Зе-власть в лице правительства и Министерства энергетики решили пойти большевистским путем и намерены вводить в частные компании, поставляющие электроэнергию, временные администрации. Основанием для столь «рррэволюционных» действий может стать угроза срыва энергоснабжения и нарушение лицензионных требований. В качестве причины называется (пред)кризисное состояние в энергетике. В реальности же, надо полагать, речь идет о том, что Зеленский и компания хотят взять на испуг Ахметова и компанию.
По крайней мере, именно как «пугалку» трактуют этот сюжет очень и очень многие комментаторы. Но по нашему слабому разумению, Зе-власть уже не раз отличалась тягой к беспределу, а потому она может и на самом деле ввести администрации на частные энергогенерирующие компании Ахметова, что чревато еще более тяжелыми последствиями, чем нынешняя обостряющаяся ситуация. Тем более что положение на пока еще государственном предприятии «Укрэнерго» ничем не лучше, чем у Ахметова.
Сразу же обратим внимание на тот факт, что Зеленский и Ахметов своими разборками могут-таки развалить страну или, как минимум, энергетику, да еще в осенне-зимний период. Причем это могут быть не только сугубо политические разборки, о которых не так давно уже приходилось писать, в частности, в материале «Война Зе и Рената. Разборки в шкурных интересах или борьба за права и свободы». Введения администраций могут служить для передела собственности, так сказать, для «передерибана раздерибаненного», и к чему этот процесс может привести – трудно предсказать.
И сочинили закон в министерстве…
Министерство энергетики подготовило и выставило на общественное обсуждение проект закона, который позволяет вводить временные государственные администрации в частные энергокомпании.
Этим документом, повторим, предлагается вводить в частных энергокомпаниях администрацию, если есть угроза поставок энергии, а также имеет место нарушения лицензионных требований. Администрацию вводит центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в электроэнергетическом комплексе, проще говоря, Министерство энергетики.
Введение временной администрации может осуществляться в виде передачи управления, корпоративными правами, акциями в управление предприятию, учреждению, организации, относящейся к сфере управления министерства, другого центрального органа исполнительной власти, или хозяйственному обществу, 50% акций которого находится в уставных капиталах хозяйственных обществ, доля государства в которых составляет 100% осуществляющих аналогичную хозяйственную деятельность, на основании решения Кабмина.
Уже одна эта витиеватая формулировка ярчайшим образом свидетельствует о том, что активы энергопредприятий могут быть переданы не только и даже не столько государственным структурам, что было бы, по крайней мере, логично, если уж речь идет о временных администрациях в кризисный период. Но, как видим, активы могут быть переданы в управление любой структуре, у которой есть формальный контрольный пакет государства.
О том, что такое «госуправление» может оказаться весьма далеким от настоящих государственных интересов, наглядно демонстрирует скандально известная «Укрнафта», в которой формально государство имеет 50%+1 акцию, а реально там долгое время заправлял менеджмент одного скандально известного олигарха. То еж самое можно сказать относительно государственной компании «Укрэнерго». На целом ряде других госпредприятий также очень часто заправляют персонажи, представляющие отнюдь не государственные интересы.
Предполагается, что временная администрация будет вводиться на срок до шести месяцев. Однако этот срок могут продлить до тех пор, пока не устранят все обстоятельства, которые послужили причиной введения администрации согласно нормативу. Иными словами, администрирование может длиться годами.
Во время работы временной администрации все структурные подразделения, органы и должностные лица энергопредприятия подчиняются временному администратору.
Кроме вышеуказанных, в законопроект в закон «О рынке электрической энергии» предлагается внести изменения, которые приводим ниже с некоторыми комментариями:
– после устранения причин ввода временной администрации (нарушение поставок электроэнергии или условий лицензионной деятельности) активы подлежат возврату собственнику;
– временная администрация может работать на объекте не больше 6 месяцев; возможно продление срока на время, “необходимое на устранение причин нарушений”.
Отметим, что такая формулировка позволит временным администрациям работать на объекте значительно дольше, чем полгода, например, если причиной ввода временной администрации станет частое выключение блоков на ремонты, и необходима глубокая модернизация, то есть огромные средства.
