Экономика

Кто управляет ценами на нефть?

Через неделю внимание всех энергетических экспертов будет приковано к Вене, где соберутся лидеры стран-членов ОПЕК. Они в очередной раз отчаянно попытаются поднять цены на нефть перед лицом американской шельфовой угрозы. «і» решили разобраться, что происходит в мире «черного золота» перед важным собранием его главных действующих лиц.

«ОПЕК и Россия после обвала 2014 года только притворялись, что управляют рынком» (с) Роберт Макнолли, бывший энергетический эксперт Белого Дома, президент Rapidan Group

ОПЕК против США

За неделю до встречи в Вене Организация экспортеров нефти находится в почти патовой ситуации. Если сделка, на которую согласны большая часть стран-членов, будет заключена, это вызовет краткосрочный рост цен на нефть, но не даст стабильности. Кроме того, это подтолкнет США к еще большей добыче и запуску еще большего количества вышек. Выход американской нефти на рынок практически нивелирует любые усилия ОПЕК, особенно в свете интереса к ней от одного из главных потребителей – Китая.

В организации долго не принимали такую реальность, но потом сдались и признали, что ОПЕК на сегодня — не конкурент быстрому росту нефтяного сектора Америки. Фактически, время доминирования Саудовской Аравии на рынке бесславно закончилось.

«ОПЕК теперь признают, что нужно более длительное — и потенциально более глубокое — сокращение производства, чем они ожидали», — сказал Джейми Вебстер, старший директор по нефти в Boston Consulting Group в Нью-Йорке.

С другой стороны, если стороны не договорятся о новой сделке, цена может упасть до катастрофических $20 и даже ниже. Это означает серьезный экономический кризис для зависящих от экспорта углеводородов стран. В то же время американцы, по их собственным словам, смогут выживать и на этом уровне. В ответ на похвальбы Америки ОПЕК может достать из сундука старую медаль «за повышение цен с $10 за баррель». И такое было в бурных 1990-х гг.

Многие эксперты скептически смотрят на возможную новую сделку на рынке нефти. Например, прошлое сокращение, начатое в ноябре 2016 г., не принесло никаких дивидендов. Более того, цена осталась на том же уровне — около $50 за баррель, что является абсолютно неприемлемым и оказывает давление на бюджеты арабских стран. Последний грустный пример — понижение со стороны S&P кредитного рейтинга Омана до «мусорного» уровня. А не так давно цена упала до $42, возвратив в памяти призраки недавнего кризиса, после которого и было подписано первое соглашение, обязывающее сократить добычу.

Активно поднимаются вопросы как об эффективности организации (поскольку она не в состоянии контролировать сокращение добычи своих членов), так и целесообразности ее существования (поскольку она фактически не выполняет своей картельной миссии).

Стоит также учитывать, что в ОПЕК есть страны-джокеры, которые изначально были исключены из сделки по сокращению добычи по причине внутренних конфликтов. Это Нигерия и Ливия, которые могли качать ( и до сих пор качают) нефть без каких-либо ограничений и этим тоже в какой-то мере останавливали рост цен. Нигерия уже заявила, что ее желательно снова исключить из договора, а Ливия, несмотря на жестокую гражданскую войну сумела достичь показателя в 800 тыс. баррелей в день.

Следующий год станет решающим в этой битве между ОПЕК и США, ведь Штаты, по последним данным, планируют увеличить добычу до более чем 10 млн. баррелей в день (ассоциированная с ОПЕК Россия только сама добывает 11 млн.) и снова, как и в период сланцевой революции в 2014 году, наводнить рынок своей нефтью. В целом, производство нефти вне ОПЕК выросло в четыре раза по сравнению с прошлым ноябрем и это тоже станет одной из главных тем встречи 25 мая.

Игра Рияда и Москвы: насколько реальна новая сделка?

Три дня назад, 15 мая, Саудовская Аравия и Россия предложили продлить срок сокращения добычи до марта 2018 г., то есть почти на целый год. Такое жесткое предложение – следствие провала еще одной важной цели — провести ребалансировку рынка и уменьшить его «затопленность» нефтью. После этого объявления цена на нефть подросла на 2%.

