Концепция Оксаны Мась заинтересовала гуру современного искусства Бонито Оливу настолько, что тот стал сокуратором с итальянской стороны. Недавно Оксана показала незаконченные фрагменты готовящегося проекта в Умани
На сей раз Оксана Мась стремится собрать мозаичное панно Post vs Proto-Renessans на тему знакового для всего мирового искусства произведения – Гентского алтаря Ван Эйка.
«С Гентского алтаря в 1432 г. началась эпоха Возрождения,— поясняет куратор с украинской стороны Алексей Роготченко.— Вот этим произведением (показывает на стену) в мир выбрасывается новый, следующий алтарь. Таким образом, мы говорим о втором Возрождении, пришедшем сегодня. Ведь тогда был очень сложный век, такой и сегодня сложный».
Проект как бы продолжает найденную Оксаной Мась тему пасхальных яиц как одного из украинских символов (сборные композиции демонстрировались в Киеве: в Софии — «Взгляд в вечность» с изображением Божьей Матери, в Лавре — пасхальная сфера). Однако сходство читается только на первый взгляд. На большинстве модулей яиц — вместо сакральных символов картинки из разряда фильмов ужасов или подросткового творчества на партах.
Дело в том, что Оксана Мась предложила людям на модулях изобразить грехи. «Ты смотришь на прекрасные лица, подходишь — и видишь, из чего эта красота сделана. Но потом наступает обратный процесс. Ты отходишь и все плохое, что ты увидел, начинает растворяться перед чудесной картиной мира,— поясняет Оксана Мась.— Поставлена была задача — изобразить все, чем человек заменил себе Бога».
Рисовали люди в 50 странах мира. Заготовки из бука, раскрашенные в базовые цвета в мастерской Оксаны Мась, предлагались в каждой из 21 галерей, с которыми она сотрудничает. «Сейчас приходят посылки из Европы с расписанными модулями,— поясняет Оксана Мась.— Но это очень дорого, мы свернули программу».
В Украине изображали свое понимание греха в колониях, тюрьмах, реабилитационных центрах для наркозависимых. Поэтому неудивительно видеть наколки и висельников, листы марихуаны и черепа… Но встречаются и достаточно мирные, бытовые картинки — знаки автомобилей, к примеру, бренды безалкогольных напитков или мобильных телефонов.
Есть и герои мультфильмов. «Винни-Пухи и Микки-Маусы, наверное, из детских работ. Я предлагала детям в Николаевской художественной школе рисовать на тему зла и добра,— поясняет Оксана Мась.— Но в моем проекте участвовали очень многие – и служащие, и жены депутатов, и все желающие. Кстати, проект продолжается, и можно присоединиться. Может быть, нарисованы некие абстракции, страхи или еще что-то. Каждый модуль — уникальное произведение конкретного человека, который становится соавтором панно. Но есть нюансы — мы вставляли в композицию и традиционные писанки. Очень математически, для того чтобы уравновесить все эти грехи, страхи. Есть ведь энергетические вещи, которые нельзя нарушать».
«Это очень важная социальная работа,— убежден куратор Алексей Роготченко, который лично проводил акции с раскраской модулей в реабилитационном центре для наркоманов.— Если ты осознал, в чем грешен, это первый шаг на пути спасения. Эти рисунки — своего рода исповедь. Ведь для многих людей отношение к религии сегодня совсем не у всех доверительное. Есть два задокументированных факта, когда люди бросили курить после того, как нарисовали свои грехи и тем самым осознали их».
Из яиц в мастерской в Одессе собираются прямоугольники размером 61 см на 120 см, потом везутся в Умань, где из них на десятиметровой стене складываются фрагменты 6 м на 6 м. «Я сама сегодня в первый раз увидела результат. В мастерской на полу рассмотреть не получится,— делилась Оксана Мась.— Здесь мы исправляем ошибки, их в среднем 5-10%. Потом снова разберем на модули, вернем в Одессу, там уже закрепим все на клей и будем готовить к транспортировке в Венецию. Главное, что нам удалось передать цветовую гамму Ван Эйка, эту фламандскую сдержанную палитру. Это была очень сложная задача».
Сейчас почти готово четыре фрагмента — папская тиара, лицо Бога, поющие ангелы и рука Адама. План-максимум — подготовить десять фрагментов, но, скорее всего, к маю успеют только восемь. На панно шесть на шесть метров идет около 12 тыс. яиц. Весит такой кусочек около тонны, так что для транспортировки на биеннале понадобится не менее трех фур. На воссоздание всего алтаря в Оксанином варианте понадобится 3 млн. 480 тыс. яиц. Произведение получится, как многоэтажка,— 92 м на 134 м. Проект насколько масштабный, настолько дорогой. По самым скромным прикидкам, он обойдется не менее миллиона евро. Пока все работы финансирует сама Оксана Мась, переговоры со спонсорами продолжаются.
После 54-й Венецианской биеннале, которая пройдет с 4 июня по 27 ноября (тема ILLUMInations — просвещение, плюс акцент на «nations», нациях), работы вернутся в Украину и будут показаны во всех регионах.