Досуг

«Коктебель» выставили на продажу

В Музее современного украинского изобразительного искусства до 30 сентября можно ознакомиться с лотами предстоящей специализированной распродажи графических произведений, которая, по словам организаторов торгов — аукционного дома «Дукат», в Украине будет проведена впервые

Аукцион «Дуката», для которого отобраны произведения, отображающие историю и разнообразие украинской графики с конца ХІХ в. до нашего времени, пройдет при участии лецитатора Анатолия Борсюка 1 октября. По мнению Леонида Комского, соучредителя аукционного дома, неоспоримая художественная ценность работ, предложенных для нынешней распродажи, их широкий ценовой диапазон и очевидная инвестиционная перспективность этого направления позволяют говорить об уникальной возможности приобретения произведений искусства в самом начале их рыночного пути.

Среди 120 лотов в качестве главных выделяются работы легендарных представителей украинского авангарда Василия Ермилова, Александра Богомазова, русского художника-символиста Павла Кузнецова, выдающихся отечественных мастеров Михаила Дерегуса, Василия Мироненко, нонконформистов Михаила Туровского, Александра Аксинина и современных художников Павла Макова, Александра Ройтбурда, Марко Гейко и ряда других.

Особо примечательны топ-лоты. Самым дорогим стал №46 — работа Александра Богомазова «Глубочица. Яр». Этот, на первый взгляд, скромный графический лист 1928 г., размером 38х29,2 см заслужил предварительную оценку в $8-14 тыс. По всей видимости, главной причиной для столь серьезной ставки стало само имя Богомазова, ученика Мурашко, Рерберга и Юона, вошедшего в историю украинского искусства в качестве одного из основателей национального кубофутуризма. В 1914 г. он стал автором теоретического трактата «Живопись и элементы» и вместе с Александрой Экстер организовал в Киеве художественное объединение «Кольцо». Кроме всего прочего, в годы УНР он принимал участие в создании эскизов банкнот. Таким образом, в письме работы «Глубочица. Яр» ярко отобразилась кубофутуристическая манера, где площадь бумажного листа предстает в виде гармоничного пересечения и взаимодействия горизонталей, вертикалей, углов и округлостей.

Очень хороша и тонкая работа «Коктебель» Павла Кузнецова (1878-1968), выставленная под №81. На первый, весьма обманчивый взгляд — это типичный экспромт, хоть и получивший эстимейт в $6-10 тыс. Художник создал «Коктебель» в ходе творческой командировки в Крым и на Кавказ в 1929 г. при помощи графитного карандаша, туши и кисти, причем в картине сохранена индивидуальная манера письма, наработанная им в 1910-е гг. Для нее характерна метафоричность изображения, где природный ландшафт предстает вне времени и пространства.

К числу самых дорогих принадлежит и лот под №114 — крупная архитектурная акварель Ивана Иванова (1894-1969) «Первая кондфабрика». В ней ярко отражена реальность советской эпохи индустриализации, но с таким невероятным авторским подходом, что промышленный пейзаж невольно напоминает технику итальянских мастеров эпохи Возрождения, одновременно будучи пронизанным холодным ощущением тревоги и напряжения. Это, безусловно, одно из важнейших во всей коллекции произведений получило достойный эстимейт в $5,5-7 тыс.

Самое примечательное, что на аукционе графики «Дукат» можно приобрести превосходные работы по сравнительно невысокой, даже явно смешной цене. Эротичный офорт Михаила Дерегуса Lida-Leda (лот №95) 1946 г. предлагается всего за $700-900. Так же оценен и его офорт «Обнаженная». Прекрасная, немного ироничная жанровая акварель Ильи Толкачева «Рабочие» (1963 г.) стоит каких-то $400-600. Еще дешевле работа Василия Мироненко «Паводок» (эстимейт $200-300), где художник уверенными точными штрихами передал шероховатую кору деревьев, ветки, коренья и траву, выныривающие из воды. Очень привлекательно выглядят лот №80 — литография «Белый конь» Юрия Чарышникова (эститмейт $400-600) и №51— своеобразный «Натюрморт со свиной головой» Вадима Петрова ($600-1000).

Полагаю, вряд ли настоящий коллекционер упустит шанс приобрести на одном и том же аукционе сразу две интересные работы Александра Ройтбурда 1980-х гг. Рисунки под названием «Двое» и «Трое» созданы при помощи простой шариковой ручки и оценены соответственно в $300-500 и $500-700.

Несколько особняком стоит произведение под №41. Насыщенная как бы изнутри идущим светом, объемная — почти стереоскопическая акварель Анатолия Лымарева (1929-1985) «Ведро с виноградом» (предварительная оценка $700-1000) ничем не напоминает графику: это настоящая живопись, чувственная и сочная. Написанная уже в ином настроении, но оцененная в такую же сумму акварель Георгия Карповича «Город Ковдор» 1978 г. также имеет мало общего с графикой, впрочем, как и еще немало работ, выставленных на нынешние торги. В то же время понятно, что, согласно канонам, графика — это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств черно-белые линии, штрихи, пятна и точки, где применение цвета допускается лишь в виде исключения, играя вспомогательную роль. Ведь по определению видного мастера графики Фаворского, главным отличительным признаком графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги или «воздух белого листа».

minakov
Share
Published by
minakov