Экономика

ЕСВ может получить регрессивную шкалу

Правительство предложило свое видение расширения обложения предпринимательства единым социальным взносом (ЕСВ). Основная цель — увеличить поступления.

Недавно министр социальной политики Андрей Рева заявил, что Кабмин рассматривает два ключевых изменения, которые они направили в Верховную Раду. Отчисление ЕСВ будет происходить со всей суммы заработной платы, независимо от ее размера. Взамен предлагается введение регрессивной шкалы уплаты этого взноса (то есть, чем больше зарплата, тем меньше уплачивается ЕСВ).

Сейчас действует ограничение, согласно которому ЕСВ в размере 22% платится только с части дохода, которая не превышает 15 минимальных зарплат, то есть, с 1 января 2018 г. — 55,8 тыс. грн. Все, что находится выше этой черты, не облагается вообще никаким ЕСВ.

Все это было сделано когда-то, чтобы стимулировать работодателей показывать реальные размеры заработных плат своих сотрудников, которые получали высокие ставки. К ним, в первую очередь, относятся топ-менеджеры.

Сейчас профильное министерство фактически не отрицает, что все эти возможные новшества вводятся, в том числе, и для значительного улучшения объемов пополнения дефицита Пенсионного фонда.

Большинство экспертов оценивает данную инициативу негативно для штатного персонала. Игорь Млечко, партнер юридической компании «Justl» считает, что, в первую очередь, это приведет к введению дополнительного финансового бремени для компаний среднего и крупного бизнеса.

«Именно такие предпринимательские структуры в части кадрового администрирования, как правило, практикуют официальные выплаты заработных плат. И в этом ключе у сотрудников возникает риск, так как непосредственным лицом, которое возмещает дополнительные расходы бизнеса, является не только конечный потребитель (как принято считать), но и внутренний «клиент» — сотрудник. Вместе с тем, данная инициатива может привести к оптимизации штата и сокращению фонда оплаты труда», — говорит юрист.

Возможное введение взимания ЕСВ с очень высоких заработных плат, чего нет сейчас, вполне логично может привести к тому, что собственники компаний начнут пересматривать размеры денежных вознаграждений своим самым высокооплачиваемым сотрудникам, естественно в сторону их уменьшений.

Этого не исключает руководитель практики налогового права юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Галина Мельник, которая отметила «i», что дополнительная фискальная нагрузка действительно может быть косвенно переложена на тех сотрудников, которые получают более высокую зарплату.

«Однако многое будет зависеть от того, какая шкала ставок ЕСВ будет предложена в итоговом проекте закона. Если исходная ставка будет существенно ниже действующих 22%, это будет выгодно в отношении тех работников, которые получают заработные платы в пределах граничного размера, допустимого для такой пониженной ставки», — говорит эксперт.

Также юристы не отрицают и того, что, по сути, благое дело, которое имеет изначально хорошие намерения – путь к «отбелению» заработных плат – может привести к абсолютно противоположному эффекту. Так, руководители предприятий и компаний в случае, если такая исходная ставка будет на уровне 22% или лишь немногим меньше, могут просто «тенизировать» часть заработной платы в целях уменьшения расходов на ЕСВ или частично отказываться от запланированного ранее перехода на официальную зарплату.

В свою очередь, Игорь Млечко считает, что, как правило, «теневой» режим кадрового администрирования может быть пересмотрен по двум причинам: «Первая: наличие высокого уровня масштабируемости бизнеса, что в конечном результате приводит к частичному или полному выходу из «тени» (в ином случае увеличивается уровень рисков со стороны государства и снижается инвестиционная привлекательность бизнеса). Вторая: государство создает бизнесу стимулирующие и привлекательные условия для выхода из «тени». Заявленная инициатива Минсоцполитики не отвечает каким-либо условиям, способным подтолкнуть бизнес к выходу из «тени».

Однако, по его мнению, полную «тенизацию» также не возможно углубить таким новшеством, а менять комбинированную (выплату части зарплат в «конвертах» и части по «белому») на полную нецелесообразно с учетом высокого уровня рисков со стороны государственного контроля. «Сотруднику могут либо урезать необязательные мотивационные выплаты, либо сократить его должность», — говорит Игорь Млечко.

И действительно, вероятность ухода зарплат в «тень» при таком новшестве может быть не такой уже и высокой. Так, официальное начисление заработных плат в размере 15 «минималок» и выше в значительной части осуществляются крупными игроками и международными субъектами, именующими четкие принципы и стратегии ведения бизнеса. Заявленная инициатива хоть и влечет увеличения кадровых затрат, но не оправдывает потребность менять принципы и стратегии.

Господин Млечко считает, что в частности, такое не будет происходить из-за рисков со стороны государственного контроля. Напомним, что в 2017 г. были значительно увеличены штрафы за нарушения трудового (кадрового) администрирования. Например, если на одного работника будет выплачена неофициальная зарплата без выплаты ЕСВ, то штраф за такое правонарушение в 2018 г. может составить 111 690 гривен. И это только за одного сотрудника.

Александр Кудрявцев, адвокат АО «Клочков и партнеры» считает, что одним из других «минусов» может быть то, что такая система покажется несправедливой работникам, которые зарабатывают не очень много: «Ведь получается, что при таком виде налогообложения гражданин, имеющий меньшие доходы, в процентном выражении платит больше гражданина с большими доходами». Впрочем, то же самое можно сказать и о несправедливости действующих норм.

Интересно, как такое новшество, если оно будет внедрено в практику, изменит зарплаты именно обычных работников, будут ли они «отбеляться» и расти? Например, Александр Кудрявцев уверен, что действительно такие жалования могут «отбеляться», так как предприятию выгодно будет платить высокую зарплату, поскольку ставка ЕСВ в связи с этим будет уменьшаться.

Однако, обратившись к зарубежному опыту, нельзя сделать однозначный вывод о положительных либо отрицательных моментах данного подхода. В целом большинству указанная система кажется несправедливой. И выше уже было сказано почему.

Поэтому в чистом виде регрессивная шкала налогообложения встречается в современной мировой экономике крайне редко. Например, в США наряду с регрессивной шкалой применяется и прогрессивная, которая характерна для федеральных налогов, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Напротив, местные налоги имеют плоскую или, в некоторых случаях, регрессивную шкалу. Развитые страны Европы регрессивную шкалу преимущественно не применяют.

Если же говорить о «плюсах» и «минусах» для бюджета страны, то эта инициатива закладывает изначально позитив. Александр Кудрявцев, однако, уточняет, что деньги в Пенсионный фонд будут поступать медленно. Поэтому эксперт однозначно советует правительству: если там надеются именно таким способом по-быстрому залатать «дыру» в Фонде, то этого сделать не удастся.

Галина Мельник считает, что учитывая тот факт, что значительная часть заработных плат в Украине выплачивается «в конверте», вполне можно ожидать, что в первое время ничего существенно не изменится, поскольку бизнес займет некоторую выжидательную позицию, чтобы структурировать расходы на ЕСВ.

«Для компаний, которые изначально придерживались концепции официальной выплаты заработной платы, нагрузка на высокие ставки заработной платы возрастет. Тем не менее, к сожалению, таких компаний в Украине не так много, а высокооплачиваемых должностей в них еще меньше, вследствие чего вряд ли будет ощутимое увеличение поступлений в Пенсионный фонд за счет таких компаний», — утверждает эксперт.

Таким образом, одним лишь введением регрессивного ЕСВ не обойтись — нужны и другие меры.

Антон Горохов