В украинский прокат вышла комедия о современном искусстве, в частности, о стрит-арте, созданная одним из, пожалуй, наиболее загадочных художников — самим господином Бэнкси
Свою дебютную режиссерскую работу англичанин Бэнкси называет документальной, однако не стоит это принимать за чистую монету. Фильм «Выход через сувенирную лавку» снят в духе модного нынче мокьюментари муви, что, однако, не лишает его правдивости и объективности. И тот факт, что он создан тем самым легендарным Бэнкси, также стоит под вопросом. Ведь в титрах картины имя режиссера не значится, а на пресс-конференцию накануне премьеры ленты на Берлинском кинофестивале обещанный автор так и не появился, отделавшись видеосообщением, в котором, естественно, лицо говорящего скрыто, а голос изменен. Такие мистификации, конечно же, только подогревают интерес к картине неравнодушных к искусству стрит-арта зрителей. Так что если вы таковыми являетесь, то посмотреть «Выход…» на большом экране можно в кинотеатрах «Жовтень» и «Кинопанорама».
Француз по имени Гетта Тьерри приезжает в Америку, где открывает магазин винтажной одежды и обзаводится новым увлечением — снимает каждый свой шаг на видеокамеру. Позже Гетта обнаруживает, что его кузен — известный в узких кругах стрит-арт художник Space Invader. Тьерри вместе с ним отправляется в ночной город, где документирует процесс творчества кузена и его коллег, путешествует вместе с ними по городам и странам и все глубже погружается в настоящий мир стрит-арта. Весь собранный материал он изначально планирует смонтировать в один фильм, однако до этого дело так и не доходит. В один прекрасный день Гетта знакомится с самим Бэнкси, и дело принимает совершенно неожиданный поворот.
«Выход через сувенирную лавку» насквозь пронизан иронией, и речь тут идет уже скорее о смерти истинного искусства стрит-арта. Гетта Тьерри оказывается типичным представителем contemporary art: в его руках стрит-арт теряет свою философию и превращается в мегауспешный коммерческий проект. Больше нет ни риска, ни провокации, зато пухнут карманы популярного «художника». Тьерри, не стесняясь, использует чужие идеи, копирует технику и т.п., а потом вставляет «свои» принты в рамки и успешно продает «ценителям современного искусства» за немалые деньги. Парадокс же в том, что те авторы, кого он копирует, или те, которые создавали работы для его выставки от его имени, не могут на своем творчестве заработать ни копейки. Грань между «искусством» и «шлаком» становится все тоньше, а способных ее видеть — все меньше. Мистификации Бэнкси продолжаются и в фильме. Неизвестно, существовал ли прототип Тьерри (Mister Brainwash, чьи работы успешно продаются за огромные деньги и чья первая выставка в 2008 г. произвела аналогичный фурор, как и выставка персонажа фильма) до возникновения идеи снять этот фильм, или он был специально придуман, а позже раскручен авторами картины для соответствия заявленному жанру, или же за господином Тьерри прячется сам Бенкси?