15 сентября Кабинет министров Украины утвердил проект бюджета страны на 2022 год. Расходы на инфраструктуру вновь вошли в число главных приоритетов проекта, поскольку президент Зеленский продолжает добиваться исторического прорыва в дорожном строительстве.
Проект государственного бюджета Украины на 2022 год включает более 4,5 млрд долларов США на строительство и ремонт дорог. Большая часть этих средств пойдет на финансирование ключевой программы Зеленского “Большая стройка”, цель которой – кардинально обновить национальную сеть автомобильных дорог и магистралей Украины. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.
Объявленная в месяцы после победы Зеленского на президентских выборах весной 2019 года, программа “Большое строительство” за последние два года стала ключевым направлением усилий правительства по обеспечению ощутимых изменений для украинцев. Работы продолжались в течение всего 2020 года, несмотря на перебои, вызванные пандемией Ковида. Было построено или отремонтировано 4 056 км государственных дорог и 2 527 км региональных и городских дорог. Сейчас стоит задача повторить этот результат в 2021 и следующем годах.
Инициатива “Большая стройка” получила положительную оценку в украинских социологических опросах. Она также получила поддержку международных партнеров Украины, причем послы стран “Большой семерки” были одними из самых первых, кто высказался в поддержку реформ развития инфраструктуры страны во время встречи с министром инфраструктуры Алескандром Кубраковым 15 сентября.
Зеленский заявил, что хочет, чтобы его запомнили как “президента, который построил хорошие дороги”. Выступая на конференции YES 2021 сентября в Киеве, он подчеркнул экономическую целесообразность такого внимания к инфраструктуре. “Мы начали строить дороги, как это делали американцы в 1930-е годы, чтобы смягчить негативный эффект Великой депрессии”, — отметил украинский лидер.
Задачу, стоящую перед Зеленским и его администрацией, нельзя недооценивать. Дороги являются ключевым компонентом инфраструктурного портфеля Украины. В Украине насчитывается около 46 000 км государственных дорог под управлением Государственного агентства автомобильных дорог (Укравтодор), 123 000 км региональных дорог, находящихся в ведении областных администраций, и более 250 000 км городских дорог, находящихся в ведении и управлении общин.
Большая часть этой сети была заброшена после распада Советского Союза в 1991 году и пришла в плачевное состояние. Помимо отсутствия технического обслуживания и ремонтных работ, дороги также получили повреждения из-за часто перегруженных грузовых автомобилей.
Для многих украинцев эта ухудшающаяся дорожная сеть служит визуальным напоминанием о проигранной битве страны с коррупцией и застоем в течение десятилетий после обретения независимости. Это делает стремление преобразовать дорожную сеть Украины потенциально мощным символом национального возрождения.
Юрий Голик является внештатным советником программы “Большая стройка”. Более 300 000 человек следят за его страницей в Facebook, которая ежедневно обновляется постами с изображением завершенных проектов “Большой стройки”. Голик, 44-летний бизнесмен из Луганска, говорит, что его мотивация схожа с мотивацией Зеленского. Он хочет иметь возможность оглянуться назад через годы и сказать, что он был частью чего-то, что изменило Украину к лучшему.
Голик объединился с Валентином Резниченко, своим бывшим начальником в медиа-холдинге “Украина”, чтобы управлять Днепропетровской областью в 2015 году. Пять лет спустя он написал 283-страничные мемуары под названием “Вечность не для слабаков: О менеджерах, взломавших государственную систему”, в которых он рассказывает о своей работе в Днепропетровской областной государственной администрации.
Название главы 8 книги Голика гласит: “Не стройте километры и участки. Стройте дороги”. Именно этим он и Резниченко и занялись в Днепропетровской области. Сначала они провели инвентаризацию всех дорог в регионе по категориям, затем работали с заинтересованными сторонами и государственными служащими, чтобы сократить бюрократическую волокиту, обеспечить финансирование и начать строительство.
“Сначала у нас не было методичного понимания того, чего мы можем достичь, потому что никто ни в одном регионе Украины никогда не занимался ремонтом и строительством новых дорог систематически”, — говорит Голик.
Изначально они поставили перед собой цель завершить капитальный ремонт главной улицы в каждом селе. Качество и скорость были двумя главными требованиями к компаниям, нанятым для выполнения работ”. В 2015-2019 годах государственная администрация потратила около 185 млн долларов США на капитальный ремонт 500 км дорог в Днепропетровской области. Впоследствии этот опыт был применен в программе “Большая стройка”.
Не всех убеждают смелые заявления, которыми сопровождается программа “Большая стройка”. Инициатива вызвала ряд споров и значительную критику на фоне обвинений в том, что она подпитывает коррупцию и отвлекает государственные средства от более насущных приоритетов. Возражения были сосредоточены на предполагаемом отсутствии прозрачности и щедром распределении государственного финансирования в то время, когда украинские предприятия страдают от негативных экономических последствий пандемии.
Министр инфраструктуры Кубраков говорит, что критика в адрес “Большого строительства” часто лишена понимания того, как работает дорожно-строительный бизнес. “Никто не занимается строительством дорог бесплатно, даже если в тендере заложена маржа прибыли всего в 1%. Именно поэтому “Укравтодор” настаивает на принятии контрактной схемы “Инжиниринг, закупка, строительство и финансирование” (EPCF) для крупных проектов дорожного строительства”, — говорит он.
Другие подтверждают положительный экономический эффект от модернизации инфраструктуры Украины. Григорий Кукуруза из киевской компании макроэкономического прогнозирования Ukraine Economic Outlook считает, что в 2021 году на долю “большого строительства”, вероятно, придется 35-50% чистого роста ВВП страны. “Общие расходы на большое строительство в этом году составят около 138,5 млрд гривен, или 5 млрд долларов США, — отмечает он.
Учитывая большие объемы бюджетного финансирования, проекты “большой стройки” неизбежно будут оставаться объектом пристального внимания и, вероятно, в ближайшие месяцы и годы столкнутся с обвинениями в коррупции. Тем не менее в стране, которая отчаянно нуждается в модернизации, многие простые украинцы будут больше заинтересованы в том, как модернизация инфраструктуры “Большой стройки” повлияет на их повседневную жизнь.