В последнее время в вопросе того, чтобы «распродать государственные предприятия», украинские власти заметно активизировались. И это не только громкие заявления, намерения и тому подобное, что мы наблюдали на протяжении нескольких лет, а осуществление определенных целевых шагов.
Министерство экономического развития и торговли в начале июля утвердило Концепцию стратегического видения управления государственными предприятиями, которая включает в себя списки государственных предприятий с разделением на отдельные группы: предприятия, которые останутся в собственности государства, предприятия, которые будут переданы в концессию, предприятия, которые будут приватизированы, предприятия, попадающие под ликвидацию.
По словам чиновников, на работу над этим списком ушло два года, впрочем, это неудивительно, учитывая, что назвать точную цифру – сколько на сегодняшний день в Украине существует государственных предприятий – никто не может. Даже официальные данные здесь расходятся.
Согласно информации Минэкономразвития, государственными являются 3634 предприятия, по данным Фонда госимущества – 3810. В ЕГРПОУ мы видим вдвое большее количество существующих в Украине государственных предприятий.
Таким образом, понятно, почему власть взялась за распродажу госпредприятий только сейчас, а не сразу, как было обещано в предвыборных программах, – государству, перед тем как начать выставлять предприятия на продажу, надо было выяснить в принципе, что у него есть.
Как оказалось, 1255 предприятий не работают, сообщил первый заместитель председателя МЭРТ Максим Нефедов. В основном весь их актив – название и гора бумаг. Покупать их, конечно, никто не будет. Остается только ликвидация.
О полном беспорядке здесь, в частности, говорит и тот факт, что до сих пор на бумаге существует государственное предприятие «Дирекция по строительству объектов к Евро-2012 в городе Львов», которое почему-то не ликвидировали сразу после проведения чемпионата. Чиновники говорят, что здесь проще было «забросить» все в «долгий ящик», чем влезать с этим в довольно длительную и сложную, согласно нашему законодательству, забюрократизированную процедуру ликвидации госпредприятия.
Между тем из общего списка госпредприятий государство решило оставить в своей собственности 15 особо важных государственных предприятий и 363 госпредприятия, обеспечивающих выполнение государством своих функций. В список попали государственные естественные монополии, предприятия оборонной сферы, сферы здравоохранения, стандартизации и метрологии и др.
Еще 359 госпредприятий правительство запланировало передать в концессию (право временного использования частными субъектами хозяйствования). В этот список попали аэропорты, лесные хозяйства, автомобильные дороги и т.п.
Все остальное на продажу. Только в период 2017-2020 гг. запланирована приватизация 893 государственных предприятий.
Чтобы было легче продать, Кабмин на своем недавнем заседании одобрил новый проект закона о приватизации. Законопроект направлен на рассмотрение Национального совета реформ при президенте. В его основе – замена устаревшего законодательства в этой сфере и значительное упрощение процедуры продажи государственных активов.
«В процессе написания этого законопроекта целью было упростить процесс приватизации. Один закон сможет заменить теперь действующих 7 законов. Им мы вдвое сокращаем срок подготовки объектов к приватизации. Для крупных предприятий вместо 2 лет будет до 1 года, для малых – от одного года до полугода», – рассказал и.о. председателя Фонда государственного имущества Дмитрий Парфененко.
Крупные объекты приватизации в правительстве планируют продавать только при участии авторитетных советников, малые – через электронную площадку Prozorro.
Пилотный проект приватизации небольших государственных предприятий через электронную площадку Prozorro Кабмин утвердил еще 11 мая этого года. Тогда же премьер-министр Владимир Гройсман дал поручение Минэкономразвития, а заодно и Фонду госимущества «максимально оперативно согласовать все необходимые административные нормы и запустить полномасштабную малую приватизацию на базе Prozorro».
Оспорить приватизацию государственных объектов, согласно одобренному правительством законопроекту, можно будет в течение 3 лет, но только в международных арбитражах.
На приватизированные государственные предприятия законопроектом также накладывается мораторий на банкротство.
Сами условия приватизации должны утверждаться Кабмином. Они могут предусматривать как аукцион с условиями, так и аукцион без условий. Если покупатель на какой-либо из выставленных на приватизацию объектов не найдется, законопроектом предусмотрена возможность снижения цены на него на 25-50%.