– временного управляющего будут выбирать по решению Кабмина. но сам выбор претендентов будет не на конкурсе, а в ходе “консультаций”; это едва ли не самый коррупционный момент во всей этой затее;
– с введением временной администрации приостанавливаются полномочия общего собрания, наблюдательного совета, исполнительного органа объекта, и все полномочия переходят к временному администратору; при этом все сделки, осуществленные органами управления и руководителями объекта после введения временной администрации, считаются не имеющими юридической силы;
– временный администратор должен обеспечить сохранение стоимости активов и принять меры, чтобы устранить причины, повлекшие его привлечение; он имеет право на оплату своих услуг и возмещение затрат непосредственно за счет доходов, полученных от управления активами; иными словами, временная администрация получает законное право паразитировать и жить припеваючи за счет объекта, которым она управляет, поскольку никакие ограничители не устанавливаются; принимать меры к устранению недостатков можно не спешить, чтобы максимально продлить длительность администрирования и получение от этого ничем не регулируемых доходов;
– формально запрещено только отчуждать активы;
– Минэнерго будет проводить ежемесячные проверки эффективности работы временных администраций; если будут установлены факты ненадлежащего управления или попыток отчуждения активов, проверяющие должны сообщить об этом в правоохранительные органы и сменить временную администрацию; при этом очевидно, что такая норма выглядит декларативной;
– что очень важно, в список нарушения на рынке электроэнергии включили пункт о не предоставлении, несвоевременной подаче или подаче заведомо ложной информации участниками рынка в Минэнерго; иными словами, временную администрацию на предприятие могут ввести даже за неполадки в отчетности, что более чем показательно в смысле истинных причин всей этой затеи с временными администрациями.
Пугают или по-настоящему?
Вопрос временных администраций уже имеет достаточно долгую историю. Еще в июле нынешнего года у Зеленского рассматривали вопрос о возможности кризисного положения в энергетике. Но тогда речь шла не только об электроэнергетике, но также о теплоэнерго, облгазах и так далее.
Но представленный Минэнерго проект касается только электроэнергетики, прежде всего, генерации, по сути, предприятий Ахметова, поскольку только он является владельцем наиболее крупных частных электроэнергетических структур.
Поскольку – опять повторим! – временные администрации предполагается вводить, если нарушается безопасность поставок электроэнергии или лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности, то найти сейчас нарушения можно на любом энергопредприятии, кстати, не только у Ахметова. Достаточно вспомнить хотя бы даже о крайне низких запасах угля на складах тепловых станций, львиная доля которых контролируется структурами Ахметова. По данным Forbes (https://forbes.ua/ru/news/dvi-fortetsi-10092020-21), Донецкая топливно-энергетическая компания (ДТЭК) Ахметова, по состоянию на осень 2020 года, добывала 90% энергетического угля в Украине и контролировала около 70% тепловой генерации электроэнергии.
Таким образом, постановку вопроса о временных администрациях в частных энергогенерирующих компаниях следует рассматривать, прежде всего, как серьезную угрозу именно Ахметову. Ведь вся остальная энергетика принадлежит государству, включая остаток тепловых, атомных и гидроэлектростанции. Исключение составляет только частная возобновляемая генерация, но ее удельный вес в энергобалансе незначителен.
Возникает вопрос о том, насколько серьезными являются угрозы Ахметову со стороны Зе-власти? Не является ли это всего лишь только шантажом и запугиванием с целью принудить к переговорам «главного олигарха нашего хуторка», то есть Рината Ахметова?
В пользу того, что все это может быть только блефом, чтобы сделать Ахметова сговорчивым, говорят следующие обстоятельства.
Система государственного управления фактически развалена, а специалисты соответствующего уровня в госструктурах если и есть, то крайне мало. Но кроме кадрового голода, есть и сугубо технические и так называемые логистические проблемы. ДТЭК Ахметова не только генерирует электроэнергию, но также добывает для этого уголь или импортирует его при нынешней сложившейся нехватке. Иными словами, добыча и поставка угля, а также генерация в рамках ДТЭК связаны в единый производственно-логистический комплекс, и если разорвать эту цепочку путем введения в генерацию администрации, то начнется хаос, и кризисная ситуация в энергетике может обостриться до предела. Если уж вводить администрацию, то во всю ДТЭК, включая не только генерацию, но также в угледобычу и логистические структуры, но на такую постановку вопроса у Зе-власти, похоже, просто не хватило ума, очевидно, потому, что там едва ли наберется достаточное количество людей, имеющих хотя бы минимально достаточный производственный опыт.
