Досуг

С молотка пойдут наброски Шагала

Аукционный дом Sotheby’s проведет 17 июня в Нью-Йорке торги Books and Manuscripts, в рамках которых организаторы намерены продать ценнейший лот, ранее никогда не выставлявшийся на распродажи,— 85-страничный альбом рисунков Марка Шагала, выполненных карандашом, чернилами и акварелью, получивший предварительную оценку от $600 до $900 тыс.

В период с 16 по 17 мая с альбомом, до того совершенно неизвестным широкой публике, можно было ознакомиться на выставке в Париже. После этого уникальная вещь возвратится в Нью-Йорк, где с 11 июня станет гвоздем cпециальной предаукционной экспозиции.

Альбом имеет очень личный характер, и в сущности Шагал не предназначал его для посторонних глаз. Легендарный художник-авангардист на протяжении более 20 лет использовал его для набросков будущих произведений. Среди них множество черновых автопортретов Шагала, а также изображения его жены Беллы, а кроме этого в альбоме содержится и серия эскизов, на которых изображен царь Давид: по мнению экспертов Sotheby’s, серия работ с изображением царя Давида — это наиболее важная часть всех скетчей.

Уникальность альбома основывается не только на самих и без того самодостаточных неизвестных рисунках автора. На первых восьми страницах альбома размещены переводы стихотворений различных французских поэтов на идиш, сделанные супругой художника, так как первоначально тетрадь принадлежала именно Белле Шагал. После ее смерти в сентябре 1944 г., вызванной осложнением после гриппа, когда горе несколько поутихло, художник, тоскуя по утрате, стал заполнять альбом собственной графикой. Белла была не только его женой, но и музой, и Марк Шагал долго не мог заставить себя вновь взять кисть в руки, а все начатые живописные работы в мастерской были поставлены лицом к стене. В это время он оформляет спектакли, работает над литографиями и книжной графикой.

Все рисунки были сделаны в период с 1940-х по 1960-е годы, причем этот альбом Шагала — единственный сохранившийся в первозданном виде, благодаря бережному и тщательному хранению в частной коллекции. «Альбом отличается превосходным провенансом, а рисунки в нем представляют собой целый каталог иллюстраций Шагала, насыщенных красками и динамизмом,— отметил представитель Sotheby’s Дэн Абернети.— Вообще эскизники Марка Шагала, сохранившиеся в первозданном виде, являются исключительной редкостью». Он напомнил, что пять тетрадей художник отдал в дар иерусалимскому Музею Израиля, и ни один из них не выставлялся на аукцион.

Некоторые эскизы наполнены религиозной тематикой — иудейской и христианской. На одной из зарисовок альбома Давид играет на арфе под аккомпанемент скрипача в крестьянской шапке. На другом рисунке, выполненном чернилами, изображен Моисей, держащий в руках скрижали с десятью заповедями, а за спиной у пророка христианский крест. Известно, что с 1922 г. художник много путешествовал по миру, открывая для себя новые источники вдохновения. Шагал погружается в мир Торы, исколесив Палестину, Египет и Сирию. На библейские сюжеты им было создано огромное количество произведений, и работа над этой темой продолжалась до конца его жизни.

Серия гуашей-иллюстраций к Библии (1931 г.) сыграла большую роль в формировании Шагала как человека и художника. Сам заказ на работу был получен только потому, что в представлении известного парижского издателя Воллара творческий почерк мастера соответствовал величавой простоте и сути Священной книги. Работа над композициями потребовала особого лаконизма, лапидарности и простоты изобразительного языка. В своем искусстве Шагал объединяет Ветхий и Новый завет, а Библию считал величайшим даром еврейского народа всему человечеству. «С ранней юности Библия захватывала меня. Она всегда казалась мне, да и сейчас кажется, величайшим источником поэзии всех времен. Я искал отражения этого в моей жизни и искусстве. Библия — как эхо природы, и именно этот секрет я пытался передать…», — писал Шагал.

На страницах альбома также нашла отражение история жизни и творчества художника, в нем постоянно и ностальгически упоминается Витебск — родина Шагала. Сбившиеся в кучу, запорошенные снегом домики города, его православные церкви, видные прямо из окон жилища, будут до последних дней появляться на холстах, акварелях, рисунках и гравюрах Шагала. В Витебске и Петербурге Шагал начал формироваться таким, каким его впоследствии узнал и полюбил весь мир, там же создано и много прославивших его полотен, а в 1918 г. в России была издана первая монография о творчестве художника. Тема России и Витебска стала одной из первых и в парижские годы художника. На ее примере наиболее нагляден тот механизм преображения, претворения, перекодировки факта личной биографии творца в явление символической мистерии, развертывавшейся на его полотнах.

minakov
Share
Published by
minakov