Досуг

Клод Моне — отец абстракционизма

Добиваясь чистоты и звучности цвета, художник всегда избегал смешения красок на палитре

Во Франции, в парижском музее «Мармоттан Моне» (Musee Marmottan Monet), до 26 сентября открыта выставка выдающегося импрессиониста Клода Моне под названием Monet et l’Abstraction, на которой представлено крупнейшее собрание его работ.

По замыслу организаторов, в экспозиции, созданной совместно с мадридским музеем «Тиссена-Борнемисса», Моне предстает пионером абстракционизма, уже в свое время во многом опередившим Марка Ротко и Герхарда Рихтера.

Не секрет, что сам Василий Кандинский, однажды посетив в Москве выставку французских художников, был просто потрясен картиной Клода Моне «Стога». По свидетельству современников, это впечатление круто изменило его взгляд на искусство. Так что даже только эта одна параллель, свидетельствующая о стилевом родстве таких непохожих художников, говорит о многом, и, на первый взгляд, весьма отважный эпатаж устроителей Monet et l’Abstraction вполне оправдан. В то же время сама идея отнюдь не нова. Трактовка творчества Моне как художника-предтечи абстракционизма появилась еще в 1950-х, в период расцвета так называемого «абстрактного экспрессионизма», явления, возникшего в США и вскоре приобретшего международный статус. Влиятельный арт-критик тех времен Климент Гринберг обнаружил прямую аналогию между изображениями водяных лилий работы Моне, увиденными им в парижском Musee de l’Orangerie, и современным творчеством представителей Нью-Йоркской школы. Годом ранее Музей современного искусства в Нью-Йорке, до того игнорировавший Клода Моне, внезапно приобрел подборку произведений из его «лилейной» серии, чем вызвал мощный резонанс в культурной жизни общественности. При всем этом Гринберг счел нужным заметить, что в реальности абстрактное искусство по-настоящему никогда художника не интересовало, а отношение Моне к нему было на грани пренебрежения. Впрочем, и сообщество «абстрактных экспрессионистов» хотя в целом практически восприняло постулат о том, что было вдохновлено творчеством французского мастера, но, все же, отвечало ему холодной «взаимностью». Исключением стала Джоан Митчелл, которая даже переехала из Америки во Францию, поближе к учителю.

Между тем критически настроенные эксперты уверены, что за «революционной» трактовкой творчества Клода Моне скрываются коммерческие мотивы. «Переклейка ярлыков» на работах позднего периода творчества Моне якобы выгодна арт-дилерам, почувствовавшим ощутимо прохладное отношение со стороны коллекционеров и аукционных домов. Презентация этих произведений в новом свете сделает их коммерчески привлекательными.

Надо сказать, что, добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне всегда избегал смешения красок на палитре. Для того чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник размещал мазки желтого и синего, на расстоянии они оптически сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя, и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру. Возможно, эта техника и другие творческие приемы художника заставили увидеть в его творчестве абстракционистские ноты. Как бы то ни было, но произведения, созданные Клодом Моне в подобной новаторской методике, вызывали неприятие как публики, так и критики. Картины покупались за бесценок или не покупались вовсе. Все это привело к тому, что долгое время Моне жил в отчаянной нужде. Свои последние работы, четырнадцать больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные лилии», или «Кувшинки»), над которыми мастер трудился, начиная с 1918 г., он завещал в дар государству. По всей видимости, масштабная выставка в Париже вызовет серьезный всплеск интереса к наследию Клода Моне, позволив взглянуть на его творчество с нетривиальной точки зрения.

minakov
Share
Published by
minakov