Новость о том, что государство больше не будет регулировать цены на основные продукты питания, - соответствующее решение Кабмин принял 8 июня - несколько всколыхнула общество. Сразу начались разговоры о грядущем неизбежном подорожании хлеба, молока, мяса, муки, круп, подсолнечного масла, сахара и т.д.
Однако стоит заметить, что большинство тех, кто сегодня откровенно паникует, вряд ли к этому времени знали, что цены на продовольственную продукцию вообще находятся под контролем государства. Казалось, они давно уже «в свободном плавании». Ведь по факту в Украине уже годами господствуют рыночные отношения, согласно которым цены на тот или иной товар формируются в зависимости от его спроса и предложения.
Исходя из последнего, можно сказать, что отказ государства от регулирования цен на продукты питания – это официальное признание государством факта того, что оно не может – да и не должно – влиять на рыночный процесс ценообразования.
Подобного мнения придерживается и председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. В частности, в комментарии «i» он отметил: «Отмена правительством государственного регулирования цен на продукты питания на самом деле уже давно назрела и даже перезрела. Сегодня государство практически не имеет в своей собственности средств производства, из-за чего не может напрямую формировать цену. Цена здесь формируется в зависимости от себестоимости продукции. Маржа прибыли зависит от степени конкуренции и спроса потребителей. Исходя из этого, государство не в состоянии регулировать цены – оно может только в определенной степени влиять на них, например, субсидируя конкретных производителей конкретной продукции».
Но относительно государственного субсидирования так называемых социальных продуктов, которое у нас практиковалось ранее, Андрей Новак имеет определенные претензии. «То, что называлось у нас государственным субсидированием на социальные продукты, достигалось в основном посредством определенного обмана, когда товар с более низкой ценой имел заниженные объемы. К примеру, подавалось, что продается килограмм товара, а упаковка содержала 900 г», – говорит он.
Несмотря на это, в случае принятия государством решения о субсидировании определенных производителей какой-то конкретной продукции, по мнению эксперта, нужно «не наступать на старые грабли». Все должно быть максимально прозрачно и контролироваться как с стороны государства, так и со стороны общества.
В целом же то, что производители продовольственной продукции не будут декларировать стоимость своего товара, а также доказывать государству обоснованность этой стоимости, не должно было вызвать такого эффекта, как рост цен на продукты питания.
Об этом можно судить, в частности, по тому, что еще до принятия, казалось бы, такого резонансного решения – отпустить цены – правительство провело эксперимент, по которому государственное регулирование цен на продукты питания не проводилось с 1 октября 2016 г. и до 1 января 2017 г. Такой эксперимент, по словам премьер-министра Владимира Гройсмана, не привел к ускорению инфляции и показал, что вмешиваться государству в ценовую политику производителей пищевой продукции нет необходимости.
Впрочем, вызвать рост цен на продукты питания или снизить его, что, конечно, лучше, государство может посредством других факторов. Такими могут стать изменение тарифов на электроэнергию, газ, воду, другие ресурсы, необходимые для изготовления той или иной продукции. Но к самой отмене государственного регулирования цен на продукты питания эти вопросы отношения уже не имеют.
Несмотря на это, некоторые экономические эксперты – среди которых экс-министр экономики Владимир Лановой – считают, что отказавшись от регулирования цен на продукты питания, государство таким образом как бы «умыло руки» – заранее «открестилось» от ответственности в будущем за рост цен на продукты.
Но здесь стоит заметить, что само решение Кабмина об отказе от регулирования цен на продукты питания – это уже само по себе достаточно серьезная ответственность, которую правительство взяло на себя. Ведь в случае, если цены на продукты питания действительно вырастут, все будут все равно «кивать» в сторону Кабмина и обвинять в этом именно эту исполнительную ветвь власти, – мол, виноваты, потому что позволили производителям продуктов самим неконтролируемо устанавливать цены на продукцию питания.
Между тем в пользу того, что цены на продукты питания после отмены государственного регулирования на них не вырастут, указывает еще и тот факт, что на самом рынке пищевой продукции среди производителей сегодня наблюдается очень высокая конкуренция. Этот рынок не является монополизированным. Здесь каждый пытается как-то «протолкнуть» свою продукцию. Умеренная цена на тот или иной товар, причем при условии, что его качество соответствующее, в условиях сегодняшней непростой экономической ситуации, когда людям приходится считать каждую свою гривню, будет здесь выигрышной.
