Несмотря на то, что Турция является (если «перепрыгнуть» через море) соседним с Украиной государством, исторически - тесно связана с нами, сегодня - одна из самых востребованных стран украинскими отдыхающими, и даже несмотря на то, что украинский телеэфир заполняют турецкие сериалы, резкое падение турецкой лиры на Украине вряд ли как-то особенно отразится. Какой опыт больших потрясений в Турции может перенять для себя Украина, чтобы нивелировать экономические неурядицы, в том числе проблемы с гривней, у нас дома?
Так, в комментарии Экономическим новостям финансовый аналитик Александр Охрименко отметил: «Даже если падение лиры в Турции будет еще сильнее, для нас это не будет иметь абсолютно никакого влияния. Да, конечно, мы торгуем с Турцией, и единственное, на что может повлиять падение лиры негативно – это внешняя торговля. Но это не критично. Больше всего мы продаем туда металл, однако можем продавать его и в Польшу».
Отметим, согласно официальным данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), импорт турецкой продукции в Украину занимает около 3%, экспорт украинских товаров в Турцию составляет менее 6% от общего объема.
В свою очередь, туроператоры также заявляют, что падение турецкой лиры не отразится особенно и на цене путевки для украинских отдыхающих в Турцию – их стоимость в долларах. Также они советуют не связывать сезонное снижение цен на путевки на 10-15% с девальвацией лиры и уверяют, что оно всегда наблюдается в конце лета – начале осени.
Таким образом, единственное, на что могут рассчитывать украинцы, – это скупиться в Турции дешево, пока внутренний рынок еще не успел отреагировать на стремительное падение национальной валюты.
Между тем инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг DragonCapital Сергей Фурса на своей странице в Facebook проводит определенную параллель между тем, как выходила в свое время с помощью программы МВФ Турция из экономического кризиса, с тем, как сейчас выходит из подобной экономической ситуации Украины .
«Очистка банковской системы, борьба с бюджетным дефицитом. Руководителя турецкого Центробанка также все ненавидят, ведь она «погубила десятки банков, люди лишились работы и т. п.», и она вынуждена уехать из Турции, получив работу в том же МВФ. В общем, сделали турки то, что требовалось. И получили 15 лет экономического роста», – пишет он.
Как вывод – Украина не должна повторить ошибок Турции, идти заявленным курсом и не принимать популистских решений, подобных решениям Эрдогана.
В свою очередь, Александр Охрименко считает, что повторение турецкой ситуации в Украине невозможно. «Там есть свои нюансы, у нас – свои нюансы. Давайте не смешивать. Турция – отдельно, мы – отдельно».
Между тем экономический эксперт Виктор Лисицкий в комментарии Экономическим новостям говорит, что падение турецкой лиры является не результатом каких-то мощных экономических факторов, а результатом конфликта между Трампом и Эрдоганом.
Подтверждением этому может служить тот факт, как курс турецкой лиры в понедельник резко укрепился по отношению к доллару буквально за два часа отнюдь не из-за ряда всех мер, принимаемых центробанком и, собственно, самим Эрдоганом для спасения национальной валюты, а из-за реечного сообщения в Twitter о том, что американский пастор Эндрю Брансон будет освобожден из-под домашнего ареста до 15 августа, как этого и требуют от Турции официальные власти США.
В свою очередь, первый вице-президент Украинского кредитно-банковского союза Ярослав Колесник в комментарии Экономическим новостям заверил, что на сегодняшний день угроз падения гривни, подобного падению турецкой лиры, нет. «Возможно, какая-то девальвация может наблюдаться, но она не такая резкая», – говорит он нам. Несмотря на это, по его словам, многое зависит от того, насколько правительство готово выполнить чрезвычайно большие внешние обязательства, возложенные на него сегодня.
«Если мы не будем выполнять требований МВФ и не будем иметь поддержку фонда, то у нас могут возникнуть сложности, и Украина будет в дефолте по внешним обязательствам. Такой риск действительно есть, но он более четкий и его видно изнутри. Есть обязательства парламенту принять определенные законы. В целом же, если говорить об экономике без политики, то ситуация с бюджетом, который мы имеем сегодня, показывает, что мы можем столкнуться с такими проблемами, которые Турция имеет сегодня», – говорит Ярослав Колесник.
