Экономика

Запад намерен отобрать триллион у Москвы и путинских олигархов. Олигархам Украины приготовиться?..

Кровавая и разрушительная драма, начавшаяся 24 февраля нынешнего года в Украине с нападением на нашу страну кремлевского психопата, оставляет мало времени и возможностей для того, чтобы обращать внимание на международные события, даже относящиеся непосредственно к Украине.

Но на некоторые события пристальное внимание обращать все же следует, поскольку они имеют огромное значения для страны как сейчас, так и в будущем.

Одним из таких событий является заявленное на Западе твердое намерение конфисковать активы России, причем как государственные, так и частные, то есть принадлежащие компаниям и богатейшим российским нуворишам, которых, как и у нас, принято называть олигархами.

Интерес же эти конфискационные намерения вызывают по следующей причине. В СМИ циркулирует мнение о том, что все или некоторая часть того, что конфискуют у государства российского и его олигархов, якобы будет направлено на восстановление тех безумных разрушений, к которым привела путинская агрессия.

Это, конечно, личное мнение автора этих строк, но, откровенно говоря, пока что верится в это с большим трудом… Если вспомнить достаточно неоднозначный опыт помощи Украине в войне, например, в таких вопросах, как установление над Украиной бесполетного неба, передачи советских истребителей и систем ПВО бывшими странами советского блока и так далее. Хотя, несомненно, очень хотелось бы, чтобы обещания в части направления конфискованных у России средств на восстановление Украины оказались в будущем выполненными. Впрочем, официально такие обещания на Западе пока нигде не звучали. Во всяком случае, на момент написания этого текста эти обещания звучали только в виде благих пожеланий в СМИ, и не более того.

Сколько можно взять с путинской России и ее нуворишей

Известно, что ранее западные институты уже конфисковали у Центробанка России 300-340 млрд долларов из резервов.

Но по последним данным, сумма конфискаций российских активов может ещё вырасти.

Сейчас же встал вопрос о конфискации частных средств богатых россиян может быть ещё больше.

По оценкам Швейцарской ассоциации банкиров (SBA), местные банки держат на офшорных счетах от 150 до 200 миллиардов швейцарских франков, то есть около 213 млрд долларов, денег российских клиентов. И это только одно из хранилищ российского высшего класса.

Генеральный директор Credit Suisse Томас Готштейн заявил, что около 4% активов второго по величине банка Швейцарии, принадлежат россиянам. К концу 2021 года банк управлял 827 миллиардами франков, и тогда 4% составят около 33 миллиардов швейцарских франков в активах, связанных с российскими клиентами.

Сейчас в швейцарском парламенте и правительстве решается вопрос, можно ли конфисковать эти деньги, какова будет процедура, кто из российских клиентов швейцарских банков может подвергнуться заморозке.

Опять-таки, заморозке или конфискации, которая позволит Украине претендовать на репарации с целью восстановления страны от разрухи, причиненной московской агрессией?

В целом же, ряд экономистов мира считает, что конфискации может подвергнуться до одного триллиона долларов государственных и частных средств из России.

Французский экономист Тома Пикетти еще в 2015 году оценивал, что 75% ВВП России было уведено высшим классом из страны, или около 1 трлн долларов. За следующие 6 лет эта сумма могла прирасти ещё на 150-200 млрд долларов.

Сейчас по всему миру начата охота за российскими деньгами и активами – от яхт олигархов и высших чиновников до их зарубежной собственности.

Высказывается мнение о том, что конфискация российских активов будет самым крупным принудительным банкротством страны в мировой истории.

Всё, что российские власти и высший класс вывозили из страны, скорее всего, в Россию и российским резидентам уже никогда не вернётся.

В связи с этим, в России уже высказывается мнение о том, что если бы вышеуказанный триллион долларов был вложен в саму Россию, то россияне сейчас жилы бы в совершенно иной, куда более высокой по уровню стране.

Следует добавить, что в этом случае, едва ли бы Россия пришла бы в Украину с войной, убийствами, грабежами и разрушениями.

Глобальная экспроприация как средство прекращения войн?

Война, смерти и разрушения в Украине подняли давно обсуждавшийся на Западе вопрос о своего рода репарациях с наиболее богатых классов в целях общего блага и общественного интереса.

Вопрос этот поднимал, в частности, упомянутый выше француз Тома’ Пикетти’, которого называют самым модным из левых и самый левым из модных экономистов. Пикетти возглавляет экспертную группу, которая мониторит динамику неравенства в мире.

Чтобы прекратить кровавую бойню в Украине, Пикетти предлагает всерьез заняться «классовым шантажом», но сомневается в том, что западная буржуазия готова к такому радикальному шагу, создающему тревожный пример для правящего класса всех стран: дескать, а как же свобода, то есть непрозрачность капиталов, лежащая в основе всех остальных так называемых «буржуазных свобод»?

Постановка вопроса, кстати, весьма интересная, но вдаваться сейчас в эту тему не будем. Но звучим найденное недавно в соцсетях весьма интересную и справедливую оценку нашей драматической ситуации со стороны Тома Пикетти:

«Украинский кризис возродил старые дебаты: как эффективно ввести санкции в отношении такого государства, как Россия? Скажем сразу: пора предложить новый тип санкций, ориентированных на олигархов, разбогатевших благодаря рассматриваемому режиму. Это потребует создания международного финансового реестра, что не понравится западным богатеям, чьи интересы гораздо теснее связаны с интересами российских олигархов, чем это утверждается. Однако именно такой ценой западным странам удастся выиграть политическую и моральную борьбу с самодержавием и продемонстрировать миру, что громкие речи о демократии и справедливости — не пустые слова.

