Экономика

Будет ли работать монетизация субсидий

Дать «старт» монетизации субсидий чиновники решили быстрее, чем планировали. Аж на девять месяцев. Так, частичную - за обслуживание домов, придомовой территории и вывоз мусора - выдачу государственной помощи «живыми деньгами» на руки субсидиантам, а не поставщикам услуг обещают начать уже с апреля этого года, а не с 2019 г., как это было предусмотрено законом.

Правительственную поспешность можно объяснить следующим образом. 1 января 2018 г. вступил в силу утвержденный ранее правительством механизм расчетов за предоставленные льготы и жилищные субсидии между бюджетом и предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг в денежной форме, при котором механизм назначения и получения жилищной субсидии для получателя остался неизменным, оказался, мягко говоря, провальным.

Как заявил в конце января вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко, он фактически заблокировал расчеты за коммунальные услуги и вызвал волну протестов в ОСМД и ЖСК – их сегодня насчитывается 28 тыс. – почти по всей территории Украины. Последние фактически стали заложниками законодательной несогласованности вышеупомянутого постановления с другими причастными законами.

От объединений требовали открытия казначейских счетов для получения средств из местного бюджета – субвенций на предоставление льгот и жилищных субсидий населению. Отсутствие таких счетов фактически возлагало на ОСМД и ЖСК 100%-ную оплату всех услуг ЖКХ независимо от количества льготников. Понятно, что оплатить такие счета ОСМД и ЖСК были не в силах.

Между тем, по данным Госстата, в январе 2018 г. долги за услуги ЖКХ увеличились на 14%, по сравнению с декабрем 2017 г. Общая сумма неуплаты достигла 32,9 млрд грн. Из них 3,1 млрд грн составили долги по квартплате, 12,9 млрд грн – за потребленное тепло и 14,6 млрд грн – за газ.

О том, что с самого начала введенный Кабмином механизм расчетов между бюджетом и предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг в денежной форме выглядел как провальный, в комментарии «i» рассказал бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко. «Любая монетизация на уровне предприятий – это бессмыслица. Субсидия – это именно инструмент адресной социальной помощи конкретному потребителю. Только в этом случае она работает», – отметил он.

От ответственности за коллапс, возникший с расчетами, «открестились» в Минрегионстрое. Так, пресс-служба вице-премьер-министра Геннадия Зубко выступила с сообщением, что изменения, которые привели к коллапсу, Минрегион не согласовывал, а, наоборот, представлял свои предложения для недопущения подобной ситуации. За коллапс «поругали» министра финансов Александра Данилюка. Парламентарии даже пригрозили ему отставкой в случае, если ситуация не будет исправлена.

Тот свою вину частично признал, но отметил и положительные стороны нововведения. В частности, на своей странице в Facebook он написал: «С 1 января, после введения первого этапа монетизации на уровне предприятий, предоставляющих услуги, субсидии перечисляются непосредственно за фактически потребленные ресурсы и оказанные услуги. Это делает невозможными ситуации, когда, например, исполнители получают больший объем субсидий, чем потребили домохозяйства. Поэтому бюджетные средства теперь будут использоваться более эффективно».

Между тем обострение проблемы таких расчетов именно на ОСМД экс-глава профильного министерства Алексей Кучеренко видит не столько в юридической плоскости, сколько в том, что ОСМД не хотят ни демонстрировать своих финансовых затрат, ни отвечать за них. «То, что эта проблема обострилась именно по ОСМД, то здесь понятно – они не хотят демонстрировать эти субсидии, открывать казначейские счета и отвечать за расходование бюджетных средств», – говорит Алексей Кучеренко.

И здесь, по мнению экс-министра ЖКХ, ОСМД не одни такие умные. «Так же ни один руководитель любого другого предприятия не хочет брать на себя ответственность за эти бюджетные средства, так как это все рано или поздно может обернуться для него тюрьмой», – отмечает он.

С другой стороны, прозрачность здесь должна быть, как и ответственность. Если в расчетах между государством и тем или иным предприятием все честно и открыто, то ни о какой уголовной ответственности речь идти не может. Проблема только в том, что у нас в государстве все привыкли жить по теневым схемам.

Между тем, несмотря на все эти проблемы, можно говорить о еще одном существенном факторе, который мог ускорить решение о монетизации субсидий, – пребывание в это время в Украине миссии МВФ. Напомним, монетизация субсидий – это одно из требований МВФ и Всемирного банка к Украине.

Отметим, что из тех 71 млрд грн, предусмотренных на этот год в государственном бюджете на выплату субсидий, уже потрачено 22 млрд грн – на выплату задолженности по субсидиям за прошлый год. Денег, а тем более «живых», на всех субсидиантов может не хватить.

Определенные проблемы с внедрением монетизации видят и в Минсоцполитики. Так, министр социальной политики Андрей Рева отметил: «Я пока очень осторожно оцениваю перспективы монетизации. Мы еще не достигли того уровня социального обеспечения, чтобы у нас уменьшилось количество субсидиантов и чтобы размер самой субсидии составлял 20-30% от доходов домохозяйств. Сегодня субсидия иногда составляет большую сумму, чем пенсия у некоторых граждан».