Между тем многие экономические эксперты довольно скептически оценивают реальную возможность реализации государственных планов по приватизации. Сегодня имитация масштабной приватизации, по убеждению многих аналитиков, была создана, чтобы «замылить глаза» МВФ. Именно этого от Украины требовали в Фонде. И там, кажется (если это все действительно только имитация), на нее «повелись».
Так, на днях замминистра экономразвития Максим Нефедов заявил, что МВФ одобрил планы нашего правительства относительно разгосударствления госпредприятий. «МВФ приватизацию приветствует. Потому что очевидно – без решения проблемы госкомпаний экономике страны будет трудно вдохнуть полной грудью. Поскольку большинство госкомпаний – убыточные, они высасывают ресурсы из госбюджета, к тому же часто на них живет политическая коррупция», – отметил он.
В то, что запланированная властью масштабная приватизация государственных предприятий может пройти у нас успешно и прозрачно, не верит и экономический эксперт Владимир Федорин.
«Трудно поверить в реалии масштабной приватизации. Ибо кто из иностранцев захочет идти покупать наши госактивы, когда мы имеем ограничения на вывод капитала, эксклюзивное правосудие в судах, а правоохранительные органы рассматривают бизнес, не имеющий «за плечами» какого-нибудь влиятельного политика, как свою «кормушку»?» – говорит он.
Эксперты предполагают, что, скорее всего, «козырные» госпредприятия разойдутся между «своими» на условиях «договорняка». Будут долго продаваться – не продадутся, а затем будут переданы в концессию (чтобы не тратить зря деньги на покупку) своим.
В частности, такую «судьбу» прогнозируют одному из крупнейших государственных активов – «Одесскому припортовому заводу». В 2016-2017 гг. Фонд госимущества дважды безуспешно пытался его продать. Дата очередной попытки приватизации ОПЗ, по словам президента Петра Порошенко, должна стать известна осенью.
«ОПЗ однозначно не продадут и с третьей попытки. Очевидно, что его собираются тихонько отдать в концессию одному из наших олигархов – Ярославскому. Тратить деньги на покупку ОПЗ ему здесь нет необходимости. Сам ОПЗ без российского сырья функционировать не может, а Ярославский – это тот человек, который сможет по-тихому договориться с россиянами о сырье и дальше поставлять уже на экспорт химическую продукцию завода. Со временем вообще все забудут, что ОПЗ подлежал приватизации», – говорит экономический эксперт Александр Охрименко.
О том, что государственные предприятия, кто бы что ни говорил об их убыточности (по словам премьер-министра Владимира Гройсмана, 3,5 тыс. госпредприятий сгенерировали сегодня 87 млрд грн убытков), на самом деле нужны тем политикам, которые ныне находятся во власти, говорит и такой факт: в работе на государственных предприятиях задействовано 862 тыс. человек, что составляет 11% штатных работников во всей экономике. Понятно, что если предприятия государство продаст, часть их, по крайней мере на время, останется без работы. А это, как ни крути, электорат тех, кто у власти. Накануне выборов добровольно лишить себя их поддержки выглядит глупо.
Отметим, НАБУ сегодня расследует более 100 уголовных дел по коррупции на госпредприятиях. Часть из них входит в ТОП-100 по версии Минэкономразвития.
Только в июле было несколько громких скандалов, связанных с коррупцией на госпредприятиях. В начале месяца – обыски в Укрэнерго. В середине июля сотрудниками НАБУ были задержаны директор госпредприятия «Львовский бронетанковый завод» Роман Тымкив и его заместитель Олег Ткаченко. В конце месяца прошли обыски на предприятиях государственного концерна Укрспирт.
Между тем Фонд госимущества хвалится на своей странице в Facebook заметными «успехами» – с 2014-го раза продали 9 пакетов акций разного веса. «Выручили 7,79 млн грн. Вместо ноля и даже минуса, так как чтобы выставить пакет на торги, его надо как минимум оценить, а объявление опубликовать. Так что мы очень рады, что наши старания по совершенствованию процесса приватизации, открытость в работе дали результат», – отмечается в сообщении Фонда.