Экономика

Старт отопительного сезона: как не допустить злоупотреблений, повысить энергоэффективность и сократить расходы на коммунальные услуги – Мария Яковлева

Сегодня в Украине официально стартует отопительный сезон. Сезон новый - проблемы старые. Впрочем, многие украинцы в предвкушении не столько от возможности, наконец-то, согреться в квартире и помыться в горячей воде, столько от анонсированного повышения тарифов на газ, что неизбежно потянет подорожание и других коммунальных услуг. Пойти на такой непопулярный шаг в преддверии президентских выборов, украинское правительство вынуждает экономическая ситуация в стране, которая крайне нуждается в кредитных средствах от Международного валютного фонда (МВФ). Насколько оправданно решение о повышении тарифов, как работают механизмы социальной защиты, где проходит грань между реальной рыночной ценой на газ и стремлением власти переложить финансовые проблемы страны на плечи украинских граждан, а также какие перспективы у отечественной газотранспортной системы (ГТС) «ЭН» спросили у эксперта по вопросам энергетики, члена коллегии Госагентства по энергосбережению и энергоэффективности Марии Яковлевой.

Отопительный сезон в Украине уже начался. В тоже время в Киеве будущий поставщик тепла и горячей воды «Киевтеплоэнерго» до настоящего времени не был подключен к газу. При этом в ряде городов все еще не решили вопросы касательно погашения задолженности перед НАК «Нафтогаз». Что Вы можете сказать по данному поводу?

Сегодня все зависит от Кабмина. Есть 187 постановление о спецобязательствах, в котором определяется цена на газ для нужд населения и производителей тепла. Его пролонгировали до 1 октября. На последнем заседании правительства было принято решения продолжить строк действия 187 постановления до 18 октября. Но документ до сих пор не опубликован, из-за этого получается правовая коллизия. Поставщик по спецобязательствам НАК «Нафтогаз», который предоставляет договора тепловикам и дочерним сбытовым компаниям облгазов, сейчас их не подписывает, так как нет юридических оснований. Договора не заключаются, так как не понятно по какой цене это делать. В итоге все сидят без газа и горячей воды. Очень сомнительно, что договора будут подписаны вовремя ввиду бюрократической тяжбы. Процедуры согласования, а потом подписания зачастую занимают определенное время. И если все делать одновременно, то, как показывает практика, обычно процесс растягивается на две-три недели. Поэтому отопительный сезон могут не все начать своевременно.

Сегодня все чаще звучат предложения об отказе от центрального отопления. Какие преимущества и подводные камни могут возникнуть?

Мы удивляемся вещам, которые в Европейском Союзе уже давно работают, но мы почему-то тормозим их появление у нас в угоду нашим монополиям. В первую очередь, медлим с реформированием в теплопоставках. В Украине отсутствует концепция европейской практики зонирования. 60% населения Украины живет в городах с разной плотностью населения в районах. Например, Киев. Есть центральные районы с очень низкой плотностью населения. И мы все понимаем, что платим лишнее и греем улицы при поставке тепла. Если на источнике тепла температура составляет 180°C, то в жилые дома заходит 55 °C. Разница между показателями – это потери, которые мы оплачиваем. Европа и весь мир уже давно от этого отказались. Они разделили районы своих городов на зоны и, если там низкая плотность населения, тогда предлагают потребителям альтернативу центральному отоплению – индивидуальное отопление или индивидуальную котельную на несколько домов. Как результат, люди не платят лишнее за тепло, нет потерь при транспортировке тепла. В Украине только начали об этом говорить. На самом деле ничего не нужно придумывать. Просто необходимо использовать лучший европейский опыт.

Во многих многоэтажках жильцы устанавливают тепловые счетчики, которые позволяют сэкономить на уплате за отопление подъездов. Но часто случаются так, что в платежках не учитываются эти показатели и начисление происходит по общепринятым нормам. Почему так происходит?

