Налог на добавленную стоимость давно стал главным наполнителем государственной казны, «наряды» для которого с каждым годом все больше растут. Тем не менее именно на НДС, несмотря на все проделанные законодательные меры по созданию новой прозрачной процедуры возмещения и гарантирования плательщикам неприкосновенности уплаченного ими НДС, завязаны достаточно серьезные коррупционные схемы.
Если посмотреть на основной финансовый документ Украины на этот год – госбюджет-2018, то там в структуре базовых бюджетных поступлений почти 44% занимает налог на добавленную стоимость (НДС), который начисляется у нас как на импортные товары и услуги, так и на товары и услуги, производимые внутри самой страны.
Другая сторона таких масштабов – ряд злоупотреблений, связанный с этим налогом. В частности, это часто касается возмещения НДС. Из недавнего и громкого – в миллионных откатах за возмещение НДС определенным предприятиям обвиняются должностные лица Всеукраинского профессионального союза работников органов Государственной фискальной службы (ОГФС). Следствие установило, что ряд предприятий перечисляли на счет профсоюза средства как добровольную безвозвратную помощь, за что органы ГФС, в свою очередь, без проведения надлежащих проверок осуществляли им возмещение НДС.
В целом же, по данным Госказначейства, по итогам прошлого года в счет возмещения НДС из госбюджета было выплачено более 120 млрд грн, что на 26 млрд грн превысило показатель предыдущего года.
Но какая часть этой суммы была выплачена по-честному, а какая – нет, – остается непростой задачкой. Так, фискалы уже предъявили претензии к лидеру по возмещению экспортного НДС среди аграриев – агрохолдингу “Кернел Групп”, который в 2017 г. получил более 8 млрд грн возмещения НДС из бюджета. Компанию подозревают в “надувании НДС”. В ГФС заявили, что «Кернел Групп» путем фиктивных операций избегает уплаты налогов в бюджет, но получает при этом возмещение. Также группе «вменяют» сотрудничество с конвертационными центрами.
Между тем сам аграрный сектор сильно возмутила проголосованная депутатами отмена с 1 марта 2018 г. бюджетного возмещения НДС при вывозе за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта таких масличных культур, как соя, рапс и подсолнечник. Аграрии подняли такой шум – кроме того, что направляли везде, куда только можно, по этому поводу обращения, прибегли еще и к перекрытию автомагистралей в Черкасской, Хмельницкой и Ровенской областях, – что парламентариям пришлось в срочном порядке в последнюю в 2017 г. пленарную неделю вносить изменения в недавно принятый закон относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году.
Как итог – операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины в режиме экспорта были временно освобождены от обложения НДС с 1 сентября 2018 г. по 31 декабря 2021 г. для соевых бобов и с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. для семян рапса. На семена подсолнечника возмещение НДС при экспорте оставили.
Внесение таких поправок гендиректор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Тарас Высоцкий назвал компромиссным решением. В предыдущих обращениях представители крупнейших отраслевых бизнес-объединений АПК заявляли: «Мы считаем вопиющим примером политической коррупции, когда ради обогащения крупных олигархических компаний, которые владеют большинством маслоэкстракционных заводов страны, у украинских аграриев забирают 10-16 млрд грн в год. Именно к этому приведет снижение закупочных цен на масличные культуры, что неизбежно произойдет, потому что аграрии потеряют право на бюджетное возмещение НДС при экспорте подсолнечника, сои, рапса, в то время как при экспорте продуктов их переработки бюджетное возмещение НДС сохраняется».
Аграрии также отмечали, что решение об отмене возмещения НДС при экспорте подсолнечника в принципе не имеет никакого логического оправдания, кроме стремления увеличить доходы аграрных олигархов. «Так, ее инициаторы заявляют, что она призвана обеспечить развитие отечественной переработки. Но уже сегодня в Украине суммарные мощности по переработке подсолнечника составляют около 20 млн тонн в год, при этом семян производится около 13,5 млн тонн в год, и дальнейшее увеличение посевных площадей невозможно из-за необходимости соблюдения требований севооборота. Уже сейчас многие маслоэкстракционные заводы работают только 3-4 месяца в году. Таким образом, строительство новых мощностей лишено смысла», – отметили они, в частности, в своем обращении к президенту.
По их мнению, отмена бюджетного возмещения НДС при экспорте подсолнечника только создаст почву для монопольного сговора с целью занижения закупочных цен, что становится возможным благодаря устранению конкуренции за подсолнечник со стороны экспортеров.
В свою очередь, председатель парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина считает, что нужно вообще «глубоко проанализировать весь аграрный сектор», – здесь, с ее точки зрения, злоупотребление с возмещением НДС исчисляется колоссальными суммами, – и на основе этого менять саму систему НДС.
«Мне кажется, и, как показывает практика прошлого года, как раз на основе выводов аудиторов, которые занимаются аграрным сектором, – около 20 млрд грн было возмещено НДС, который не обеспечен деньгами. Выводы должен делать Минфин, и я об этом неоднократно говорю, но почему-то никто не слышит. Необходимо глубоко проанализировать аграрный сектор и думать, что делать дальше», – заявила она.