Так, если, скажем, теперь человек заходит в супермаркет и видит перед собой на полке несколько предложений упаковок гречки, то он уже, по наблюдениям маркетологов, не будет необдуманно брать первую попавшую под руку, как это, возможно, было раньше, а внимательно будет изучать ценники. Затем возьмет ту упаковку, цена на которую будет самой низкой. Может еще для верности «на глаз» сравнить ее качество с теми аналогами, которые имеют более высокую цену. Если решит, что переплачивать не за что, – конечно, возьмет более дешевый продукт.
Таким образом, тот производитель пищевой продукции, который, выйдя из-под государственного контроля, решит «завысить» цену на свой товар, – окажется в проигрыше. Его продукция не будет пользоваться спросом у потребителей, и он просто будет вынужден опустить цену до конкурентоспособного уровня.
Высвобождение производителей пищевой продукции от «опеки» государства, с определенной точки зрения, может даже поспособствовать тому, что цены на определенные продукты питания могут даже снизиться. Не будем коррупционной составляющей, которая имела место в процессе согласования цены на определенный продуктовый товар между производителем и чиновником. Ведь известно, что производители в стоимость своей продукции закладывали и свои расходы – в том числе и взятки – на согласование цен с чиновниками. Это подтверждает и статистика. Согласно ей, цены росли быстрее именно на ту группу товаров, которая попадала под государственное регулирование.
То, что не будет государственного регулирования цен на определенную группу продуктов питания, может также увеличить число их производителей. Многие считали для себя, что, чем «влезать» в процесс регулирования цен на свою продукцию с государством, проще эту продукцию вообще не выпускать. Если сейчас они выйдут на рынок, то тем самым увеличат на нем конкуренцию. Как следствие – это приведет к снижению цен на пищевую продукцию массового сегмента.
Так, например, согласно официальным данным, производство хлеба и хлебобулочных изделий, цены на которые подпадали под государственное регулирование, за период с 2000 г. до 2016 г. сократилось с 2,5 млн т до 1,1 млн т. По сути, больше чем в 2 раза. После отмены государственного регулирования производители хлеба и хлебобулочных изделий, которые перешли на другие формы производства или ушли, как говорится, «в тень», могут снова выйти на уже свободный рынок, тем самым создав здесь более конкурентную среду и тем самым снизить цену на сам хлеб. Таким образом, потребитель здесь только выиграет.
Но свое «черное дело» здесь может сделать провоцирование некоторыми политиками определенных панических настроений среди населения относительно назревающего подорожания основных продуктов питания из-за отмены государственного регулирования цен на них.
Так, уже сейчас массово распространяется информация, что из-за того, что производители предварительно узнали о том, что государство планирует отказаться от регулирования цен на пищевую продукцию, уже с начала июня цены на продукты начали подниматься. Данные Государственной службы статистики это вроде бы и подтверждают. Так, цена на десяток яиц за половину текущего месяца выросла на 34%. Но не надо забывать, что есть период, когда куры массово несут яйца, а есть, когда, скажем так, «отдыхают». Хотя об этом обычный человек уже не думает. Ему вкладывается в голову тезис: «Государство больше не влияет на цены на продукты» – «цены на продукты будут расти».
«Хотя из-за отмены государственного регулирования цен на продукты питания никакого роста их стоимости не должно быть, однако, согласно законам экономики, он может произойти вследствие провоцирования определенных панических настроений в отношении того или иного дефицитного товара, что у нас уже не раз было», – говорит Андрей Новак.
В то же время он напоминает, что есть себестоимость, или цена другого товара, цены на энергоресурсы, или, если речь идет об импортном товаре, курс иностранной валюты к гривне.
Вместе с тем некоторые экономические эксперты отмечают, что многие крупные торговые сети нередко «грешат» тем, что прибегают к спекулятивному формированию цен на определенные товары. Таким образом, они считают, для того чтобы цены на продовольствие не поползли вверх, нужно «приструнить» продавцов этой группы товаров. Для этого должна быть установлена максимально возможная для того или иного товара наценка. Скажем – не более 15%.
Кроме того, следует помнить, независимо от того, регулирует государство цены на какую-либо группу товаров или нет, есть такое понятие, как покупательная способность. Если человек не может позволить себе купить тот или иной товар или ограничивает его для себя в определенных объемах из-за того, что у него на это не хватает денег, то, соответственно, цена на товар, который залеживается на полках магазинов, – а если к тому же он имеет небольшой срок годности – расти не будет. Соответственно, если доходы людей будут расти, – а это происходит – цены на основные товары массового потребления могут возрасти.