В этом контексте следует отметить, что стремительного падения турецкой лиры также никто особо не прогнозировал. То, что турецкая лира так резко пошла вниз, несмотря на то, что несколько десятков лет экономика Турции уверенно развивалась, называет неожиданным для всех Виктор Лисицкий. «Выглядело так, что национальная валюта Турции будет укрепляться и укрепляться. Это падение лиры – оно совершенно не корреспондирует с темпами развития, становлением и подъемом турецкой экономики», – говорит он.
В целом же Виктор Лисицкий считает, что турецкой экономике такое падение национальной валюты может пойти и на пользу. «В Турции ситуация в микроэкономике такова: у них огромный дефицит торгового баланса, который измеряется десятками миллиардов долларов. 2017 год – это было 77 млрд долларов, а до этого – еще большие «минусы».
Но в принципе в Турции дефицит торгового баланса уменьшается. Ну вот – был он, например, в 2012 году – 106 млрд долларов, а в 2017 году – 77 млрд долларов. На мой взгляд, если сейчас произошла эта девальвация, это будет способствовать развитию экспорта и ограничению импорта. Это будет улучшение во внешнеторговом балансе. С точки зрения макроэкономики, когда такой огромный дефицит внешней торговли, то девальвация национальной валюты будет способствовать уменьшению этого дефицита», – говорит экономический эксперт.
Виктор Лисицкий также отмечает еще один момент.
«Такое колебание курсов, конечно, влияет, но не ломает ситуацию в целом, и поэтому, когда курс лиры по отношению к доллару зафиксируется на определенном уровне – это будет поддерживать развитие экспорта и ограничивать импорт. Для Турции это неплохо», – считает он.
Дальнейшее развитие ситуации в Турции с падением национальной валюты Виктор Лисицкий видит так – «буря стихнет, и все станет на свои места». «После такого значительного падения лира через некоторый период, возможно, и не вернется к тому курсу, который был, но однозначно она укрепится» , – говорит эксперт.
Стабилизации ситуации в Турции может помочь и Евросоюз. Особенно учитывая то, что европейские банки суммарно инвестировали в экономику Турции более 200 млрд евро кредитных средств. Это довольно масштабный заем, из-за которого обвал турецкой лиры уже тянет за собой вниз европейскую валюту. Таким образом, Евросоюз может стать арбитром между Эрдоганом и Трампом.
Так, министр экономики Германии Пeтер Альтмайер уже раскритиковал санкции США против Турции. «Эта торговая война замедляет и разрушает экономический рост и создает новые неопределенности», – заявил он. О том, что в интересах Германии видеть экономически процветающую Турцию, заявила также и канцлер Германии Ангела Меркель.
Между тем проводя все же параллели между Украиной и Турцией, Ярослав Колесник в комментарии Экономическим новостям говорит, что на самом деле украинская власть должна брать пример с главы Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в том, чтобы быть честным и открытым по отношению к своему народу.
Первый вице-президент Украинского кредитно-банковского союза отмечает: «Я могу сказать – заслуживает уважения позиция Эрдогана, который призывает население напрямую сдавать валюту и поддерживать лиру. Это позиция государства. У нас, например, за 20 лет ни одно правительство не выступало с активной позицией, что, пожалуйста, сдавайте доллары и поддержите национальную валюту».
По его мнению, мы всегда что-то придумаем и говорим, что у нас все нормально… это конъюнктура рынка какая-то не такая… «А то, что мы там что-то нахозяйствовали неправильно, об этом мы молчим… Эта ситуация чрезвычайная, когда так открыто иметь отношения с населением… А представьте себе, какие миллиарды долларов сегодня находятся у населения в Украине на руках – люди не доверяют никому, потому что правительство никогда не говорит никому ничего открыто и честно. А вот Эрдоган говорит открыто и честно», – резюмирует господин Колесник.