Вчера украинское правительство пошло на беспрецедентный в новейшей истории шаг, предоставив преференции бизнесу государства, находящегося с Украиной в состоянии военного конфликта. Кабинет Министров на заседании 18 мая обнулил ввозные пошлины на импорт минеральных удобрений.
Льготный режим предоставлен импортерам азотной группы удобрений, дефицит которых сложился на внутреннем рынке в связи с остановкой в марте химических заводов группы Ostchem Дмитрия Фирташа.
Министр аграрной политики Тарас Кутовой, которого называют основным лоббистом либерализации режима импорта, обосновывал его заботой о выгоде сельхозпроизводителей: «Речь идет о введении нулевой ставки таможенного регулирования на ввоз в Украину минеральных удобрений азотной группы, что позволит урегулировать вопрос защиты сельхозпроизводителей от сезонного колебания цен, а также существенно уменьшит их стоимость для наших аграриев», — сказал Кутовой.
Исходя из посевных площадей, которые остаются плюс-минус константой последние годы, потребность сельхозпроизводителей для проведения комплекса весенних полевых работ составляет 1 млн тонн и приблизительно столько же – в осеннюю посевную. Абсолютное большинство объема минеральных удобрений на украинском рынке – отечественного производства, которое обеспечивали до последнего времени предприятия группы Ostchem – “Азот” (Черкассы), “Ривнеазот”, “Северодонецкоеобъединение “Азот”. В марте нынешнего года эти заводы остановили производство из-за прекращения поставок топлива от «Укртрансгаза», которому химический монополист не смог внести предоплату. Это сформировало на пике спроса дефицит в аграрной отрасли на уровне 278 тыс. т аммиачной селитры, 140 тыс. т КАС и 258 тыс. т карбамида. Причины этого коллапса далеко выходят за рамки рыночных – аграрии оказались заложниками в затяжном конфликте между структурами бенефициара Ostchem Дмитрия Фирташа и «Нафтогаз Украины».
Как пояснил народный депутат Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, его подоплека в том, что «Ostchem и государство выясняют отношения. Спор возник из-за расчетов за потребленный газ, а также услуги, которые оказывали госпредприятия по перекачке этого газа. Стороны выдвинули друг другу требования о погашении долгов. Но поскольку вопрос зашел в тупик, похоже, компания Ostchem решила отыграться на фермерах”.
Правительству выпала в этом конфликте роль арбитра, усложненная особым стратегическим статусом аграрной отрасли, объемы производства в которой критически важны для сохранения макроэкономической стабильности, включая курс национальной валюты.
Однако Кабмин в лице аграрного министра Тараса Кутового неожиданно выступил в интересах третьей стороны – российских производителей удобрений. Поставки из России покрывают 80-90% всех поставок удобрений в Украине. «Азотная» игла вошла в украинскую экономику не менее плотно, чем в свое время «газовая». Монополия предприятий Дмитрия Фирташа была ключевым элементом формирования этой зависимости, так как основывалась на доступе бенефициара к дешевому российскому газу и его бизнес-контактам с российскими госструктурами.
«Несмотря на то, что формально Ostchem позиционируется как основной лоббист введения пошлин на российские минудобрения ,на самом деле это заведомо россиянами созданный «карманный» враг, – поясняет один из ведущих аналитиков газового рынка на условиях анонимности, – россияне в любом случае в выигрыше – либо поставляя сами благодаря льготному режиму либо работая на внутреннем рынке от имени Ostchem». По словам собеседника “і”, принципиальная позиция «Нафтогаза», который отказался поставлять химпредприятиям Фирташа топливо фактически бесплатно на фоне ограничений на поставки российских удобрений на разрушение этой монополии.
Последние два месяца Кабмин просчитывал варианты поставок минудобрений из третьих стран и/или вариант с налаживанием давальческой схемы производства на заводах Ostchem при посредничестве государственного и полностью контролируемого «Аграрного фонда». Любой из вариантом мог стартовать уже в ближайшее время что позволило бы подойти к осенней посевной сформированными по минимальной цене запасами минудобрений. «Однако в результате россияне все равно всех переиграли. Они просто заручились поддержкой министра Кутового, который выбил обнуление пошлин. Де-факто это означает продолжение монополии российского продукта, просто уже без посредничества Ostchem»,- говорит источник “і” в трейдерских кругах.
Что означает для аграрной отрасли и государства в целом принятое Кабмином решение уже в среднесрочной перспективе?
На глобальном уровне обнулении минимальных барьеров для защиты внутреннего рынка еще больше усилит зависимость от импортной продукции, которая является ресурсом для ключевой – аграрной отрасли украинской экономики. Учитывая, что поставки осуществляются из страны-агрессора, такая зависимость несет не только экономические, но и геополитические риски.
Однако даже если предположить, что российская сторона не будет использовать эту зависимость в гибридной войне, а ставит во главу угла исключительно заработок отечественных химпредприятий, для украинской экономики и агросектора как основной ее составляющей это только масштабирует негативный эффект.
Свободный доступ на украинский рынок означает, что в осеннюю посевную кампанию удельный вес удобрений российского производства станет абсолютными. Россияне формируют запасы на нынешнем минимуме цены (используя при этом склады того же Ostchem) и продавая их осенью с монопольной премией получат маржу на уровне 100-150%.
Украинские сельхозпроизводители ввиду отсутствия альтернативы будут вынуждены соглашаться на нерыночные условия либо сокращать закупки и соответственно внесение минудобрений – это грозит в первом случае снижением рентабельности сектора, а во втором – сокращением (на 15 млн тонн согласно расчетам экспертов Федерации работодателей Украины и Союза химиков Украины) урожая и объемов экспорта, что эквивалентно сокращению экспортной выручки на 2,5 млрд гривен.
На отечественном производстве минудобрений можно будет поставить крест – после простоя в течении двух (весеннего и осеннего ) сезонов восстановить позиции на рынке будет невозможно ввиду высоких затрат на запуск заводов и неизбежный отток квалифицированных кадров. К слову, наиболее емкий рынок труда для специалистов этого профиля в Российской федерации, а штат трех заводов Ostchem насчитывает 60 тыс. человек
«Это решение, которое «продавил» Тарас Кутовой, полностью идет в разрез с интересами отрасли, которую представляет аграрный министр и интересами государства Украина в целом. Фактически, одним движением закрываются десятки тысяч рабочих мест, уничтожается внутреннее производство и вместе с ним шанс на самообеспечение ресурсами в ключевом секторе и усиливается экономическая и политическая зависимость от агрессора. Три из трех, – говорит политолог Владимир Нестерук. – Использовать свой статус для самообогащения – обычная, я бы сказал обязательная практика украинских политиков высшего звена. Но я не припомню, когда столь многое продавалось так задешево».