Экономика

На фоне падения рынков уголь становится слишком дорогим

Украинские угольщики сталкиваются с проблемами, решить которые самостоятельно не могут. Специалисты предрекают затяжную рецессию в отрасли.

Уголь традиционно был одним из основных энергоносителей в украинской экономике. В начале этого века он даже считался основой энергобезопасности страны. Известный корифей отечественного углепрома Николай Сургай в свое время сформулировал афоризм, долго бывший популярным среди горняков: «Уголь спасет Украину, если Украина спасет уголь». Привлекательным «черное золото» делало и то, что его месторождения располагались внутри страны. Несмотря на то, что даже после начала АТО существенная часть шахт и обогатительных мощностей осталась на контролируемой территории, отрасль испытывает сложности, значительно сужающие роль угледобычи в стране и ограничивающие рост и развитие угледобычи как таковой.

Причина такой ситуации ясна. Сужение рынка энергетических углей и падение объемов украинской металлургии, соответственно снижает спрос на угли марок «Г», «А» и «К», из-за чего в критической ситуации оказываются практически все дивизионы украинского углепрома.

Коллапс внешних и внутренних рынков провоцирует развитие негативных процессов во всей отрасли. Главным пугающим маркером, на который указывают специалисты, является критическое снижение объемов работ по подготовке шахтного фонда. Практически не ведется подготовка новых мощностей, и даже лидеры рынка предпочитают опираться на старые запасы, не инвестируя в развитие и расширение деятельности.

Кроме того, падение курса национальной валюты не позволяет даже предприятиям-гигантам, таким как угледобывающие объединения Западного Донбасса, Доброполья, шахтоуправлению «Покровское» и др. приобретать высокопроизводительное оборудование за рубежом, что в прежние времена являлось ключевым способом достижения рекордных показателей в добыче и проходке.

Как грустно шутят аналитики рынка горно-шахтного оборудования, «зарубежная техника сейчас очень-очень дорогая, продукция компании Corum очень дорогая, а то, что предлагают стихийно образовавшиеся кооперативы и артели, просто дорого, но очень ненадежно».

Конъюнктура на отечественном рынке горно-шахтного оборудования не позволяет порой приобретать даже украинские комбайны и комплексы, которые по цене становятся сопоставимы с изделиями ведущих мировых марок. В результате, шахты и объединения вынуждены направлять свои, и без того скудные, оборотные средства в развитие собственных ремонтных мощностей, где планируют осуществлять оперативное восстановление поврежденного или изношенного оборудования. Ясно, что такой путь выбран не из-за хорошей жизни и в будущем чреват дополнительным витком снижения производственных показателей, в связи с нарастающим падением эффективности добычных и проходческих механизмов.

На объективные обстоятельства дополнительным грузом накладывается и субъективный фактор: население угледобывающих регионов более других претерпело из-за антитеррористической операции. Линия соприкосновения проходит в непосредственной близости от мест добычи, на неконтролируемой территории остались обогатительные фабрики, потребители. Кроме того, напряженность в регионе заставляет искать решения возникающих логистических проблем, что приводит к построению неоптимальных маршрутов транспортировки угля, удорожающих, в результате, его стоимость.

Казалось бы, в этих условиях углепром должен рассчитывать на определенную поддержку со стороны государства. Но вместо этого Национальная комиссия регулирования рынка энергетики и коммунальных услуг предлагает ввести 8% ренту на добычу угля, что по единодушному мнению экспертов угольного рынка тут же ставит крест на предприятиях, специализирующихся на коксующихся углях, так как их продукция после увеличения ставок не выдержит конкуренции с российской или китайской.

Отрицательная синергия проблем действует крайне деструктивно в отношении украинского углепрома, в котором только по оценочным сведениям трудятся до полумиллиона человек, на глазах превращая его из одной из ведущих отраслей экономики в хронически отстающую. А крушение одной из опор экономики страны, неизбежно вызовет аналогичные процессы в смежных и связанных со смежными отраслях. Как отмечают  ведущие эксперты-угольщики, проблемы даже таких успешных в недавнем прошлом предприятий, как шахтоуправление «Покровское», говорят о том, что угледобыча в Украине находится в серьезном коллапсе, выход из которого в ближайшем будущем совершенно неочевиден.

Возможно, выход есть в грамотном и вдумчивом переносе на, а вернее, под украинскую землю существующего мирового опыта выведения из кризиса горнодобывающей промышленности. Путь, пройденный, к примеру, послевоенными Германией и Японией, говорит, что резервы для восстановления можно найти всегда. Например, в проведении качественных ремонтов, грамотной организации производственных процессов, повышении уровня самодисциплины персонала и культуры эксплуатации оборудования. Важно, не пренебрегать этими цивилизационными наработками, впустую ожидая, что старые отечественные традиции будут эффективны в новых реалиях.

Богдан Степанюк

Оксана Ельченко