Экономика

Медреформу спустили на тормозах

Депутаты отложили рассмотрение законопроектов, в которых заложены основы медицинской реформы в стране, до осени.

Парламент ушел на каникулы, не выполнив даже наполовину намеченный ранее реформаторский план. В частности, для рассмотрения нашумевшего законопроекта по медреформе, с боями проведенного через конфликтующий с Минздравом профильный комитет, времени так не хватило. Принятие решения по данному вопросу, как и ряду других не менее важных, депутаты отложили на осень. Не последнюю роль в этом сыграли уличные протесты.

В Украине средства, которые собираются через общие налоги и аккумулируются в госбюджете, тратятся не на финансирование медицинских услуг и лекарственных средств конкретным лицам в случае их болезни, а на поддержание существования имеющейся сети учреждений здравоохранения независимо от количества и качества фактически предоставляемых ими пациентам услуг. Такое использование средств является крайне неэффективным, и многие граждане не могут рассчитывать на своевременное и качественное бесплатное лечение в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения.

Как следствие, население платит за здравоохранение дважды: сначала в виде налогов, а затем — из кармана для покупки лекарственных средств, оплаты процедур или неофициального гонорара врачу. Единственным способом обеспечить качественную медицинскую защиту без финансового стресса для граждан является переход к финансированию медицины по страховому принципу.

Проголосованные в первом чтении два законопроекта, поданных Минздравом, должны были изменить принцип финансирования всей медицинской помощи. Так, закон №6327 вводит понятие частично платной медицины и гарантированных бесплатных услуг. Согласно второму законопроекту, №6329 государство должно было рассчитать единый для всей страны тариф за каждую услугу врача, в то время как содержать и развивать больницы должны местные советы. По нему как раз в Раде и возникли наибольшие разногласия.

Главной оппоненткой законопроектов выступила руководитель профильного комитета Ольга Богомолец, которая жестко раскритиковала документ. «Я не считаю этот закон медицинской реформой. Этот закон исключительно об одном — о централизации денежных потоков», — заявила она.

В свою очередь, и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун обвинила главу профильного комитета в саботаже и блокировании реформы. «Когда глава комитета, в то время как обсуждается одна из самых важных реформ в стране, даже не приходит на комитет, не подписывает вывод комитета, то думаю, что это уже явный (саботаж — «i»)… а не какие-либо ошибки», — заявила она.

Не менее напряженное противостояние велось и на улицах столицы. Более 3,5 тыс. протестующих вышли на акцию протеста под Минздравом и парламентом против медреформы. Они залили «кровью» здание ведомства и дорожку, по которой прошла Уляна Супрун в виде «смерти с косой».

Председатель Конфедерации свободных профсоюзов Михаил Волынец на брифинге в Раде заявил: «Мы требуем от идеологов медреформы остановить закрытие больниц, прекратить эксперимент по созданию госпитальных округов, ввести мораторий на сокращение рабочих мест и прекратить издевательство над медиками. Украинцы имеют право на бесплатную медицинскую помощь, а врачи — на достойные условия труда».

В конце концов, профильный комитет, после того, как Ольгу Богомолец положили с обострением хронической болезни в «Феофанию», таки согласовал реформу ко второму чтению. Хотя и с многочисленными правками. Документ подписала ее заместитель Оксана Корчинская, правда с оговоркой, что ожидает позиции юристов. Побоялись депутаты разъяренной толпы или просто не захотели работать сверхурочно, однако до голосования дело так и не дошло. Рассмотрение данного вопроса отложили на осень.

«Мы продолжаем работать над подзаконными актами. Надеемся, что в сентябре реформу проголосуют», – сообщила и.о. министра. Она подчеркнула, что при условии принятия законопроекта №6327 в сентябре Минздраву удастся уложиться в бюджетный процесс и внести необходимые предложения в бюджет 2018 г.

«Мы готовим врачей и пациентов, чтобы они уже подписывали договора. У нас уже есть и наполняются реестры врачей и медучреждений. Я думаю, что до 1 января предстоит сделать много работы», — резюмировала она.

Ключевыми изменениями, которым подвергся законопроект №6327 после внесения правок, являются исключения соплатежей пациентов за медицинские услуги и расширение гарантированного пакета услуг. При этом сооплаты для лекарств комитет оставил. Также из законопроекта изъяли статью о международных клинических установках. Сейчас они работают через юстированный приказ Минздрава.

Неизменными в законопроекте остались принцип «деньги ходят за пациентом», договорные отношения с медицинскими учреждениями, понятие гарантированного пакета медицинских услуг и лекарств, которые депутаты переименовали в «программу государственных медицинских гарантий», независимый заказчик услуг Национальная служба здоровья и развитие системы eHealth.

