Крупный бизнес обсудил, как можно улучшить План приоритетных шагов правительства для вывода страны из кризиса.
Ситуация в стране вынуждает бизнес-сообщество с надеждой следить за каждым шагом нового Кабинета министров. Неудивительно, что План приоритетных шагов правительства на 2016 г. стал объектом пристального изучения для бизнесменов и экспертов. Международный фонд Блейзера накануне провел круглый стол «Приоритетные действия правительства. Оценка экспертов. Ожидания», на который были приглашены представители крупного бизнеса — участники «Украинской Бизнес Инициативы». «і» публикуют наиболее интересные высказывания участников относительно правительственного Плана и того, демонстрирует ли документ понимание Кабинетом министров глубины экономического падения и путей выхода из кризиса.
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера: «Рост ВВП в 1,5 % — это барахтанье на дне ямы»
Мы исходим из того, что украинская экономика закончила свое падение и продемонстрировала незначительный, но все же рост ВВП в первом квартале текущего года в 0,1%. Если во втором квартале ситуация повторится (а у нас есть в этом достаточно высокая уверенность), это будет означать, что экономика вышла из глубочайшего кризиса, когда упала на 20 % в течение 2014-2015 гг. Мы не видим возможности для роста украинской экономики на протяжении 2016 г. в пределах выше, чем 2%, потому признаем, что прогноз НБУ и Кабмина о росте на уровне 1,5% является точным.
Однако такие показатели означают скорее барахтанье на дне ямы, чем реальный рост. В относительных показателях экономика продолжает свое падение. Учитывая, что мировая экономика, согласно прогнозам, покажет рост 3%, а украинская — 1,5 %, это означает, что дистанция между нами и нашими соседями увеличится. Мы имеем возможность показать куда более значительный рост, но для этого нужны серьезные изменения внутри страны – структурные реформы.
Крайне негативной мы считаем информацию о том, что вопрос по Украине будет отложен на рассмотрение совета директоров МВФ с июня на июль: это характеризует некоторое снижение доверия к Украине в контексте проведения реформ. Мы не видим возможности для Украины выжить в этом году без продолжения программы сотрудничества с МВФ. Наши расчеты показывают, что в этом году Украина нуждается в объеме внешнего финансирования в размере порядка $10 млрд.: без МВФ обеспечить такую сумму будет просто невозможно, а это значит, что усилится девальвационное давление.
С учетом колоссального уровня популизма, который наблюдается сейчас в Верховной Раде, мы допускаем серьезные риски, связанные с тем, что дефицит госбюджета будет монетизироваться. Если вспомнить начало 90-х годов, тогда подобный процесс привел к уровню инфляции до 10’000%. Мы не верим в такой же сценарий сейчас, но мягкий сценарий подобного рода раскрутки инфляции может быть задействован, если не будет реального сотрудничества с международными финансовыми институциями. Поэтому задекларированный в Плане действий правительства тезис о возобновлении такого сотрудничества мы считаем совершенно правильным.
Вадим Бодаев, генеральный директор компании «SigmaBleyzer», участник Украинской Бизнес Инициативы: «Приоритетом номер один должно стать привлечение инвестиций»
План действий правительства должен давать ответ на вопрос: что будет делаться для того, чтобы достичь определенных показателей. К сожалению, в опубликованном документе этого нет. Нет точной характеристики: чего же мы хотим достичь. Структурно проект написан правильно: есть набор целей и предложений. Вроде бы все и неплохо. Но в то же время направлений указано очень много, и реализовать это сложно в силу нехватки финансовых ресурсов. Казалось бы, в такой ситуации, необходимо выделить некие приоритеты, на которых должно быть сконцентрировано внимание: этого в документе нет, хотя он и называется План приоритетных действий.
С моей точки зрения, приоритетом номер один должен стать вопрос привлечения инвестиций. Этого в Плане не видно. Да, в числе прочих есть раздел по привлечению инвестиций, однако из него не следует, что этому вопросу уделяется особое внимание. Нет и функционального инструмента, к примеру, агентства по инвестициям, которые бы 24 часа в сутки занималось бы этой темой. В Плане буквально одной строчкой сказано, что будет сформирован некий офис по привлечению инвестиций. Однако понятно, что без полноценного инструмента для реализации определенной задачи, она не может быть реализована.
