Досуг

Пощечина академическим канонам

Киев впервые посетили с концертом Huun Huur Tu

В рамках четвертого международного фестиваля «Гогольfest» состоялась украинская премьера оперы «Дети выдры», написанной современным композитором Владимиром Мартыновым на стихи Велимира Хлебникова. Столичным меломанам постановку представили всемирно известный ансамбль Huun Huur Tu, камерный оркестр Opus Posth и хор. Владимир Мартынов (российский композитор, историк и теоретик музыки) в своих многочисленных книгах утверждает, что пришел конец времени композиторов, а следовать академическим музыкальным канонам в наши времена просто бессмысленно. Путевку же в вечность, по его мнению, могут получить лишь неоакадемические авторы, отказавшиеся от всех музыкальных канонов, либо же представители world music.
Представленное гостям «Гогольfestа» произведение объединяет архаичные тувинские мелодии с авторской музыкой Владимира Мартынова и базируется на сибирском фольклоре, воспевающем культ Выдры как Матери всего человечества. Как две «сверхповести» Велимира Хлебникова «Дети выдры» и «Зангези», положенные в основу оперы, демонстрируют концепцию сочетания несочетаемого, так и само музыкальное произведение объединяет древний тувинский материал со сложной философской музыкальной системой господина Мартынова.

Стоит отметить, что тувинские песнопения и музыкальный минимализм Мартынова, в основе которого лежит короткая зацикленная музыкальная фраза струнных, с первых минут завораживают слушателя и вводят в магическое состояние психоделического транса. Общение с музыкантами и восприятие всего доносящегося со сцены, выходит за рамки привычного рационального восприятия. Взаимодействие происходит уже на каком-то метафизическом уровне. Как справедливо накануне премьеры отметил продюсер проекта Александр Чепарухин, здесь действительно встречаются два великих потока музыки: поток вечной прамузыки, носителем которой является Huun Huur Tu, и поток современной музыки Мартынова в исполнении струнного оркестра Opus Posth. К этому еще стоит добавить выкрикиваемые хором слова текстов Хлебникова. А от финального акта, в котором хор декламирует оригинальный текст: «Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни», — мурашки по коже обеспечены.

В этот же вечер, после премьеры оперы «Дети выдры», в рамках фестиваля состоялось сольное выступление ансамбля Huun Huur Tu. Послушать тувинское горловое пение, национальные фольклорные инструменты (дошпулур, игил, гитара, флейта, бызаанчи, традиционная перкуссия) и древние тувинские песни собрался полный зал. Huun Huur Tu не просто представляют этническое наследие, но и собственное его осмысление. Перед началом концерта музыканты попросили продюсера объяснить публике, почему у них столько песен посвящено коням — ведь без верного друга кочевник не только не сможет вернуться домой, но и не найдет свою возлюбленную. В течение выступления музыканты представили публике разные музыкальные направления и продемонстрировали разные стили пения (каргыраа, сыгыт, хоомей, борбан, эзенги). Перед каждой композицией они рассказывали, о чем она — посвящена коню, другу, возлюбленной или родной земле.

Безусловно, зрителей больше всего впечатлила традиция пения горной части Тувы — каргыраа, в которой постоянно держится низкая нота и звук отдается эхом. Психоделическая картина глубинного звукоизвлечения совершенно неожиданна и впечатляюща, архаичная техника пения, позволяющая вести одновременно несколько мелодических линий, добавляла что-то мистическое в любую композицию. Апофеозом же стали песня чабана и композиция, посвященная тайге и реке Енисей (Эне-Сай означает Мать-река). В ней было слышно все, начиная от дуновения ветра, шелеста травы, цокота копыт и заканчивая пением птиц.

panafidina
Share
Published by
panafidina