Впрочем, не аграрным сектором единственным. По мнению Нины Южаниной, тщательного анализа требует весь НДС, который сейчас возмещается и был сформирован в системе электронного возмещения НДС деньгами.
Среди проблем системы Нина Южанина выделяет так называемую скрутку. Это уменьшение налогового обязательства по НДС, начисленного по реализации одного товара, благодаря налоговому кредиту, полученному в результате приобретения другого товара. «Для того чтобы качественно мониторить “скрутки”, ГФС необходимо знать десятки тысяч технологических процессов производства товаров. Но даже этого недостаточно, ведь предприятие может перепрофилироваться. Таким образом, мониторинг “скруток” невозможно обеспечить только набором даже самых широких критериев оценки рискованности хозяйственных операций», – отмечает Южанина.
Немало критики получила в свой адрес и внедренная в прошлом году автоматическая система блокировки накладных. В конце прошлого года представители ряда предприятий даже обратились с открытым письмом с просьбой отменить блокирование налоговых накладных.
Соответствующая петиция также размещена и на сайте президента. В частности, там говорится: «Почему за каждый аванс все, как производители, так и реализаторы, должны доказывать законность операций? Доказывать по каждой операции отдельно, что было произведено или приобретено? Если мы не зарегистрируем налоговую накладную – покупатель не оплатит за товар. Впоследствии предприятие теряет клиентов. Не будем оплаты от покупателя – не будет чем оплачивать те же НДС, налоги с зарплаты и зарплату людям! Это террор малого и среднего бизнеса!»
О том, что задержки с регистрацией налоговых накладных существенно подрывают финансовое положение предприятий и репутацию перед контрагентами и многим предприятиям среднего бизнеса грозит закрытие, говорила также и Нина Южанина. Причину она увидела в том, что все время с момента внедрения блокировки регистрации налоговых накладных система работала хаотично и несогласованно.
«Разные подразделения контрольных органов по-разному толковали порядок проведения тех или иных процедур. Результатом такой несогласованности стало лишение тысяч налогоплательщиков возможности доказать легитимность представленных ими на регистрацию налоговых накладных и разблокировать налоговый кредит своим контрагентам», – отмечает она.
Также Нина Южанина отмечает, что трудно называть автоматической систему, по которой блокировка происходит автоматически на основании критериев, а разблокировка – вручную. «Это тот самый ручной режим, только с красивым популярным названием», – говорит она.
Данные Минфина также показали, что внедрение контрольными органами с 1 июля 2017 г. процедур блокировки налоговых накладных не повлияло положительно на объемы и порядок бюджетного возмещения НДС. Так, если до введения процедур блокирования налоговых накладных в июне прошлого года объемы возмещения составляли 9,1 млрд грн, то после – 11,2 млрд грн.
Прекратить давление на малый и средний бизнес и исправить ситуацию должен был разработанный комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики соответствующий законопроект, зарегистрированный под №7115. Однако вместо него 7 декабря прошлого года был принят закон №2245-VIII, который регулировал определенные вопросы «разблокировки» налоговых накладных и устроил настоящий посленовогодний переполох в вопросах остановки регистрации налоговых накладных.
В целом же если сравнить, как возмещение НДС происходило еще несколько лет назад и сейчас, то нельзя не отметить, что сегодня НДС возмещается более прозрачно. И сдвиги здесь достаточно серьезные.
Внедрение системы электронного администрирования НДС и введение кодов УКТВЭД в налоговые накладные стало существенной основой для создания новой прозрачной процедуры возмещения и гарантирования плательщикам неприкосновенности уплаченного ими НДС. Так, благодаря публичному реестру плательщики получают больше информации о состоянии прохождения их заявок, что значительно уменьшает коррупционную составляющую при возмещении налога.
Одной из наиболее важных новаций, по словам Нины Южаниной, является норма, определяющая, что после уплаты НДС в системе электронного администрирования налоговый кредит становится безусловным. Это означает, что налоговая больше не может его не признавать и на этом основании отказывать налогоплательщикам в возмещении НДС или увеличивать сумму НДС к уплате.
Между тем еще больше вывести НДС из тени, по мнению некоторых экспертов, смогло бы уменьшение уровня самого НДС. Так, в комментарии «і» экономический эксперт Виктор Лисицкий отмечает: «Предприниматели считают, что уровень НДС у нас абсурдно высокий, и если говорить о его негативном влиянии на бизнес-деятельность, то крайне необходимо радикально снизить уровень НДС. Тем более, если учесть, что чем сложнее продукция, чем больше добавленной стоимости используется при ее изготовлении, тем невыгоднее само изготовление этой продукции. Таким образом, важным элементом налоговой реформы, я убежден, должно быть снижение уровня НДС».
В целом же можно надеяться на то, что проблему мошенничества с НДС уже в недалеком будущем сможет решить Национальное бюро финансовой безопасности (НБФБ). Председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина рассчитывает на рассмотрение Европейской комиссией направленного туда соответствующего законопроекта в первом квартале 2018 г.