млрд. грн.

Ожидалось, что НКРЭКУ повысит тарифы только на 10%, однако регулятор поднял цены еще выше — на 16,2%. Это сразу же привело к повышению тарифов на воду и электроэнергию для населения в ряде населенных пунктов, и это только начало.

Тарифы на электроэнергию будут повышаться в 2 этапа. Вначале оптово-рыночные цены (ОРЦ) с 1 января повысились на 9,5%, а с 1 апреля — еще на 6,1%.

Основной причиной роста тарифов является скандальная формула формирования топливной составляющей при производстве электроэнергии, известная как «Роттердам плюс».

Согласно этой методике, цена на энергетический уголь формируется исходя из биржевой цены в порту Роттердама (Нидерданды), плюс доставка из порта в Украину на тепловые электростанции (ТЭС).

«В цену угля включена стоимость его транспортировки из порта Роттердама, хотя на самом деле уголь из Роттердама в Украину не завозился вообще. Использование формулы позволяет добавить к цене каждой тонны угля около $15, что составляет около 400 гривен. Просто так, из воздуха, ни за что. Сегодня каждый украинец, который пользуется электричеством, переплачивает монополисту Ахметову и помогает ему увеличивать и без того непомерное состояние. И при этом, олигарху все равно мало. Его аппетиты растут, поэтому НКРЭКУ пошло на очередное повышение цен», — отмечает журналист Денис Казанский.

По ряду оценок, до 80% отечественной добычи угля находятся под контролем структур Рената Ахметова. Кроме того, компания ДТЭК поставляет уголь со своих шахт в России.

При этом существует схема, по которой тепловая генерация компании получает сверхприбыли, подавая в объединенный энергорынок энергию значительно дороже, чем потом контролируемые Ахметовым облэнерго покупают в энергорынке для дальнейшего распределения и продажи конечным потребителям.

«Тепловая генерация (ДТЭК владеет 80% ТЭС) продает электроэнергию в компанию «Энергорынок» по высокой цене, после чего ДТЭК сразу же выкупает гораздо дешевле. Таким образом, ущерб оседает на государственной компании «Энергорынок». Этот ущерб покрывается потребителями и другими участниками рынка. Такой фокус работает уже больше года, с осени 2016 г., когда формула «Роттердам+» вступила в силу. Та же компания ДТЭК контролирует 99% экспорта электроэнергии… То, что компания ДТЭК делает убыточные операции на финальном этапе большого бизнес-процесса, может объясняться только одним — у них сверхприбыли на начальном этапе большого бизнес-процесса — на сжигании угля. Никакой независимый трейдер не может конкурировать с ДТЭК и продавать себе в убыток», — отметил бывший член НКРЭКУ Андрей Герус.

Хотя решение НКРЭКУ о повышении оптовых цен на электроэнергию от 28 декабря касается промышленных и вообще не бытовых потребителей, но, по мнению Геруса, велика вероятность того, что в 2018 г. тарифы радикально поднимут и для населения.

«В 2017 г. принят закон «О рынке электроэнергии». Согласно этому закону, тарифы для населения и промышленности должны быть выровнены. После решения НКРЭКУ о повышении тарифов для промышленности на 16,2%, тарифы для населения надо будет поднять уже на 150%. Это уже после того, как один раз ликвидировали перекрестное субсидирование и повысили тарифы для населения на 280%. Пункт 3 заключительных и переходных положений указанного закона гласит: «Регулятору до даты начала действия нового рынка электрической энергии обеспечить отсутствие перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей». А Ахметов нам свой уголь закладывает уже на 160% дороже, чем это было в 2015 г.», — пояснил Герус.

Ахметов является «всего лишь только» олигархом, правда, имеющим гипертрофированное политической влияние. Совершенно иная ситуация с Порошенко, который является не только олигархом, но также высшим должностным лицом, что налагает на него целый ряд ограничений с точки зрения извлечения наживы.

Порошенко уже давно негласно является бизнес-партнером Ахметова. В СМИ неоднократно всплывала информация о том, что близкие к Порошенко бизнес-структуры вошли в состав акционеров ДТЭК.

