Украинская художница VALYA Роенко Simpson уже десять лет живет в США. За время своей творческой деятельности она перепробовала множество техник, пока не пришла к той единственной, которая открыла ей двери в галереи и музеи всего мира. В киевской галерее «Цех» VALYA презентовала свой новый проект «Все, кроме памяти…», ознакомиться с которым можно до 24 декабря
Проект «Все, кроме памяти…» VALYA Роенко Simpson создавала специально для галереи «Цех». Он состоит всего из трех работ, центральной из которых является гигантский портрет женщины (5х6 м), созданный из войлока и фетра. По словам художницы, над этим полотном она работала почти два года. «Для его создания я использовала войлок 75 цветов. Поскольку объект столь масштабных размеров, мне пришлось делать его по частям, а потом пять фрагментов собирать вместе. Однако самым сложным было именно равномерное наложение войлока, поскольку сбивается он таким образом, что ты никогда не можешь предвидеть результат». На полотне изображена пожилая женщина, чью фотографию художница увидела в журнале National geographic. В своей работе, с тщательнейшей точностью она передала все до мельчайшей линии, складки, морщинки.
Оказываясь с портретом в одном пространстве, невозможно отделаться от ощущения присутствия этой пожилой женщины, настолько тонко передана ее энергетика. Буквально каждой клеточкой тела чувствуется все, что она пережила, каждая эмоция, боль и радость, слезы, страдания, волнения и мгновения счастья. «Наше лицо, каждая его морщинка и линия, как отпечатки, которые символизируют энциклопедию нашего жизненного опыта,— прокомментировала автор.— Все, кроме памяти, имеет начало и конец, и только память остается. На западе многие женщины делают себе пластические операции, пытаются избавиться от морщин. Для меня же морщины — жизнь, на лице отпечатывается все, что дано пережить судьбой. И если человек избавляется от морщин, для меня это знак того, что в его жизни не было ничего достойного, жизнь оказалась пустой».
Стоит отметить, что художница не сразу пришла к этой технике, впрочем, как и к творчеству. «Судьба у меня складывалась очень интересно, художником я стала по воле случая: меня сбила машина и я начала заикаться, поэтому выбрала для себя профессию, в которой не нужно говорить,— рассказала «і» госпожа Роенко.— На художественное ткачество пошла по совету подруги, она мне открыла глаза на этот вид искусства. И я поняла, что это мое! Но что можно было с этим делать в Украине? Разве что создавать шелковые ткани и текстиль для крупных украинских производителей. В США я поехала в гости, там познакомилась со своим будущим мужем и осталась жить. Я начала искать себя, пробовала многие техники, пока однажды на девушке увидела изделие из войлока. Меня очень впечатлил этот старинный материал, одежда из которого создавалась еще в древности, когда, наверное, зарождались наши клетки».
Интересно, что международное внимание к творчеству художницы привлекла ее первая выставка в галерее «Цех» два года назад. Именно благодаря ей VALYA Роенко Simpson получила приглашение продемонстрировать свои работы в трех музеях в Штатах. «С этого все и началось. В этом году у меня запланировано много выставок: Торонто, Токио и т.д.».
На противоположной стене изображены аналогичные портреты этой же женщины, только выполненные в другой технике. Они нарисованы на белой стене практически прозрачной глянцевой краской, в итоге рассмотреть изображение можно только под определенным углом, оно, впрочем, наверное как и память, постоянно ускользает от зрителя. «Эти картины продолжают концепцию основной работы,— прокомментировала художница.— Это то же самое лицо, только морщины взяты как костяк. Когда человек умирает, мягкие ткани и кожа тоже отмирают, остается костяк. Эти морщины и есть костяк: все отпало, растворилось, исчезло, остались одни морщины, как отпечаток жизни».
Также художница отметила, что жизнь в Америке предоставила ей колоссальные возможности и существенно повлияла на творческое развитие. «Я посещала лучшие выставочные залы мира, и могу с уверенностью сказать, что видеть вживую современное искусство — это абсолютно не то же самое, что смотреть по телевизору или в журнале,— продолжила автор.— И это очень на меня повлияло, со мной произошли огромные трансформации. Полностью изменилось видение себя на международной арт-арене, я стала принимать участие во многих престижных выставках, состав участников которых определяет жюри, стала получать свои первые награды. Это уже имеет огромное для меня значение».
Несмотря на свой галерейный успех, VALYA пока что не стремится продавать свои работы. «Сейчас я в принципе открыта к продажам. Но такие работы продавать сложно, поскольку нужно найти подходящего клиента,— отмечает художница.—Я не очень спешу продаваться, ведь время работает на меня: чем больше у меня выставок, чем чаще я появляюсь в пространстве музеев и галерей, тем больше растет мое имя и вместе с этим растет и стоимость работ. Поэтому я очень счастлива иметь поддержку мужа, благодаря которой могу позволить себе роскошь создавать концептуальные работы и не думать, где их разместить: повесить в спальне или же у кого-то дома».