Для начала напомним, что заморозка активов Путина и его родственников входит в арсенал санкций, которые применяются уже несколько лет. Проблема в том, что применяемые до сих пор заморозки остаются во многом символическими. Они касаются только нескольких десятков человек и их можно обойти, используя номинальных лиц, тем более что ничего не было сделано для систематического измерения и сопоставления портфелей недвижимости и финансовых активов, принадлежащих каждому из них.

США и их союзники сейчас рассматривают возможность полного отключения России от финансовой сети Swift, что лишит российские банки доступа к международной системе финансовых транзакций и денежных переводов. Проблема в том, что такая мера очень плохо адресована. Как и в случае с обычными торговыми санкциями, которые после кризиса 2014 года российская власть в значительной степени использовала для усиления своего контроля, удар снова придется на обычный российский и западный бизнес с неблагоприятными последствиями для его сотрудников. Эта мера не затронет самых богатых, которые будут использовать альтернативных финансовых посредников.

Чтобы вразумить российское государство, мы должны сосредоточить санкции на тонком социальном слое мультимиллионеров, на который опирается режим: группе, намного превышающей несколько десятков человек, но гораздо более узкой, чем население России в целом. Чтобы дать вам представление, можно ориентироваться на людей, которые владеют недвижимостью и финансовыми активами на сумму более 10 миллионов евро (11 миллионов долларов США), это около 20 000 человек , согласно последним доступным данным . Это составляет 0,02% взрослого населения России. Установка порога в 5 миллионов евро приведет к охвату 50 000 человек ; снижение его до 2 млн евро достигнет 100 000 человек (0,1% населения).

Наверняка уже сейчас можно добиться значительного эффекта, нацелившись на тех, у кого более 10 млн евро. Эти 20 000 человек получили наибольшую выгоду от путинского режима с момента его прихода к власти в 1999 году, и все данные свидетельствуют о том, что значительная часть их недвижимости и финансовых активов находится в западных странах (от половины до трех четвертей ). Поэтому западным государствам было бы относительно легко взимать высокие налоги с этих активов, скажем, по ставке 10% или 20% для начала, замораживая остальные в качестве меры предосторожности. Держу пари, что под угрозой разорения и запрета на посещение запада, эта группа сможет добиться того, чтобы Кремль услышал ее.

Для реализации такого рода мер западным странам было бы достаточно, наконец, создать международный финансовый реестр (также известный как «глобальный финансовый реестр» или GFR), который будет отслеживать, кто чем владеет в разных странах. Как уже было показано в Докладе о мировом неравенстве за 2018 год, такой проект технически возможен и требует от государственных органов взять под контроль частные центральные депозитарии (Clearstream, Euroclear, Depository Trust Corporation и др.), которые в настоящее время регистрируют ценные бумаги и их владельцев. Этот публичный реестр также станет важным шагом в борьбе с незаконными денежными потоками от наркотиков и с международной коррупцией.

Так почему же до сих пор не достигнуто никакого прогресса в этом направлении? По одной простой причине: западные богатые люди опасаются, что такая прозрачность в конечном итоге навредит им. Это одно из главных противоречий нашего времени. Конфронтация между «демократиями» и «автократиями» преувеличивается, забывая, что западные страны разделяют с Россией необузданную гиперкапиталистическую идеологию и такую правовую, фискальную и политическую систему, которая все более благоприятствует крупным состояниям.

В Европе и США делается все, чтобы отличить полезных и достойных западных «предпринимателей» от вредных и паразитирующих российских, китайских, индийских или африканских «олигархов». Но правда в том, что у них много общего. В частности, огромное процветание мультимиллионеров на всех континентах с 1980-х и 90-х годов можно объяснить в значительной степени теми же факторами, в частности, дарованными им милостями и привилегиями. Свободное движение капитала без фискальной и коллективной компенсации является неустойчивой системой в долгосрочной перспективе.

Только подвергая сомнению эту общую систему, мы сможем эффективно использовать санкции против автократии и продвигать другую модель развития».

Но вернемся к Украине. По данным Bloomberg, в Евросоюзе изучают возможность направить арестованное имущество российских магнатов на финансирование восстановления инфраструктуры Украины.

Напомним, что недавно правительство Украины оценило текущие убытки от агрессии путинской России в 565 млрд долларов, каковая сумма необходима для восстановления произведенных разрушений и компенсацию ущерба.

Вдаваться в оценки этой суммы не будем. Отметим лишь, что война, к сожалению, еще очень далеко от завершения, а потому говорить об окончательной сумме ущерба и репараций едва ли сейчас возможно.

Как и не будем вдаваться в обсуждение реальности получения этих репараций с агрессора при помощи Запада. Будем надеяться, что Украина репарации за счет «российского конфиската» все же получит в достаточном объеме. Будет даже пока робко надеяться, что эти средства не будут разворованы и будут потрачены по назначению, то есть на восстановление и развитие страны.

Но возникает один очень интересный вопрос по поводу денег и прочих активов украинских олигархов, которые точно так же, как и их российские «коллеги», вывели капиталы из Украины, обворовав страну.

Вполне возможно, что у западных структур могут возникнуть точно такие же конфискационные поползновения в отношении зарубежных активов наших олигархов и просто нуворишей, которые вывели эти активы из Украины, сделали вклады в иностранных банках, скупили дорогую недвижимость, яхты, предметы роскоши. Развитой Запад может все это конфисковать и направить на восстановление Украины при полной поддержке как своего западного электората, так и собственно граждан Украины.

Александр Карпец