Компании-теплопоставщики часто злоупотребляют, пользуясь безответственностью самих жильцов, которые поставили счетчики в своих домах. Общедомовой счетчик принадлежит всем жителям дома, а не компании-теплопоставщику. И об этом нужно помнить. Поэтому необходимо, чтобы был ответственный от обслуживающей компании или непосредственно от жильцов дома, за состоянием счетчика и снятием показателей. Доступ к нему должен быть ограничен. К сожалению, очень часто компании-теплопоставщики используют бесхозяйственность и бесконтрольность жильцов дома, назначая ненужную поверку счетчика. При этом счета выставляются не по показаниям счетчика, а либо по расчетным нормам, которые практически всегда завышены, либо по показателям средневзвешенной температуры по району и показателям других счетчиков, которые тоже оказались завышенными. В итоге потребители получают платежки по 5-7 тыс. грн. за отопление. Необходимо навести порядок, в первую очередь, в своем доме. Назначить ответственное лицо, которое будет следить за термином эксплуатации счетчика, чтобы он был надежно защищен от посторонних, вовремя проведена поверка и т.д. Только ответственный за счетчик должен допускать к снятию показаний представителей компании-теплопоставщика. Необходимо обязательно составлять акт по итогам проверки. В добавок советую воспользоваться новыми возможностями страховки от риска кражи счетчика, так как в последнее время эти случаи участились. Тогда таких проблем не будет.

Что Вы можете сказать о новых требованиях по утеплению домов, которые намерено ввести Минрегионразвития? Насколько повыситься энергоэффективность домов в связи с нововведениями?

Порядок в этом вопросе уже давно стоило навести. У нас стало очень распространено «частичное» утепление, материалы каждый выбирал самостоятельно и зачастую ориентируясь на свой кошелек. Очень малое количество граждан действительно озабочено вопросом энергоэффективности. Государству давно следовало бы установить соответствующие правила и нормы утепления. Чтобы материалы были энергоэфективными и долговременными. И чтобы средства наших граждан не тратились впустую с расчетом на пять-семь лет, а с горизонтом не менее 15-20 лет.

Насколько планируемое правительством повышение тарифов на газ якобы «в угоду МВФ» в нынешних экономических условиях себя оправдывает?

Цена на газ должна и может быть снижена. Повышение тарифов на газ не является требованием МВФ. В Меморандуме этого не написано. Единственное требование – сбалансировать бюджет таким образом, чтоб страна могла возвращать долги. А экономическую политику для этой цели определяет украинская власть самостоятельно и ее задекларировала в Меморандуме с МВФ. То есть, говорить, что данное условие – это требование МВФ, нельзя. Это сознательная манипуляция, чтобы отвести от себя удар. В п. 24 Меморандума написано, что цена на газ для нужд населения устанавливается на основании полного покрытия расходов на добычу. Полное покрытие на добычу – это себестоимость плюс прибыль, что позволяет компании развиваться.

Если мы посмотрим, что сегодня происходит в компании «Укргаздобыча», а именно эта компания поставляет газ для нужд населения и для производителей тепла, то себестоимость газа за 2017 год составляет 1700 грн. грн / тыс.м.куб. и прибыль 3200 грн / тыс.м куб. или 185%. В прошлом году компания задекларировала 30 млрд. грн. чистой прибыли. Кроме того, ей была утверждена инвестиционная программа на 30 млрд. грн., из которой использовали только на 9 млрд. грн. Это говорит о том, что «Укргаздобыча» имеет сверхприбыль, которая получена за счет обнищания населения.

В случае повышения цены на газ до 10 000 грн / тыс.м.куб с НДС государство получит следующую картину в госбюджете: фонд субсидий увеличится с 71 млрд до 120-125 млрд. грн, а дефицит – с 81 млрд до 130-135 млрд. грн. С другой стороны, «Укргаздобыча» увеличит и без того сказочно невероятную чистую прибыль до 70-80 млрд.грн. То есть, с одной стороны, сверхприбыль компании, с другой – дефицит государственных средств. Понизив цену на газ до 1500 грн. Фонд субсидий понизился бы на 25 млрд. грн. и на 25 млрд. снизился бы дефицит госбюджета. Ну стала бы в «Укргаздобыче» чистая прибыль не 30 млрд. грн, а 10 млрд. грн. А в НАК «Нафтогаз» не 40 млрд. грн, а 20 млрд. Этого вполне достаточно для дальнейшего развития.