По словам директора Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен, наша страна тратит большие деньги на медицину, но качество медуслуг не соответствует затратам. «7% ВВП — это высокая цифра по международным стандартам. Но то, что получают люди в конце концов, не соответствует их ожиданиям. Если посмотреть на продолжительность жизни в Украине, то в среднем это 71 год. Это на 10 лет меньше, чем в других европейских странах. А уровень туберкулеза и ВИЧ, к сожалению, в Украине только увеличивается, а не уменьшается, как в других государствах. Только 10% домохозяйств в Украине довольны системой здравоохранения», — сказала она.

Кахконен отметила, что за время независимости в Украине не было ни одной реформы здравоохранения, а система, которая сейчас работает — это наследие еще советских времен, со всеми ее проблемами. «Я была удивлена, когда увидела, как много сопротивления, и спрашивала себя: “Почему?” Должна сказать, что это реформа, от которой выиграют все украинцы. И она нужна. Много украинцев умирают. Нет оправданий не вводить эту реформу, но есть много интересов. Люди, которые не обязательно выиграют от реформы, но которые выигрывают от статуса-кво», — заявила она.

При этом глава ВБ констатировала большую поддержку реформы со стороны гражданского общества. «То, что пытается делать Министерство здравоохранения сегодня — они пытаются модернизировать систему, привести ее в XXI век, имплементировать международные практики, которые дали результаты в других странах и увеличили продолжительность жизни», — резюмировала она.

Замдиректора по стратегическому развитию клиники «Исида» Олег Петренко обратил внимание, что в Украине существуют частные медицинские сферы (стоматология, офтальмология, репродуктивная медицина), которые демонстрируют чрезвычайную эффективность. И как показала практика, чем меньше в них государства, тем лучше их показатели.

«Но есть одна проблема — большая часть населения не может себе позволить обслуживание в таких клиниках. Предмет реформы здравоохранения в Украине – соединить ожидания украинцев о качественной медицине с действительно качественными услугами. Бесплатной медицины не существует. Есть безоплатная медицина на уровне экстренной помощи и на первичном уровне — преимущественно простые медицинские услуги», — отметил он.

По словам представителя медсферы, большинство реформ, которые делает сейчас Минздрав, связаны с эффективностью использования бюджетных средств. «Но Украина – бедная страна. Даже если мы правильно (и без коррупционных рисков) распределим бюджетные средства, их хватит на покрытие лишь малой доли услуг. Мы не сможем содержать существующую инфраструктуру. Чтобы эффективно использовать средства как на первичном, так и на вторичном уровне, те, кто ими пользуется, должны иметь хозяйственную автономию. Но есть большие сомнения, что у главврачей есть для этого компетенция», — добавил он.

Семейные врачи тоже поддерживают реформу, но с оговорками. «Если говорить о семейной медицине в Украине, на данный момент мы находимся на самом дне. Хуже некуда. Сегодня врачи вынуждены либо попрошайничать, либо смотреть в карман пациентов. Уже сейчас часть из этих пациентов не могут оплатить ни лекарств, ни диагностических услуг. Поэтому я поддерживаю любые изменения, которые позволят нам оттолкнуться от этого дна», — отмечал ранее семейный врач Евгений Гончар.

При этом, по его мнению, сначала необходимо оптимизировать работу врачей. «Они должны лечить людей, а не заниматься бюрократией. А при нынешней реформе последнее вызывает у меня опасения. Введение новых процедур и механизмов (например, подписание страховых договоров) может вызвать еще большую бюрократизацию системы. Кроме того, вызывает вопросы система вызовов пациентами врачей на дом», — резюмировал он.

По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, срыв акцией протеста голосования за медреформу показал, что улица остается одним из влиятельных участников украинской политики. «Несколько тысяч людей, пришедших под Минздрав и парламент по инициативе профсоюзов Волынца, сорвали голосование по медреформе. Это значит, что «улица» до сих пор остается одним из влиятельных участников украинской политики», – подчеркнул Вадим Карасев.

Политолог Николай Давидюк считает, что очень важно, чтобы по результатам реформы сам врач почувствовал себя уважаемым профессионалом, которому не придется просить или требовать взятку, потому что заработной платы не хватает на нормальную жизнь.

«Чтобы построить реально качественную медицину европейского образца, нужны миллиарды. Но это не повод опустить руки и сказать, что ничего не получится. Это повод изменить подходы и принципы, уничтожить коррупцию, исправить искривленную систему и эффективно начать использовать то, что есть. Уже на базе этого можно начать строить новую систему. Где обычные люди смогут получать нормальную медицину. Нормальную настолько, что и сами власть имущие будут ходить в обычные больницы, а не летать в США, Израиль или Германию», — резюмировал он.

Ксенiя Лазоренко