Поэтому задача и бизнеса, и общества сегодня — подстегнуть правительство к тому, чтобы заполнить правильные заголовки реальным смыслом и действием.
Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова:
К сожалению, мы как не имели, так и не имеем нормальных программных документов. Потому и анализировать что-либо очень тяжело. Я говорю о программе правительства, которую должно готовить Минэкономики, бюджет, который готовит Минфин, и основы денежно-кредитной политики Национального банка. Это должен быть, по сути, единый согласованный документ, без которого бессмысленно рассуждать о развитии экономики.
Второй момент: запланированный правительством рост ВВП 1,5 % — это ничтожный показатель. Для того, чтобы экономика выходила из кризиса, надо ставить амбициозные задачи. Да, они могут показаться утопичными, но без постановки цели достичь роста 5-7% в год на протяжении пятилетия и указания необходимых инструментов, прогресса не будет. Более того, барахтанье в мизерных показателях роста — еще хуже, чем падение, потому что оно создает иллюзию, что что-то происходит. Мы будем радоваться росту 1,5-2%, но на самом деле это показатель на уровне погрешности.
Андрей Николаенко, координатор Украинской Бизнес Инициативы: «План действий правительства должен быть создан при участии НБУ»
Участники Украинской Бизнес Инициативы при создании нашей организации поставили перед собой амбициозную задачу: разработать экономическую доктрину для Украины. Мы собрали воедино лучших экспертов, чтобы создать vision Украины: какой страна должна быть в 2025 г. и что нужно, чтобы преодолеть первоочередные проблемы. Мы уже получили первый драфт документа. И увидели, что, к сожалению, видение развития Украины со стороны бизнеса, экспертов и План действий правительства не всегда совпадают, некоторые приоритеты в Плане не отображены. Например, в Плане действий правительства быть доработаны вопросы стимулирования экспорта и внутреннего рынка, изменения налогового кодекса и функционирования рынка земли.
Кроме того, План действий правительства должен быть создан при непосредственном участии Национального банка. Сегодня уровень доверия и к самому НБУ и к его руководителю нижайший за всю историю страны. Поэтому, когда правительство пишет План, не понимая, какими будут действия НБУ, и они не работают вместе как партнеры, возможность выхода Украины из кризиса усложняется.
Сергей Носенко, директор International Investment Partners LLC, участник Украинской Бизнес Инициативы: «Нам нужно предпринять что-то радикальное»
Как представитель инвестсреды я могу сказать, что на сегодня крупные торговые площадки вообще не рассматривают возможность вложения частного капитала в Украину. И мы еще долгое время будем вынуждены работать только с донорами. Насколько это эффективно, мы видим. Очевидно, что нужно менять курс, иначе мы рискуем попасть в аргентинский сценарий. После кризиса 1998 года эта страна четко следовала всем указаниям МВФ – в результате 15 лет стагнации. У нас сейчас аналогичная ситуация: денег нет, все бизнесы в минусе. Приходить в такую бизнес-среду никто не хочет. При этом План действий правительства получился чисто декларативным: такое впечатление, что его писала группа помощников министров, а самих министров даже не поставили в известность о его содержании. Без постоянного диалога с бизнес-средой ничего не будет. Правительство должно понять, что бизнес – это не какие-то мифические олигархи. Это люди, которые каждый день приходят в офис, работают, платят налоги и наполняют бюджет.
Мы много говорим о перспективности IT-отрасли. Но она не может нормально развиваться, потому что у людей нет возможности даже принимать валюту. Pay Pal загнан Национальным банком в подполье — это вообще, оказывается, преступники. Система работает во всем мире, а у нас — вне закона. Впрочем, лучше даже не говорить про НБУ, потому что эмоции будут зашкаливать.
Многие мои американские друзья считают, что нам нужно рассмотреть опыт США времен Великой депрессии, который позволил вывести страну из кризиса с помощью больших инфраструктурных проектов. Нам тоже необходимо предпринять что-то радикальное. Прекратить сотрудничество с МВФ. Запустить внутреннее производство, стимулировать внутренний спрос — даже за счет монетарных методов, если это необходимо. Это будет болезненно, но зато у нас появится свет в конце туннеля. То, что происходит сейчас, ведет нас в пустоту.
