Министерство юстиции намерено внедрить систему ареста счетов должников, чтобы разработать автоматизированный процесс сбора и принудительного взыскания долга.
«Внедрение электронного ареста средств, находящихся на счетах должника в банках и других финансовых учреждениях, является одним из приоритетных шагов реформы принудительного исполнения решений и других органов, ведь Украина взяла обязательство перед МВФ о принятии закона, который автоматизирует процесс сбора и принудительно взыскания долга», — говорится в сообщении пресс-службы министерства.
Сейчас исполнитель судебных решений (прежде всего, Государственная исполнительная служба), получает информацию о счетах должника, направив запрос в Государственную фискальную службу. Однако эти данные касаются только юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Получить информацию о счетах граждан возможно путем направления запросов ко всем банковских учреждениям страны по почте. В Минюсте утверждают, что из-за этого должники успевают вывести средства со счетов, а иногда постановление суда теряется и не поступает в банк.
В планах — создание автоматизированной компьютерной системы, которая позволит суду после вынесения соответствующего решения в автоматическом режиме блокировать счета.
Инициатива чревата целым ряд опасностей. И касается это не только частных лиц-должников за коммуналку, но также субъектов хозяйственной деятельности и экономики в целом.
«Не исключаются рейдерские захваты. Не исключаются поддельные решения судов, когда у нас сегодня есть десятки исполнительных производств по решениям судов, которых не существует. Если подобным образом будут автоматически блокироваться счета работающих предприятий, это может привести к громадному коллапсу в стране, потому что автоматическая система разблокирования счетов существовать не может», — поясняет адвокат Ростислав Кравец.
Повернуть процесс вспять будет непросто. «Того чтобы потом разблокировать счета, нужно целый процесс установления, что те же исполнительные документы, на основании которых заблокированы счета, поддельные. Или, в случае отмены решения блокировки счетов, опять же снятие ареста занимает довольно большое количество времени, а судебные процессы могут затянуться на годы, что, в принципе, уничтожит любое работающее предприятие. Поэтому я считаю, что здесь необходимо разработать кроме системы блокировки, еще и систему определенных предохранителей, которые не дали бы возможности уничтожать работающие бизнесы и захватывать предприятия», — говорит Кравец.
То же самое касается и граждан, когда при наличии поддельных решений судов будут арестовываться счета. Самый простой и вопиющий случай: заблокирована зарплатная карточка, и не на что питаться. Или, допустим, человек находится за границей, у него арестовывают карточные счета, и он даже не будет иметь возможности вернуться.
Кроме того, это продолжение деградации института банковской тайны. Сначала в декабре 2015 г. был принят закон о так называемой стабилизации финансового состояния государства, который внес кроме прочих законов изменения в закон «О банках и банковской деятельности».
Этими изменениями фискальная служб получила право запрашивать у банков информацию о депозитах граждан без решения суда, якобы для верификации данных, поданных физлицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, зарплат и других выплат. Таким образом, фискальная служба получила доступ к депозитам любого физлица в любом украинском банке без особых усилий. Кстати, именно на основании этих изменений Минфин отказал в предоставлении законной помощи переселенцам, у которых были депозиты.
Следующий шаг в этом направлении был проектом судебной реформе, в первом чтении которого предполагались изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей», предусматривающие создание единой судебной информационно-телекоммуникационной системы, которая, в частности, будет обеспечивать автоматизированный арест средств должников, в том числе за ЖКХ. Правда, эта норма не прошла первое чтение, и в силу не вступила.
Но чиновники не отказываются от своей затеи. В связи с этим, возникла инициатива Минюста разработать и принять закон об автоматическом блокировании счетов должников.
Получив доступ к счетам граждан, у разного рода делков появится реальная возможность присваивать чужие деньги и имущество.
«После всех изменений в судоустройство, выросших судебных сборов и недостижимости апелляции и кассации для простых граждан этот закон легализует процесс отъема собственности у граждан. Правительство не скрывает свое желание уменьшить огромное количество получателей субсидий, это произойдет как в результате того, что бизнес искусственно заставят еще раз повысить минимальные зарплаты, так и путем создания коммунальными предприятиями искусственных задолженностей, что даст основания лишать субсидий. Потеряв субсидии, огромное количество неплатежеспособных граждан сразу накопят большие долги по ЖКХ, — отмечает политический эксперт Татьяна Дьяченко.
«Закон, позволяющий арестовывать зарплатные и пенсионные счета, лишит их последнего дохода, и, не исключаю, что и собственности. Законно или незаконно это будет происходить — неважно, ведь оплатить судебный сбор в размере 1-1,5% от стоимости арестованной квартиры пенсионер не сможет, поэтому опротестовать действия власти у него нет — иск без оплаты судебного сбора суд не примет. О том, что это подорвет остатки доверия к разрушенной банковской системе, даже можно не говорить», — продолжает Дьяченко.
Есть еще одно обстоятельство, крайне опасное для рядовых граждан. В связи с тем, что по задолженности за услуги ЖКХ и услуги мобильной связи возможно так называемое «приказное судопроизводство» — упрощенная процедура без вызова сторон, гражданин может даже не знать о том, что его дело рассматривается в суде. Эта норма при очередной «судебной реформе» была ведена еще при Викторе Януковиче.
Тогдашняя оппозиция, значительная часть которой сейчас является властью, гневно клеймила за эту норму преступный режим Януковича и клятвенно обещала отменить приказное судопроизводство. Но, как и в целом ряде других вопросов, сии обещания таковыми и остались.
Практика начисления коммунальщиками платы, что называется, «от балды», но в свою пользу широко распространена и неуклонно усугубляется. Какие документы коммунальщики подадут в суд для выдачи судебного приказа, как суд отнесется к этой «филькиной грамоте» — совершенно непонятно, или наоборот, абсолютно понятно.
В результате, окажется, что коммунальное предприятие неправомерно насчитало долг или отсутствуют какие-то документы, подтверждающие вообще право взыскивать этот долг, но суд в эти проблемы может и не вникать. В то же время, если у граждан будут заблокированы счета, у них возникнут проблемы с личными обязательствами, например, с погашением кредита, поскольку арест счетов лишит такой возможности, а это повлечет за собой просрочки, пени, штрафы.
Адвокат Ростислав Кравец утверждает, что необходимо установить жесткие сроки рассмотрения споров, связанных именно с разблокированием счетов. Очевидно, что это правильное предложение, но проблему оно не решает.
Кстати, крупнейшим должником за коммуналку является не столько население, сколько государство. Его долг по субсидиям колеблется в пределах 20-30 млрд грн, и никто за это не несет ответственности.