Экономика

Санкциями против Ирана Америка хочет «нагнуть» весь мир

5 ноября 2018 года США ввели новый ужесточенный пакет санкций против Исламской республики Иран. Последствия этих мер будут весьма неоднозначными, что уже демонстрирует мировой нефтяной рынок, на котором 13 ноября случился обвал цен.

Не менее важным является вопрос о том, как далеко могут зайти Штаты и лично Трамп в том, чтобы подчинить этим санкциям другие страны, навязав свою волю и интересы фактически всему миру. И опять-таки, крайне неоднозначными, пугающе тревожными и непредсказуемыми видятся геополитические и геоэкономические последствия этого, как говорят в Париже, «tour de force» Трампа и компании.

Итак, 5 ноября Вашингтон ввел пакет санкций против Ирана. Эти санкции уже назвали самыми жесткими за долгую и бурную историю американский санкций против исламской страны, включая ответные меры на захват заложников в американском посольстве в Тегеране в 1979 году во время исламской революции, а также реакцию на ядерную программу Ирана.

Санкции и реакция на них

Возобновлены все санкции, которые существовали до их отмены в 2015 году после подписания многостороннего договора о сворачивании ядерной программы Ирана, который с американской стороны подписывала администрация предыдущего президента США Барака Обамы. Санкции затрагивают не только Иран, но также страны и компании, поддерживающие торгово-экономические отношения с Исламской республикой.

Введению санкций предшествовал односторонний выход Америки из указанного договора. Этот шаг Вашингтона вызвал в мире негативную реакцию. Соглашение стало плодом широкого консенсуса, в подготовке которого принимали участие дипломаты Евросоюза, Великобритании, России, Китая и ООН. Этот шаг Вашингтона поддержали только два союзника Штатов – Израиль и Саудовская Аравия, считающиеся наиболее непримиримыми противниками Тегерана.

Выход США из договора Трамп мотивировал необходимостью принудить Иран заключить договор на новых, более жестких и «честных» условиях. В числе таковых в Вашингтоне называют прекращение Тегераном испытания баллистических ракет и ряда других военных программ, кибератак и поддержки радикальных группировок, прежде всего ливанской «Хезболлы», а также уход из Сирии.

Под санкции попали более 700 лиц, организации и хозяйствующие субъекты, включая судоходные компании, экспортеров нефти, крупнейшие банки Ирана.

Старания Вашингтона уже дали определенные плоды. Как заявил госсекретарь США Майк Помпео, уже более 100 международных компаний прекратили работу в Иране под угрозой попасть под действие американских санкций. Помпео уверил, что санкции уже дали свои результаты, поскольку экспорт нефти из Ирана уже упал примерно на миллион баррелей в день и продолжает падать. Тем самым резко сокращается поступление валюты в страну. Планируется отключить от системы SWIFT иранские банки, которые попали по санкции, что еще сильнее осложнит поступление средств в Иран.

Санкции уже вызвали в мире недовольство. Великобритания, Германия и Франция осудили такой шаг Вашингтона, пообещав поддержку тем европейским компаниям, которые ведут в Иране бизнес на законных основаниях.

Санкции Вашингтона в отношении Ирана раскритиковали и в ООН. Специальный докладчик Совета по правам человека ООН Идрисс Джазаири отметил, что после введения санкций США крайне осложнилась доставка в Иран гуманитарных грузов и товаров первой необходимости, для которых были сделаны исключения, но для их поставок приходится оформлять специальные разрешения. Поставки усложняются также из-за отключения от системы SWIFT ряда иранских банков, что не позволяет совершать оплату.

Полное блокирование торговли Ирана спецдокладчик ООН Идрисс Джазаири назвал экономической войной против мирных людей.

«Я глубоко озабочен тем фактом, что беднякам приходится нести на себе груз от этих действий (санкций). Все больше людей теряют свою работу, пока страдает экономика. Право государств не соглашаться друг с другом должно уважаться, но нарушение прав обычных людей не должно быть использовано как средство политического давления на государство. Это незаконно с точки зрения международного законодательства в области прав человека», — заявил он.

Чиновник ООН обратил внимание на тот факт, что, в соответствии с женевскими конвенциями, даже в военное время должны обеспечиваться поставка продовольствия, оказание медицинской помощи, и другие гуманитарные нужды мирного населения.

Правда, некоторым странам Америка пока милостиво позволила импортировать иранскую нефть: Индии, Италии, Китаю, Турции, Южной Корее и Японии. По словам госсекретаря США Майка Помпео, эти страны уже существенно сокращают импорт иранской нефти. В перспективе, две из них вообще откажутся от поставок нефти из Ирана, а остальные снизят их до минимального уровня.

Как (не) выполнить санкции

Самым интересным и важным во всей этой затее с санкциями представляются меры против тех стран, которые осмелятся их нарушить. В Вашингтоне дают понять, что меры эти будут жесткими, даже жестокими. Похоже, используя свое господствующее положение в современном долларовом мире, изоляционист Трамп вознамерился-таки «to make America great again». Если администрация Обамы для введения санкций, в частности против Москвы, в связи с агрессией в Украине, использовала сложные дипломатические пути, чтобы привлечь к введению санкций максимального большего числа сторон, то Трамп и его администрация предпочитают силовые пути, чреватые непредсказуемыми глобальными последствиями, о чем далее.

В результате, формальные союзники США, которых Вашингтон просто ставит перед фактом необходимости соблюдения чужых санкций и участия в чужих разборках, начинают все больше страдать от такого союзничества, неся ощутимые моральные и экономические издержки.

