В галерее «Боттега» проходит выставка работ Ивана Семесюка «Традиции. Ребрендинг». На днях она переместится в Музей современного искусства
Иван Семесюк известен как один из исследователей «жлобизма» как национального феномена и яркий мастер вышивки. На десяти картинах маслом и трех левкасах развивается тема трансформации рушника в условиях глобализации и засилья международных брендов.
Мультикультурная современность, глобализация, по мнению художника, окончательно покорили последний бастион традиционного сельского уклада — Украину. Причем мы — свидетели кульминации этого процесса. Канули в Лету целые культурные пласты, по которым можно, так или иначе, идентифицировать украинца.
«Мне хотелось привлечь внимание к тому, как ныне бренды заняли место кумиров,— говорит Иван Семесюк.— Эти новые божества, а вместе с ними и визуальные образы и знаки, не имеют не то что национальных, но даже территориальных отличий. Но они уверенно, даже нагло входят в часть обрядов. Самый яркий пример — сельская свадьба. Молодые становятся на рушник, а у жениха — «Адидас» на ногах, Нокиа — в руках. На стол в обязательном порядке водружается «Кока-Кола»… Есть ли шанс выжить у традиций, которые по сути и делают нас украинцами? Не знаю, те же рушники на Андреевском зачастую уже китайского производства».
Традиционный мотив рушников — древо жизни с птицами и цветами — у Ивана Семесюка дополняется, причем органично, как часть орнамента, культовыми лейблами. Значок БМВ смотрится просто как милый цветик, «Лексуса» — как крылышко.
«Ух ты, ОБХСС воскрес!» – радуется девушка, глядя на левую часть левкасового триптиха. «А что такое ОБХСС?» — спрашивает у нее подруга.
Левкас — живопись по дереву, технология, применяющаяся для создания икон. И этот триптих – политический. Три варианта все того же рушника. Левая идея показана звездочками и лозунгом «ОБХСС воскрес!», правая — свастикой и знаком СС, по центру — все те же узнаваемые три полосочки и слоган «Адидас полюбас воскресас!».
«Я — за либерализм. С брендами бороться, мне кажется, проще, чем с коми и наци. Кроссовки с ног выбросить легче, чем избавиться от зомбирующих идей»,— улыбается Иван Семесюк.