То есть, механизм социальной защиты граждан ввиду будущего повышения цены на газ себя не оправдывает?

Сегодня мы предоставляем помощь абсолютно всем. По льготной цене получают газ и те, кто в состоянии за него заплатить. Многие политики кричат, что необходимо вернуть льготу на газ. Напомню, в 2015 году у нас было три категории потребителей: те, кто употреблял до 2,5 тыс. куб. в год, от 2,5 тыс. куб. – 6 тыс., от 6 тыс. – и больше. Последним вообще не нужно было давать никаких льгот, а выводить таких потребителей в рынок. Ведь зачастую это дома больше 600 кв.м. Необходимо отделять платежеспособное население, создавать конкурентный рынок и развивать экономику. Таким образом, на сегодня оставалось бы не 60% населения, претендующих на субсидию, а не более 20%. Росла бы экономика – повышались бы зарплаты, пенсии. Вот это нормальный государственный подход. А у нас из изменений – только необоснованное повышение цены на газ. Это не реформа, а сознательное банкротство страны.

Что вообще означает рыночная цена на газ? И где проходит грань между ее реальной ценой и стремлением власти перебросить финансовые проблемы страны на плечи украинских граждан?

Рыночная цена на газ формируется в рыночных условиях. Рыночные условия – это наличие рыночных механизмов, таких, как газовая биржа, клиринговая система, полноценно работающий фондовый рынок, уровень зарплат и пенсий такой, что затраты на оплату коммунальных составляют только 10% и отсутствие монополий. Ничего из перечисленного у нас сегодня нет. Поэтому говорить о рыночной цене при наличии практически стопроцентной монополии не приходится. Все, что говорит правительство о рынке, о единой «рыночной» цене на газ, о том, что повышение не увеличит количество субсидиантов – не соответствует действительности.

Тогда почему в Украине до сих пор не создан рынок газа? Что мешает этому? Ведь законодательство по данному поводу уже принималось?

Самая большое препятствие в создании рынка – это наличие больших монополий. Если рынок откроется – тогда монополии не смогут его контролировать. Сегодня «Укргаздобыча» занимает 75% рынка. Она имеет 200 спецразрешений. Все время жалуются, что им мало. А зачем им больше? Во-первых, с теми что есть, они не справляются нормально. Свою программу 20/20 они представляли, не имея данных геологоразведки. Профессионалы задавали вопрос, а где будете бурить? Потратить сотни миллиардов гривен просто, но без профессионального подхода, результат будет печальным. Как хотят контролировать рынок? Ограничить возможности ГТС. В первую очередь, искусственно сократить мощности подземных хранилищ и магистральных трубопроводов, якобы за ненадобностью. И есть риск, что они уже могут быть ликвидированы. Сегодня Украина находится в состоянии экономического спада. Но все изменится, когда начнется подъем экономики, и нам понадобится больше энергии и больше газа, а достаточных мощностей магистральных газопроводов и подземных газовых хранилищ уже не будет хватать. Благодаря наследию СССР, мы получили уникальную ГТС, которой нет ни у одной страны в ЕС. Нам не нужно вкладывать колоссальные средства в газовую инфраструктуру, по разным оценкам, на строительство подобной ГТС необходимо было бы сегодня вложить порядка $300-400 млрд. А у нас она уже есть, как для обеспечения транспортировки газа для украинских потребителей, так и для выполнения международных договоров Украины.

Какие перспективы добычи собственного газа в стране? Возможно ли избавиться от российской газовой зависимости?

