Однообразные пляжные развлечения далеко не каждому по душе. В качестве альтернативы и в соответствии со своими вкусами и уровнем личного бюджета можно совершить увлекательные путешествия, географическое разнообразие которых простирается от соседней России до Западной Европы, США и других стран
В Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже уже с 24 июня под кураторством доктора искусствоведения, заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Сергея Андросова, открыта интереснейшая экспозиция «Живопись и скульптура Рима во второй половине XVIII века». До 2 октября на этой специализированной выставке можно увидеть 48 картин и 26 скульптур из собрания не только Эрмитажа, но и Русского музея, а также музеев-заповедников «Гатчина» и «Павловск». Понятно, что собранные под одной крышей уникальные произведения старых мастеров представляют особую привлекательность. Само событие приурочено к перекрестному году Италии в России и России в Италии. Посетители выставки смогут не только познакомиться с замечательными произведениями из коллекций российских музеев, но и по достоинству оценить расцвет искусства в Риме во второй половине XVIII века.
Важность экспозиции обусловлена тем, что именно с Рима, начиная с 1760-х годов, в Европе стало преобладать мощное художественное течение, связанное с развитием неоклассического стиля, вскоре охватившее все европейские страны. Этот подлинный переворот в изобразительном искусстве того времени обусловило, с одной стороны, стремление мастеров к поиску новых форм, а с другой — масштабные открытия в области античной археологии, познакомившие мир с неизвестными ранее произведениями древнего искусства. Благодаря этому в Вечном городе сформировался интернациональный круг художников, архитекторов, антикваров и археологов, которых объединял общий взгляд на античность как эталон. В это сообщество вошли видные живописцы из Италии — Джованни Паоло Панини и Помпео Батони, немцы Антон Рафаэль Менгс и Якоб Филипп Хаккерт, французы Гюбер Робер и Жак Луи Давид. Среди скульпторов, объединенных передовыми идеями, были итальянцы Бартоломео Кавачеппи и Карло Альбачини; позднее к ним присоединился знаменитый Антонио Канова. Кроме того, в эту когорту вошли британцы Джозеф Ноллекенс, Кристофер Хеветсон и швейцарец Александр Триппель. Хотя каждый из них работал в своей индивидуальной манере и в своем жанре, можно уловить общие черты их произведений.
Таким образом, за относительно короткое время Рим, всегда привлекавший всеобщее внимание, превратился в место паломничества всех любителей прекрасного. Молодые художники, приезжая в Рим для обучения, способствовали распространению нового стиля в Европе и Америке. Коллекционеры, привозя античные статуи или их копии, также вносили свой вклад в формирование и развитие нового вкуса. Свою роль в этом процессе сыграли и русские путешественники, регулярно покупавшие в Риме произведения современной живописи и скульптуры, что впоследствии способствовало формированию в российских музеях замечательных коллекций произведений, созданных в Риме в указанный период. При этом почти все они документированы, и, что немаловажно, известны обстоятельства их покупки или заказа.
Сразу две знаковые фотовыставки открылись в Германии. В Берлине — это экспозиция портретов выдающихся фотомастеров, созданных американцем Арнольдом Крейном. Экспозиции, открывшиеся 16 июля и функционирующие до 3 сентября, предоставляют редкую возможность познакомиться с изображениями известнейших фотографов современности. Сам Арнольд Крейн, благодаря своим личным связям и тесным знакомствам сумел раскрыть и передать образы «фотогигантов» XX века, среди которых Мен Рей, Уолкер Эванс, Ансель Адамс, Билл Брандт, Брассаи, Эдвард Штайхен и многие другие. Серия незаурядных снимков, представляющих собой бесценные работы огромного исторического значения, создавались Крейном в течение более двух десятилетий.
Портретирование своих знаменитых коллег было только частью профессиональных интересов Крейна. Увлекшись фотографией и начав работать в этой сфере с ранней юности, он занимался документированием различных происшествий, в частности крупных криминальных событий, съемкой землетрясений, пожаров и политических новостей для различных журналов США. После получения степени доктора юриспруденции Арнольд Крейн вознамерился навсегда отказаться от фотокарьеры, но в 1983 г., вдохновленный примером своего друга Мена Рея, он вновь полностью отдался фотографии.
Сегодня работы Крейна выставляются во многих галереях и музеях по всему миру. Фотографии этого мастера являются частью коллекций Metropolitan Museum и Museum of Modern Art в Нью-Йорке, а также The Art Institute в Чикаго.
В это же время в Эссене в музее Folkwang открылась первая европейская ретроспектива другого американского фотографа — Джоэла Стемфелда. Здесь представлено около 130 снимков, ставших плодом его работы в течение более трех десятилетий. В отличие от берлинской, это совсем иная экспозиция. Стемфелда привлекает сама родная ему Америка, ее глубинка, ландшафты, особенности, народ. Например, в 1978 г. фотограф предпринял масштабное автомобильное путешествие по Соединенным Штатам с целью «исследования социальной топографии страны». Кроме того, Джоэл Стемфелд, совместно со Стивеном Шором является одним из важнейших представителей школы так называемой New Color Photography, экспериментирующей с цветом в художественной фотографии 1970-х.
А вот по ту сторону Атлантики в американском Мемфисе в Brooks Museum of Art до 9 октября развернута выставка Impressionist and Post-Impressionist paintings. Экспозиция, составленная из 85 полотен произведений европейских художников-импрессионистов и постимпрессионистов от Моне до Сезанна дает редкий шанс насладиться лучшими образцами европейского искусства на американской почве. Одной из лучших работ, выставленных ныне в Мемфисе, можно считать холст Клода Моне «Осень на Сене, Аржантей», написанный в 1873 г.