В Украине ведутся переговоры о снижении налога на добавленную стоимость (НДС). Недавно в Верховной Рад был зарегистрирован соответствующий законопроект №8089. Мы попытались разобраться, нужно ли в наше непростое время снижать НДС и к чему положительному и отрицательному может этот шаг привести.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действующая основная ставка в размере 20% даже при условии поэтапного внедрения системы электронного администрирования НДС, позволяет применять различные схемы уклонения от уплаты НДС.Это «оформляется» в виде так называемых «скруток» и фиктивных субъектов хозяйствования, поскольку их услуги стоят около 10-12%, а ставка НДС в 20% побуждает их использовать с целью оптимизации налоговой нагрузки и легализации «теневого» оборота товаров и услуг, то есть делает применение схем экономически целесообразным.
В представлении авторов проекта, снижение НДС нужно зеркально проводить с процессом ликвидации единого налога, или хотя бы третьей группы его плательщиков. «В течение срока действия упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и вследствие отсутствия каких-либо изменений с требованиями по объемам дохода и освобождение физических лиц-предпринимателей, упрощенная система налогообложения начала массово использоваться реальным большим бизнесом с целью уклонения от уплаты налогов, налоговой оптимизации. А также с целью легализации продажи товаров, полученных без каких-либо первичных документов, товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины контрабандным путем и без уплаты каких-либо налогов и сборов», — говорится в записке.
В принципе, их мнение заслуживает самого внимательного изучения, и солидная доля правды в этом есть. Однако не стоит забывать, что налог на добавленную стоимость является одним из самых высокодоходных налогов в системе налогообложения Украины.
Как отметил нам Игорь Млечко, партнер юридической компании «JUSTL», поэтому, снижение размера его ставки не может рассматриваться выгодным шагом для государства: «Вместе с тем, рассчитывать, что снижение ставки НДС повлечет сокращение эпизодов агрессивной налоговой минимизации, на наш взгляд не стоит. Уже сегодня такой способ налоговой оптимизации не пользуется высокой популярностью, так как не есть безопасным, а наряду с ним существуют более цивилизованные, «белые» схемы».
Эксперт твердо уверен, что корень проблемы заключается не в самом размере ставки налога (в большинстве стран ЕС ставка составляет те же 20% или выше, вплоть до 27% в Венгрии), а в неэффективности борьбы со схемами, в недоверии к государству, и в менталитете налогоплательщика. Ведь, действительно, сколько отдавать государству не придется, всегда будет много; сколько существуют налоги, столько и будет существовать стремление их минимизировать.
Снижение ставки НДС теоретически могло бы нивелировать целесообразность схем агрессивной оптимизации, так как действительно экономическая целесообразность сегодняшних услуг по налоговой минимизации (стоимостью 10-12%) будет отсутствовать при ставке НДС в 16%.
Однако, где гарантии, что снижение ставки НДС до 16% не повлечет соответствующей адаптации стоимости таких услуг под новые реалии (например, под 8-10%)?
«На наш взгляд, основывать борьбу с умышленной минимизацией налогов лишь на снижении ставок налогов, хоть и является самым простым способом, но не есть эффективным. Если говорить о том, много ли на сегодняшний день компаний пользуются услугами «площадок» или прочих «торговцев неправомерной налоговой выгоды», то можно, лишь констатировать, что сегодня такие услуги пользуются гораздо меньшим спросом, чем, к примеру, лет пять назад», — утверждает Игорь Млечко.
Связано это с рядом факторов, в том числе с тем, что фискалы ведут активную борьбу с противодействием «бестоварным» схемам по НДС. Так, налоговики, определив критерии фиктивного субъекта и методы его «работы», активно регистрируют уголовные производства по ст. 205, 212 УКУ, составляют акты налоговых проверок, выносят решения о доначислении налогов (штрафов), а также отказывают в регистрации налоговых накладных. Быть участником таких схем, уже сегодня, не есть безопасным и целесообразным «занятием».