Отметим, конечным этапом подготовленной чиновниками программы монетизации должно стать распространение монетизации на весь жилой фонд.

Если же вернуться к тому этапу монетизации, который должен стартовать уже с апреля этого года, то определенные проблемы с его реализацией здесь также очевидны. О том, что создать единый государственный реестр получателей субсидий за месяц для того, чтобы в дальнейшем можно было контролировать, куда пошли деньги, и обеспечить открытие специальных счетов, – нереально, также говорят в Минсоцполитики.

Между тем, по сообщениям пресс-службы Минфина, субсидии населению на оплату содержания домов и вывоз мусора перечислят на личный счет получателя в банке или выплатят через отделения «Укрпочты».

«За их начисление отвечает подразделение Минсоцполитики по месту регистрации субсидианта. Там же его должны уведомить о том, что необходимо написать заявление о выдаче госпомощи деньгами, указав способ получения. Тем, кто заявление не напишет, субсидии деньгами не выплатят», – говорится в сообщении.

Александр Данилюк на своей странице в соцсети написал: «Всех скептиков хочу заверить: никакого коллапса с расчетами по субсидиям не будет. Монетизация субсидий – это эффективная и действенная возможность исключить злоупотребления и коррупцию в этом процессе. Таким образом мы также усиливаем контроль государства за расходами на выплату субсидий. Введение в Украине монетизации субсидий – это революционный шаг. Необходимость перехода от устаревшей и неэффективной модели предоставления субсидий к их монетизации и адресности назрела в Украине уже давно. Прежде всего потому, что этот процесс надо было сделать прозрачнее. Мы не можем позволить, чтобы миллиарды бюджетных средств шли неизвестно куда. Это все – деньги налогоплательщиков».

Между тем, по мнению эксперта по вопросам ЖКХ Украинского института анализа и менеджмента политики Андрея Никончука, задуманный чиновниками сценарий монетизации сам по себе предполагает огромную суету, очереди и полную неразбериху как в подразделениях Минсоцполитики, так и в банках и почтовых отделениях.

«Если это будут отдельные “субсидионные” счета, а не уже действующие, допустим, пенсионные, то в банках появятся огромные очереди. И уже очевидно, что очереди будут в отделениях Минсоцполитики – из тех, кто придет писать заявления», – отметил он.

Нереальными для реализации, по мнению Алексея Кучеренко, выглядят и планы сегодняшних чиновников по проверке субсидиантов на правильность начисления им социальной помощи. «Верификация также невозможна, ибо трудно представить себе армию тех социальных инспекторов, которые смогут проверить эти 7,5 млн домохозяйств. В любом случае – это очень сильная социальная напряженность. И еще – идеальная плоскость для процветания коррупции. Кто будет проверять тех же социальных инспекторов, «закрыли» они на что-то глаза или нет? И что за это получили?» – говорит экс-министр ЖКХ.

В свою очередь, необходимость верифицировать людей, которые получают субсидии, Геннадий Зубко объясняет тем, что сегодня большое количество субсидиантов – это, по факту, не бедные люди. «К сожалению, есть немало случаев, когда люди сдают в аренду квартиру, не живут в Украине, но все равно имеют субсидии», – отмечает министр.

Координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети ОПОРА Татьяна Бойко верификацию поддерживает и считает, что верификация может происходить как путем анализа сводных данных из реестров, оценки имущества, бизнеса, количества автомобилей, так и путем фактических визитов комиссии для оценки реального имущественного положения субсидианта . Отказ в доступе комиссии для проверки может стать основанием для отмены субсидии.

Между тем научный сотрудник Национального института стратегических исследований Геннадий Рябцев говорит о том, что нужно менять саму жилищную политику в государстве. Это и будет решением действительно серьезной субсидиальной проблемы.

«Сегодня у нас самая большая проблема – это отсутствие национальной программы модернизации жилищного фонда. Если ее не будет, то количество потребленной энергии жилым фондом, который уже выработал свой ресурс, с каждым годом будет все больше расти. У нас идеология тарифообразования остается прежней – по затратному принципу. Если здесь ничего не менять, то вряд ли государство будет способно осуществлять начисление и компенсацию тарифов. Без действенной прагматической жилищной политики в государстве изменений не будет», – отмечает экономист.

В том, что решением сегодняшней проблемы с субсидиями и выходом из «тупика» является только совершенно новая адекватная и прагматичная жилищная политика со стороны государства и создание и запуск государственной программы по модернизации жилого фонда, убежден и Алексей Кучеренко.

С такими позициями согласен и Геннадий Зубко. «Проблема в том, что получатели субсидий абсолютно не мотивированы внедрять энергосберегающие мероприятия – ведь за них коммунальные услуги платит государство. Надо создать эту мотивацию. Наше предложение простое: дом проходит модернизацию за привлеченные в банке средства, государство ему компенсирует 50% расходов, после этого дом автоматически получает до 50% экономии, а это означает экономию субсидий, и эти деньги возвращаются в Фонд энергоэффективности», – говорит он.

А буквально вчера премьер Владимир Гройсман анонсировал создание реестра субсидиантов и выделение 400 млн грн на «теплые кредиты». «Мы помогаем людям быть более энергоэффективными», – заявил он.

Надия Михальчук