Антикварный салон в «Мистецькому арсеналі» представляет ретроспективу Виктора Зарецкого. Это уникальная выставка. Последний раз полноценную экспозицию работ Виктора Зарецкого широкая публика могла видеть 20 лет назад, в Национальном музее. Сейчас же в рамках этого проекта, чтобы представить творчество этого знакового художника, объединили свои усилия 14 музеев и частные коллекционеры
На выставке будет презентован альбом «Терези долі Віктора Зарецького». На 600 страницах каталога — известные работы художника, хранящиеся сегодня во всем мире. «Жизненный путь и творческая судьба уже легендарного для украинского искусства художника Виктора Зарецкого на расстоянии времени кажется не просто выразительной, а даже гипертрофированной метафорой жизни души украинца в советской действительности 50-80-х гг.»,— говорит вдохновитель этого проекта, заслуженный деятель искусств Олеся Авраменко.
Над каталогом она работала с января: «Я познакомилась с Виктором Зарецким в 1988 г., и, по сути, работа над каталогом началась, когда после смерти художника Иван Дзюба заказал мне статью в журнал «Сучасник». Зарецкий не отпускал меня все эти 23 года».
Участник диссидентского движения 1960-х гг., пропустивший через себя все надежды и всю боль этого движения. Соцреалист, не боявшийся обращаться к модернизму в «шахтерской», «сельской» и «городской» темах. Его работы этого периода (1950-1960-е гг.) знал весь огромный СССР. Он получал за них награды, их же снимали с выставок со словами: «Кто ж пойдет в шахту работать, увидев таких чумазых и утомленных хлопцев?».
Создавая «сельскую» серию, кстати, рядом с Чернобылем, художник, стремясь передать суть народной жизни и характеров, работал рядом с колхозниками. Председатель колхоза даже трудодни начал начислять Зарецкому… «Городская» отражала интерес к современным тенденциям в искусстве, которые хоть и крохами, но просачивались через железный занавес.
Оттепель 1960-х закончилась для Виктора Зарецкого личной трагедией. Было совершено двойное зверское убийство его жены Аллы Горской и отца. Кроме страданий художнику выпало еще и обвинение в убийствах, а потом — унижения и остракизм. Некоторые работы последующих лет несли инфернальный свет, информацию «оттуда», заставляя рыдать его душу и сердца зрителей. Позже он пишет уже несколько иные работы, выплескивая свою боль, ища опоры жизненной и мировоззренческой.
«В начале творческого пути Виктор Зарецкий стал художником известным и признанным, успешным творцом соцреалистического искусства, но после решительно отошел от художественного стиля, в котором был воспитан и к которому привык,— рассказывает Олеся Авраменко.— Он развил уникальный индивидуальный стиль, что возник на основе академического профессионализма и ремесла и достижений мирового искусства. Художник вдумчиво переработал и переварил философию живописной среды Сера, цветного пятна Матисса, живописной формы Сезанна, мистицизм и элегантность стиля прерафаэлитов и модерна; ритмизацию композиционного и цветного высказывания народного искусства; чувственность, экстравагантность и художественный язык Густава Климта и много других явлений искусства. Он всегда спрашивал себя и других так, как это когда-то делал Михаил Врубель: «Что ты рисуешь?», имея в виду не объект изображения, а идею, которую автор закладывает в работу, определенные художественные задания, что способствуют проявлению того или иного образа…»
Он был непризнан. Не признан властью и коллегами по цеху. Он искренне и последовательно оставался самим собой и потому очень выделялся даже среди художников. Художник просто «запоем» делал то, что система не заказывала, не поддерживала, а то и не ожидала и запрещала.
Он шел вперед, он был современен общемировой культуре, но его поиски не понимали в Украине. Хотя зарубежные коллекционеры любили работы Виктора Зарецкого, еще в 1980-х заезжая к нему и скупая работы, новые и старые. А в июле 1990 г. на аукционе Christie’s были проданы более 20 работ художника. Среди них — роскошный «Портрет Раисы Недашковской» в золотом очипке, триптих «Искусство» и др. Готовя к изданию каталог, Олеся Авраменко пыталась получить хорошие снимки тех работ: «Увы, большинство из них — в банковских ячейках. За них сражаются коллекционеры, но они не демонстрируются».