Борис Шестопалов, генеральный директор ГК «Хлебодар», участник Украинской Бизнес Инициативы: «Кабмин должен работать над восстановлением доверия»
На фоне новых платежек за электроэнергию как-то прошло незамеченным, что розничный товарооборот товаров первой необходимости в мае снизился по разным оценкам на 10-15%, а в некоторых отраслях товарооборот снизился на 30%. Это очень тревожный сигнал, который означает, сколько реально производители недополучили денег, которые идут на зарплаты и налоги. Люди просто стали тратить меньше денег. И речь уже не идет о тех магазинных отделах, которые давно превратились в музеи: мы говорим о молоке, мясе и хлебе.
Что касается Плана правительства, то могу сказать, что, наверное, это неплохой план. Но ключевое слово — это «план». Мы привыкли мыслить другими документами, как, к примеру, дорожная карта, которая показывает, как любая мечта превращается в цель. Она предусматривает такие разделы, как тайминг, ответственные лица, ресурсное обеспечение и т.п. Но ничего такого в этом документе нет. Мы видим в нем часто повторяющуюся фразу о повышении привлекательности буквально всего. Но деньги живут там, где им комфортно. И если не будут проведены реальные изменения в приоритетных отраслях…
К примеру, я регулярно участвую в мероприятиях, связанных с развитием речного судоходства в нашей стране. И в этом документе есть одна страничка, касающаяся того, как повысить привлекательность этого, кстати, самого дешевого вида транспорта. Но ни слова не сказано ни о тарифной политике, ни о коррупции в портах, ни о невменяемых поборах за пересечение шлюзов и т.д.
Не могу не вспомнить и об НБУ. Я хочу понять, где Нацбанк, когда у нас пропадают деньги по пути? Когда они с утра заходят в действующий «Фидобанк», а в обед этот банк прекращает платежи? Возникает вопрос: регулятор не может померять температуру по больнице?
У Кабмина есть достаточно функций, чтобы поработать над восстановлением доверия. Пусть это будет несколько государственных банков, но должен быть гарантирован возврат денег. У нас работает сегодня специальная группа казначеев, которые каждый день мониторят состояние банковской системы.
Об инвестициях. Так или иначе, но у нас есть внутренний инвестор. И я ничего не увидел в Плане правительства о повышении привлекательности рынков для внутреннего инвестора: о создании системы защиты, системы гарантий. Потому что пока придет внешний инвестор, рассчитывать можно только на свои силы.
Отдельная больная тема – развитие аграрного сектора. Это уникальная ситуация: единственному оставшемуся драйверу – сельскому хозяйству, которое может потянуть за собой и машиностроение, и химию, и переработку – в Плане правительства посвящена одна страница.
Бесконечное количество «приоритетов» в этом документе говорит о том, что повторяется ошибка всех лет независимости, когда у страны было 176 приоритетных программ, вместо того, чтобы определить 3-5 приоритетных задач и их решать.
Поэтому хочется верить, что большой план превратится в более конкретный план месячный и квартальный. Иначе делать реформы будет не для кого.
Владимир Рисухин, президент ООО «Металлы и полимеры», участник Украинской Бизнес Инициативы:
Я с интересом ожидал появления этого документа, считая, что он может стать новым драйвером для украинского бизнеса, который обозначит, куда идти и что делать. Но, к сожалению, тот План, который мы увидели, не оправдал этих ожиданий. Более того, его наличие или отсутствие никак не повлияет на развитие, или в нашем случае выживание украинского бизнеса. Красноречивый факт: представители правительства даже не пришли на этот круглый стол. В то же время только активный диалог между правительством и бизнесом может объединить эти два мира, которые существуют параллельно, и, в конце концов, создать что-то значимое и реальное, которое направит развитие украинской экономики в правильное русло.
Отдельно хочу поднять вопрос, ответа на который я не увидел в этом плане: речь идет о бизнесе, который находится на Востоке Украины. Нет четкого сигнала, как правительство определяет этот бизнес: в рамках ли он законодательства, имеет ли право на жизнь. Я не хотел бы касаться политической стороны этого вопроса, но мы говорим о миллионах людей, носителях навыков предпринимательства и производства. Если этот бизнес не имеет права на жизнь и правительство не в состоянии обеспечить его функционирование, хотя все предприятия перерегистрированы на территории Украины и платят налоги, возможно, нужно рассмотреть вопрос организации этого бизнеса на подконтрольной территории. Ответа на этот вопрос я не нашел.
Автор Виктория Светлова
Фото Александр Космач