«Соглашение должно быть расширено, поскольку мы не достигнем желаемого уровня запасов к концу июня», — сказал министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих во время мероприятия с российским коллегой Александром Новаком. «Таким образом, мы пришли к выводу, что сокращение нужно продлить до конца первого квартала 2018 г».  До сих пор ОПЕК не удавалось «сократить объемы поставок быстрее, чем рос объем добычи сланца», — добавил Оливье Якоб из Petromatrix.

Однако не все согласны на новые условия. Например, находящийся в тени РФ Казахстан выразил сомнение в целесообразности участия казахской делегации в предстоящей встрече, сказал профильный министр Канат Бозумбаев, добавив, что «Казахстан не готов автоматически присоединиться к сделке». Центральноазиатское государство не только не соблюдает установленную квоту, но и превышает ее на 66 тыс. баррелей в день, обещая добавить еще 250 тыс.

Не стоит забывать, что и сама Россия не выполняет своих же обязательств. Первоначальные квоты обязывали РФ сократить добычу на более чем 500 тыс. баррелей. На сегодня дело не дошло и до 300 тыс., несмотря на заверения Москвы в обратном.

И, наконец, есть третья сила, способная разрушить саудовско-московский план — главный «читер» и второй по добыче в ОПЕК — Ирак. Багдад имеет долгую историю подтасовки официальных цифр добычи и реальных ее показателей. Кроме того, прикрываясь борьбой с ИГ, Ирак смело игнорировал сделку по сокращению добычи. После этого было «сказочное» заявление про поднятие добычи до 5 миллионов баррелей в день во второй половине 2017 г. Без уменьшения выкачки, конечно же.

Нефтяная дипломатия: кто еще может присоединиться к соглашению?

Несколько стран, до этого слабо связанные с ОПЕК, выявили желание присоединиться к грядущему соглашению по сокращению добычи нефти. Это стало возможным после поездок министра Халида аль-Фалиха в такие отдаленные места как Туркменистан, одну из самых закрытых стран мира. Вместе с Египет она может принять участие в конференции впервые в своей истории.

Туркменистан является небольшим производителем нефти, с добычей около 250 тыс. баррелей в сутки. Более того, отсутствие инфраструктуры ограничивает экспорт.

Египет примет участие в заседании 25 мая в качестве наблюдателя, но не будет снижать поставок, сказал министр нефти Тарек Эль-Молл. Потребление нефти в Египте опережает свое производство, которое оценивается в 700 тыс. баррелей в день.

«В Египте ощущается нехватка нефтепродуктов, к тому же мы не экспортируем нефть, так что будем только наблюдать», — посетовал министр.

Интерес в присоединении выразил и маленький нефтяной султанат Бруней. В декабре 2016 г. добыча в этой стране составляла скромные 100 тыс. баррелей в день. Организация обещает серьезно рассмотреть и заявку Экваториальной Гвинеи — небольшой африканской диктатуры, элита которой сколотила себе огромные состояния на торговле нефтью. Ее 227 тыс. баррелей в день ставят ее на один уровень с Туркменистаном.

К чему приведут переговоры, мы узнаем уже через неделю в Вене. Маятник может качнуться в любую сторону, и это окажет влияние на весь мир. ОПЕК придется искать новые эффективные способы для поддержания своего реноме на рынке, одновременно наблюдая рост добычи в Африке и Америке и уход инвесторов. Россия также окажется перед дилеммой и может переориентироваться на удовлетворение растущего спроса из Азии, прежде всего, из Китая.

Даже если цена поднимется до $60, нет никаких гарантий, что она будет стабильной, а новое соглашение будет исполняться всеми, кто его подписал. Перенасыщение рынка всё равно может случиться, что подведет черту под историей ОПЕК вместе с ростом числа электромобилей и постепенным переходом на более экологичные и возобновляемые источники энергии.

Автор: Анатолий Максимов

redaktsiya