С момента анонсирования программы 20/20 и заявления увеличить добычу до 20 млрд. прошло практически 2,5 года. Ничего не произошло. Добыча за счет бурения новых скважин не увеличилась. В «Укргаздобыче» говорили о том, что им необходимы $3 млрд., чтоб пробурить 600 скважин, но для этого необходимо 60 буровых станков. Специалисты отрасли поставили вопрос: «Где будете бурить? Ведь десять лет деньги не вкладывались в геологоразведку». В «Укргаздобыче» понимают, что, вкладывая деньги сегодня в геологоразведку, результат получаешь через 1-3 года, а это значит – работать на будущих руководителей этой компании. Они хотят очень быстрых результатов и для себя.

За эти 2,5 года «Укргаздобыча» показала прирост добычи на 2 млрд.м3, но это произошло не за счет бурения новых скважин, а благодаря тому, что были ликвидированы договора совместной деятельности. И этот газ, перешел на баланс «Укргаздобычи». Вот такой секрет имитации деятельности. Но надо показать цифру 20 млрд.м3. в год в следующих планах. Сейчас сам НАК «Нафтогаз» рассказывает, что нам не нужны подземные хранилища в таком количестве и поэтому обратились к Правительству и СНБО с предложением часть из них ликвидировать. Если правительство поддержит эту позицию, то подземные хранилища отдадут под ликвидацию «Укргаздобычи». Компания выкачает оттуда буферный газ и покажет, что выполнила программу 20/20. То есть, добычи опять не будет, а будет чистая манипуляция. Самая большая афера в газовой сфере за годы существования Украины.

Почему, имея уникальную украинскую ГТС некоторые европейские страны стоят за строительством газопроводов, которые могут и вовсе осушить нашу ГТС? И что делать Украине?

Действительно, сегодня у нас есть такой конкурент как Германия. Они хотят стать газовым хабом. Именно для этого строятся «Северные потоки». Они идут на такие огромные затраты, выбрасывают десятки миллиардов долларов, чтоб проложить эти трубы по дну моря, которые еще не понятно насколько технически безопасны и как это повлияет на экологию…

Но Украина сама медлит и ничего не делает для загрузки своей ГТС. Наши соседи из Словакии провели открытый аукцион и продали мощности на границе именно компаниям, которые покупают газ у «Газпрома» и транспортируют в свои страны. Почему бы такое не сделать Украине? Мы можем предложить цену на транзит лучше, чем любой «поток». Например, сегодня стоимость транспортировки по «Северному потоку -1» 20 евро. за тыс. м. куб газа. Мы, со своей стороны можем предложить транзит по 16 евро за тыс.м3. и тогда загрузим нашу ГТС не на 40 млрд.м3, а на 100-110 млрд.м3 газа в год. Также можем сделать экономически привлекательное и конкурентное предложение на хранение газа в хранилищах. И у нас огромный внутренний рынок, сегодня мы импортируем приблизительно 10 млрд.м3 в год. Украине срочно нужен эффективный и качественный рынок газа, чтобы компаниям, которые покупают газ у «Газпрома» было выгодно транспортировать через украинскую ГТС. Вы слышали, чтоб об этом говорили сегодня? Это говорит о том, что у нас сознательно воруют наше будущее.

Третий Энергетический пакет требует отделить транспортировку от поставки. Согласно 316 распоряжения КМУ акции «Укртрансгаза» находятся в только управлении НАК «Нафтогаза», а не в собственности. Поэтому государство, как акционер может своим постановлением передать эти акции в управление другому органу центральной исполнительной власти, таким образом выполнив требование Третьего Энергетического пакета и реальное отделение состоится.

Что вообще можно сказать о способности Украины возвращать долги международным кредиторам? Как будем отдавать долги?

Во-первых, не повышать цену на газ. Создавать рынок. Также надо провести аудит долгов. Если кто-то их разворовал, то надо это установить и сделать все, чтобы он отдал эти долги, а не перекладывать их на плечи страны и народа. Во-вторых, проанализировать какие страны сегодня своей политикой забирают в Украины возможности возвращать кредиты МВФ. Например, Германия, с одной стороны она финансирует МВФ, с другой стороны, ее компании вместе с российским «Газпромом» строят «Северный поток-2», который лишает Украину дохода от транзита и возможности возвращать кредиты. То есть, все выполнимо, была бы политическая воля.

Ксенiя Лазоренко