Однако, например, аналитик Центра перспективных исследований Егор Киян уверен в обратном. «Понижение НДС, действительно, немного простимулирует деловую активность. Однако это и уменьшит налоговые поступления в бюджет. С другой стороны компании все-таки активно используют цепочку оптимизации НДС из «черных» и «серых» посредников (их еще называют «прокладками»), которые размывают налоговые обязательства по этому виду налога. Или же компании просто и вовсе банкротятся для того, чтобы вообще ничего не возвращать. Таким образом, к фирмам, особенно крупным не так просто и подкопаться: юридически виноваты не они, а именно эти посредники», — отмечает эксперт.
Напомним, что на НДС приходится более половины доходов государственного бюджета (384 из 724 млрд грн, согласно плану на 2018 г.). Если потоки не выйдут из тени, снижение ставки с 20% до 16% повлечет снижение доходов на 77 млрд грн., т.е. это создаст дополнительный дефицит в размере больше 10% доходов.
Нужно ли при уменьшении НДС ликвидировать единую систему налогообложения? «На наш взгляд, отменять упрощенную систему налогообложения (единый налог) при условии снижения ставки НДС, категорически нельзя. Главным образом, это связано с тем, что НДС практически никак не влияет на упрощенную систему. Ведь, первые две группы «единоналожников» лишены возможности быть плательщиками НДС, а третья группа лишь подразумевает такую возможность (в зависимости от выбранной плательщиком ставки единого налога — 3% (с НДС) или 5% (без НДС)», — говорит Игорь Млечко.
Некоторые эксперты полагают, что вместе с тем, учитывая «отстраненность» плательщиков единого налога от НДС, уменьшение его ставки не может создавать для таких плательщиков объективных выгод для перехода с упрощенной системы на общую.
Некоторые эксперты считают, что в то же время импортный НДС (для завозимых в Украину товаров) необходимо сохранить на уровне 20%, за исключением импорта технологий и высокотехнологичного оборудования. По их мнению, это позволит частично защитить внутренний рынок от дешевого импорта. Другие же, напротив считают, что защищать внутренний рынок путем повышения налоговой нагрузки на ввоз зарубежной продукции, не есть правильным. Этот рынок, по их мнению, нужно защищать государственными программами и льготами (свободными от давления на импорт). Кроме того, справедливости ради, отметим, что такой рынок должен защищать себя сам, путем производства конкурентной продукции.
Что касается экспортеров продукции, то и тут есть определенные различные воззрения. Так, существует мнение, что возмещение НДС необходимо выплачивать экспортерам товаров с высоким уровнем добавочной стоимости и инноваций, обладающих возрастающей отдачей от масштаба производства, а не убывающей, как это наблюдается сейчас в сырьевых отраслях и сельском хозяйстве.
Их противники уверены, что подобное мнение соизмеримо с афоризмом Герберта Спенсера: «Выживает сильнейший». Поэтому эксперты из такой когорты считают, что крайне неправильно «топить» отдельные сектора экономики тем более, руководствуясь одним лишь фактом убывающего уровня добавочной стоимости их продукции. Эффективная государственная модель должна функционировать не в режиме тактики «забирать», а в режиме стратегии «развивать».
К тому же, суть НДС заключается в том, что его платит конечный потребитель, в том числе физические лица внутри страны. «Если вывести НДС за скобки внутреннего рынка, где конечными потребителями выступают физические лица, Украина лишится значительной статьи дохода. Поэтому мы считаем, что государство к этому шагу не готово и в обозримом будущем на него не пойдет», — считает Игорь Млечко.
Действительно, здесь возможно в условиях низкого и постоянно ухудшающегося социально-финансового уровня жизни граждан, стоило бы рассмотреть возможность введения дополнительных и расширения существующих налоговых льгот по НДС на продукцию первой необходимости.
Как видно, в общем, государство не готово к снижению этого вида налога, поэтому в обществе среди экспертов должны проводиться серьезные дискуссии по этому поводу. Огульно одним разом снижать НДС (и при этом частично отказываться от единой системы налогообложения) и ждать, что жизнь в Украине станет намного легче и бизнес будет активней развиваться, не стоит.