В отличие от Вашингтона, в Европе понимают, что экономическая выгода от ядерного соглашения является важнейшим фактором диалога с Ираном, поэтому Еврокомиссия стремится максимально сохранить такую выгоду. Европа разрабатывает специальный расчетный механизм, который позволит осуществлять торговые операции с Тегераном в обход американских санкций.

Это вызывает резкое недовольство в Штатах. В последнем пакете санкций значительное место занимают меры против третьих стран и субъектов хозяйствования из третьих стран, которые осмелятся санкции нарушать. В Вашингтоне дают понять, что не будут жалеть даже ближайших друзей и союзников. Таким образом, Штаты навязывают свою политику другим странам, включая своих союзников из Европы, Японию, Южную Корею.

На руку американцам играет раздробленность европейцев, их неспособность выступить с единой позицией против гегемонистских действий Вашингтона. Ряд стран Евросоюза, прежде всего в Восточной Европе, сильно зависят от США и вполне смогут блокировать неугодные Штатам решения Евросоюза, в котором, как известно, эти решения принимаются консенсусом. К тому же, иранский вопрос для таких союзников США, как Япония, Южная Корея и ряд европейских стран, является далеко не приоритетным.

Очевидно, только Россия и Китай могут позволить себе игнорировать требования США, мотивируя, кстати, вполне разумной необходимостью сохранить ядерное соглашение с Ираном с целью удержания контроля над ситуацией на Ближнем Востоке. Что касается Китая, то, несмотря на разгорающееся торгово-тарифное противостояние, пока что Штаты не рискуют слишком агрессивно подвергать санкциям Поднебесную по причине слишком сильной взаимосвязанности экономик США и Китая.

Что же касается Москвы, то она и так находится под американскими санкциями, которые неуклонно ужесточаются. Дальнейшее усиление санкций против России чревато сильным ударом по интересам Европы, а на такой шаг в Вашингтоне пока не идут, стремясь сохранять со Старым Светом хотя бы минимально союзнические отношения.

Другое дело, что поддержание Россией и Китаем торгово-экономических отношений с Ираном требует создания независимых от США и доллара международных финансовых систем, но особых успехов в этом пока не наблюдается, а разговоры о переходе на международные расчеты в рублях или юанях пока что остаются разговорами. Недаром же американцы в конце Второй мировой войны нагнули всех, кого можно, создавая Бреттон-Вудскую валютную систему, от которой, впрочем, уже мало что осталось, кроме вселенской гегемонии доллара.

Остаются разве только бартерные расчеты, и в Москве уже вовсю бравируют тем, что они плевать хотели на Америку с ее санкциями и вовсю разворачивают выгодные торгово-экономические отношения с Ираном. Российские СМИ уже растиражировали версию о том, что санкции ведут к удешевлению иранской нефти, которую Россия теперь будет якобы закупать в больших количествах в обмен на российские продукты питания и промышленную продукцию, а образовавшийся излишек российской нефти будет экспортироваться в Европу, на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию. В принципе такая схема возможна путем поставок по Каспию, на которые Штаты влиять едва ли смогут непосредственно. Другое дело, что Вашингтон может пойти на резкое усиление санкций против Москвы и ее партнеров, в частности в Европе, чтобы вынудить последних отказаться от сотрудничества с Россией, и тогда указанная схема не сработает.

Думается, что в этом вопросе в ближайшее время нас ожидают столь увлекательные сюжеты, что впору запасаться поп-корном!

Каковы последствия

Ответ на вопрос о том, к чему могут привести подобные художества, является очень сложным. Теоретически резкое сокращение поставок иранской нефти на мировой рынок должно было привести к ее удорожанию. Кстати, это в интересах России, поскольку свои потери на санкциях Москва могла хотя бы частично компенсировать за счет роста поступлений от экспорта нефти и газа, который также дорожает вслед за нефтью.

Некоторое время тенденция к удорожанию нефти наблюдалась. Заговорили даже о том, что цена может вернуться к заветным 100 долларам за баррель. Но не случилось…

13 ноября 2018 года январские фьючерсы на нефть марки Brent подешевели на 6,6% до 65,47 долларов за баррель. Декабрьские фьючерсы на западно-техасскую нефть WTI подешевели на 7,1% до 55,69 долларов за баррель. При этом Brent подешевела почти на 25% по сравнению с максимумом в начале октября, составившим 86,29 долларов за баррель.

Итак, на фоне санкций против Ирана цена на нефть должна была расти. Но ОПЭК и Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредили, что рост спроса на нефть в мире будет меньше, чем ожидалось из-за торможения глобального экономического роста, а Саудовская Аравия предложила ОПЭК сократить добычу нефти, чтобы не столкнуться с ее перепроизводством и падением цен. Но в дело вмешался Трамп, предупредивший ОПЭК, что сокращать добычу нефти нельзя, а цены на нее должны быть низкими. Именно это называют причиной падения цен на нефть.

Вызывает умиление то, как Америка под «неолибералистическими» лозунгами в ручном режиме рулит глобальной экономикой. Почивший в бозе Госплан СССР давится от зависти! Но это отдельная тема…

Представляется, что вполне оправданным является прогноз ОПЭК и МЭА о торможении мировой экономики, характерным признаком чего обычно является падение цен на нефть и вообще на сырье.

Этому есть целый ряд причин, и одной из важнейших являются упражнения администрации Трампа по управлению глобальной экономикой. Наряду с торгово-тарифными войнами, выходом Штатов из целого ряда торговых организаций и прочими неоднозначными телодвижениями Белого Дома, санкции против Ирана и третьих стран за сотрудничество с Тегераном вносят свою лепту в негативные тенденции мировой экономики.

Александр Карпец