Порошенко изначально добивались контроля над НКРЭКУ, которая устанавливает цены, тарифы и правила игры в энергетической и коммунальной сферах. Комиссию давно возглавляет Дмитрий Вовк, который в прошлом был менеджером кондитерской компании Roshen в Москве, а до этого — помощником вице-президента по корпоративным финансам в компании Инвестиционный капитал Украина (ICU), принадлежащей главе Нацбанка Валерии Гонтаревой, которую тесно связывают с Порошенко.

Порошенко причастен к тому, что работа НКРЭКУ была парализована из-за затягивания с назначением новых членов согласно регламенту. 7 декабря Верховная Рада вынуждена была принять законопроект № 7342-1, который уполномочил главу государства самостоятельно назначать сроком на три месяца членов комиссии на вакантные должности. В настоящий момент, имеется четыре таких должности.

Формально это временная мера, направленная на то, чтобы запустить и легитимитизировать работу НКРЭКУ. Реально же это позволяет Порошенко установить персональный контроль над комиссией, чем он не преминул воспользоваться.

По словам Андрея Геруса, решение НКРЭКУ повысить тарифы ожидаемо вызвало резко отрицательную реакцию у представителей крупной промышленности.

«Представитель Арселор Миттал Кривой Рог обратился к Вовку с предложением не проводить такого повышения, поскольку у нас для бизнеса электроэнергия и так неадекватно дорогая. Тем более учитывая, что более 50% энергии дает «Энергоатом», который поставляет ее по самому низкому в мире тарифу — 0,47 грн. Но реакция главы регулятора обратная — поднять еще больше, чем это было анонсировано ранее, на 16,2%», — подчеркнул Герус.

По его данным, тарифы для малого и среднего бизнеса в Украине будут выше, чем в большинстве стран Европы, что сделает продукцию предпринимателей неконкурентоспособной.

В условиях массовой монополии тарифы, установленные НКРЭКУ, фактически является узаконенным дополнительным налогом. Предприятия и население не могут выбрать услугу по соотношению цена/качество, поскольку на рынке нет конкуренции, собственно, и сам рынок отсутствует как таковой. Это касается как газа, так и электроэнергии.

«Нафтогаз» еще не разделен отдельные компании, продолжая занимать монопольное положение в добыче и продаже газа. Монополию в угольной промышленности и тепловой энергетике занимает компания ДТЭК Ахметова. Тарифы на энергию для промышленности и населения устанавливает не рынок, а подконтрольная власти НКРЭКУ, руководствуясь при этом формулами «Роттердам+».

В новой оптово-расчетной цене (ОРЦ) произведено увеличение тарифа для тепловых станций на 10%. В 2016 г. ДТЭК получил выручки в 120 млрд гривен без учета газодобывающих производств. По некоторым оценкам, в результате указанного повышения оптовых цен, Ахметов дополнительно получит не менее 10 млрд. грн., которые заплатят граждане и бизнес, который перенесет рост затрат на конечного потребителя, то есть опять-таки на граждан. В результате, каждый житель Украины заплатит 250 грн. в год дополнительно к тому, что платили в прошлом году.

При этом тепловая энергетика, прежде всего, ДТЭК получает неоправданно высокий процент выручки по сравнению с государственной атомной энергетикой, также являющейся основой производства электроэнергии в Украине, что видно из следующих цифр.

В 2016 г. ДТЭК произвел 45,8 млрд. кВт*ч, то есть примерно 30% всей электроэнергии, и получил более 100 млрд. грн. выручки. Государственная компания «Энергоатом» произвела 80,95 млрд. кВт*ч, то есть в два раза больше ДТЭК, но заработала 36 млрд грн., то есть втрое меньше ДТЭК. Общий дисбаланс — почти в шесть раз.

Фактически происходит дотирование ДТЭК за счет других производителей энергии, по сути, за счет налогоплательщиков.

«Вопреки предостережениям об уголовной ответственности, назначенцы президента Порошенко подняли руки «за и выполнили свою миссию. Итак, от нашего имени они постановили сброситься Ахметову и его теневому партнеру с инициалами ПАП. Сегодняшнее решение о повышении тарифов на тепловую энергетику выльется в дополнительные 10 млрд. грн. ДТЭК в 2018 г. Задачка для новогодних каникул: сколько «чаевых» осядет в оттопыренных карманах человека с инициалами ПАП? И сколько из них зальют на выборах-2019?», — спрашивает народный депутат Сергей Лещенко.

Александр Карпец