PinchukArtCentre представляет три новые экспозиции — две премьеры в восточной Европе — персональные выставки обладателя премии Хассельблад канадского фотографа Джеффа Уолла «Фотография: в свете, черная, цветная, белая и темная» и представителя плеяды Young British Artists — художника Гари Хьюма «Красота», которые можно посмотреть до 1 апреля. А также в рамках специального проекта РАС-UA арт-центр презентует новые работы «Неофольк» украинского художника Николая Маценко, ознакомиться с которыми можно в течение месяца
В экспозиции Джеффа Уолла представлены 17 фоторабот и 7 лайтбоксов, отобранные самим автором. Выставка дает возможность не просто ознакомиться с его творчеством, но и узнать о его отношении к фотографии и месте, которое, по мнению автора, она занимает в современном искусстве.
Фотография Джеффа Уолла это не фиксация определенных моментов, обращающая внимание на те вещи, которые в повседневности мы не замечаем. В нее он привносит свойства живописных полотен, тем самым создавая композиции, отображающие современную жизнь в манере, которая когда-то считалась присущей исключительно живописи, и это является определяющей чертой его творчества. Художник стремится связать классическую живопись и современное искусство, сделав из них единое целое. «Фотография должна восприниматься не просто как документальный кадр или слепок реальности, а как произведение искусства,— объясняет свою позицию автор.— Фотография кажется нам знакомой, мы думаем, что отлично ее понимаем, мне же кажется, что использование живописных техник создает художественный интерес фотографии, дает возможность почувствовать, что такое фотография на самом деле».
Впечатляет не только, как автор работает с цветом (а цвет присутствует даже в черно-белых снимках), но и его отношение к деталям. Даже к размещению работ в выставочном пространстве господин Уолл подходит с определенной целью. Они не просто выстраивают деликатную связь между природой, предметами и людьми. Например, цветная фотография «Люди на обочине», размещенная в зале с черно-белыми снимками, помогает почувствовать цвет, понять его значение, то, как он работает. А миниатюрная работа «По мотивам «Весенний снег» Юкио Мисимы, глава 34» в одном зале с масштабными фотоработами усиливает ощущение некой тайны. И даже размер работ диктуется решением определенной задачи. Если масштабная фотография «Бокс» создает ощущение, будто зритель взаимодействует с реальным миром, огражден прозрачной пленкой, то увеличенная «Юноша, промокший под дождем» — дает возможность рассмотреть капли и узоры, которые они создают на его одежде. Джеффу Уоллу, кроме всего прочего, свойственно балансировать на грани и дразнить зрителя: там, где последний абсолютно уверен, что видит перед собой документальный репортажный снимок, выясняется, что это фотомонтаж или убедительная постановка, и наоборот.
На четвертом этаже посетители арт-центра могут ознакомиться с творчеством Гари Хьюма. В рамках экспозиции объединены знаковые работы раннего периода с недавно созданными группами произведений, такими как «Радуга», «Беспокойство и конь», а также новые картины и скульптуры, в частности, серия рисунков «Бикини», которая ранее нигде не экспонировалась. Здесь представлено более 60 работ автора, объединенных названием «Красота», и, пожалуй, это впервые, когда в названии экспозиции нет никакого подвоха. В отличие от своих коллег по Young British Artists, Гари Хьюм не эпатирует публику, наоборот — позволяет ей остыть, отдохнуть, предаться созерцанию и меланхолии. «Я люблю вещи, наполненные печалью»,— говорит художник и переносит свою любовь на полотна, щедро делится ею со зрителем. Гари Хьюм отталкивается от конкретного изображения, которое по окончании длительного процесса преобразования в абстрактную форму, редко прослеживается в законченной работе и опознать которое зачастую возможно, лишь прочитав название картины. Хотя в его минималистичных сдержанных картинах многие критики подчеркивают концептуальность, своего зрителя художник в первую очередь цепляет эмоциональным посылом.
Николай Маценко в пространстве РАС-UA представил «Неофольк», ту часть его творчества, которой, по словам художника, руководит его сердце, а не разум. «Формально — это рефлексия о ковре из моего детства. С одной стороны, я сделал из этого упражнение по цветоведению, а с другой — это высказывание о месте украинского искусства в общемировом и о моем месте в украинском и глобальном контексте, о месте моей страны, которая до сих пор остается terra incognita».