Иными словами, угроза введения временных администраций может быть всего лишь только запугиванием Ахметова, чтобы он стал сговорчивее. Конечно, если у Зеленского не утратили остатки адекватности и понимают, что справиться со всем ворохом проблем самостоятельно они не смогут, тогда как персонал Ахметова, как бы к нему не относиться, с задачами хоть как-то справляется.
Впрочем, справляется тоже не слишком успешно. На электростанциях, контролируемых структурами Ахметова точно так же, как и везде, не хватает угля. Там точно так же происходят аварийные отключения из-за выхода из строя изношенного оборудования, в ремонт и модернизацию которого не вкладываются необходимые средства. Например, буквально в конце ноября нынешнего года произошел взрыв в котлах Бурштынской станции, контролируемой ДТЭК, причем есть пострадавшие. Но происходящее на станциях Ахметова не слишком отличается оттого, что происходит на государственных объектах.
В пользу того, что угрозы в адрес Ахметова могут оказаться далеко не просто угрозами, говорит то обстоятельство, что предлагаемые новации открывают возможность для передела в сфере электроэнергетики. Кроме того, это может открыть доступ к огромным финансовым потокам, которые генерирует отрасль и которые контролируют структуры Ахметова.
Ввод временных администраций также позволяет получить доступ к документации и бухгалтерии Ахметова. Это может быть очень перспективно для Зе-власти в плане дальнейшей борьбы с олигархом. Недаром ведь недавно генпрокурор Венедиктова заговорила о том, что против Ахметова и его структур якобы возбуждено 200 уголовных дел.
В случае управления внешними администрациями, топливо и иные ресурсы с предприятий Ахметова могут быть направлены на другие предприятия. И хорошо, если это будут хотя бы государственные электростанции…
О том, что заявленные 6 месяцев «временного администрирования» можно растянуть хоть до бесконечности, выше уже говорилось.
В то же время, если бы Зе-власть была серьезно настроена на то, чтобы взять под контроль энергопредприятия Ахметова, то логически она должна была бы действовать быстро, без лишних разговоров, например, через излюбленный механизм в виде «санкций СНБО». Но вместо этого мы видим проект закона, который 1 декабря выставляется на месяц на общественное обсуждение. А поскольку к концу этого обсуждения начнутся новогодне-рождественские вакации, то к законопроекту Кабмин вернется не ранее чем в десятых числах января будущего года, а реально, думается, намного позднее. Только после этого законопроект будет внесен в Раду, где его ожидает долгий и мучительный путь только для того, чтобы попасть в сессионный зал. Шансы же его принятия пока что оцениваются весьма скептически.
Из всего этого следует, что затея с временными администрациями направлена все же не на реальное применение, а на запугивание Ахметова с тем, чтобы заставить его пойти на уступки и сесть за стол переговоров.
Но опять-таки, есть другая сторона медали, а процессы, идущие в головах представителей Зе-власти, могут поразить непредсказуемостью.
Дело в том, что Ахметов – это даже не Медведчук, за которого могут «вписаться» разве только Москва и Путин, которые реальным влиянием в Украине давно не пользуются. Структуры Ахметова сильно закредитованы на Западе и имеют там достаточно весомую поддержку, а потому слишком грубый «наезд по беспределу» на Ахметова и его компании, например, по схеме «санкции СНБО» могут вызвать за кордоном крайне резкую реакцию вплоть до международных судов и разного рода ответных санкций. А у Зеленского с Шефиром, напомним, недвижимость расположена в Лондоне, впрочем, как и у Ахметова.
В этих условиях приходится быть более осторожным, готовить вменяемое юридическое обоснование для вмешательства в работу структур Ахметова. Поэтому был избран сложный и долгий путь через принятие закона. Это позволяет, с одной стороны, попугать Ахметова и заставить его пойти на уступки, а с другой стороны, у Зеленского могут надеяться на то, что при помощи карманных депутатов из «Слуги народа и лобби Коломойского из депутатских групп закон все же удастся протянуть, и тогда появится куда более серьезный аргумент для торга с Ахметовым. Если же он и в этом случае не пойдет на попятную, то для оправдания вмешательства в бизнес Ахметова будут иметься некие законодательные оправдания. Тем более что это вписывается в канву так называемой борьбы с олигархами, которая на самом деле является банальными разборками, о чем приходилось писать ранее.
За продолжением сериала под названием «Зе против Рината» можно было бы и далее наблюдать с попкорном, если бы не то обстоятельство, что эти игры могут очень плохо окончиться для энергетики и страны в целом.